Проект «Марафон памяти»
проект

Каргина Татьяна Михайловна

Социально-значимый проект "Марафон памяти" цель: формирование чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_marafon_pamyati.docx43.75 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 7» г. Воркуты.

                   Проект «Марафон памяти»

                                                       Подготовила: Каргина Т.М..

  Воспитатель, высшая категория.

                                   Пед. стаж 51 год

        

                                                      2020г.

                                     Социально-значимый проект «Марафон памяти»

Цель: формирование чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи:

- формировать у подрастающего поколения чувство верности Родине, готовности к его защите, выполнению гражданского долга;

- расширить и углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- формировать умения и навыки поиска нужной информации;

- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ;

- развивать навыки самостоятельной творческой и поисковой работы;

- приобщать к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего народа.

- противодействовать негативным тенденциям, направленным на пересмотр роли Советского Союза в победе над фашизмом.

- показать единство союзных республик во время войны.

Ведущая деятельность: поисково – познавательная.

Срок реализации: бессрочный.

По составу участников: фронтальный.

Социальные партнеры проекта: ООО «Газпром трансгаз Ухта»; представители ОО Совета Ветеранов и десантников; сотрудники «Воркутинского музейно-выставочного центра», сотрудники Центра национальных культур; сотрудники библиотек.

        Актуальность проблемы. Великий педагог Сухомлинский писал: «Познавая героическое прошлое своего народа, юный гражданин чувствует свою причастность к святыням Родины, в его сознании зреет убеждение – для каждого человека самое дорогое в мире честь, свобода, независимость, слава Отечества. Воспитание гражданина – патриота – это и воспитание убеждений, и воспитание сердца, чуткого к добру, к людям труда и сурового, беспощадного,,,к злу, к врагам трудящихся.

         В настоящее время особенно большое внимание уделяется вопросам идейно-патриотического воспитания школьников. В реализации задач, выдвинутых программой воспитания в школе ведущая роль принадлежит педагогу. В свое работе поставила задачу не просто познакомить детей с основными событиями жизни нашей Родины. Хотелось затронуть детское сердце, дать возможность прочувствовать великие испытания нашего народа, рассказать детям о том, на что способна человеческая душа. Война – это та критическая ситуация, в которой все насквозь просвечивается.

К сожалению, за последние годы оказались нарушенными традиции патриотического воспитания детей и главные жизненные установки. Памятники истории определяют духовные потребности, ценностные ориентиры. Бережное отношение к памятникам служит показателем здоровья общества, способного разумно и критически, уважительно относиться к прошлому, его достижениям и трагическим ошибкам. Общество периодически сотрясают факты уничтожения памятников героям Великой Отечественной войны, глумления над ветеранами, марши профашистской молодежи. Подрастающее поколение возмущено тем, что сносят памятник и, взрывают мемориальные комплексы, сбрасывают бюсты с пьедесталов, оскверняют могилы. Националисты называют солдат-освободителей, наших отцов и дедов – оккупантами, унижают и оскорбляют наш народ-победитель.

Обучающиеся коррекционного учреждения (с нарушением интеллекта) с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе, к выполнению общественно – полезного труда, любви и уважения к своей стране требует усилий многих специалистов. Ребёнок с проблемами в развитии не имеет опыта общения с миром. И мы им в этом должны помочь.

 В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши учащиеся не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Нужны новые формы, новые подходы в работе с детьми, которые вызывали бы эмоциональные переживания, интерес к изучению истории, желание помогать ветеранам войны и труда, чувство благодарности за Победу. Война принесла стране потери и разрушения, причинила народу тяжкие страдания.  Нет для человека утраты больше, чем гибель близких и дорогих ему людей. Нет зрелища более тяжкого, чем уничтоженные плоды труда, в которые вложены все силы, талант, вся любовь к родной земле. Нет запаха более горького, чем гарь пепелища на месте родного дома, построенного своими руками.

На протяжении последних лет нависла угроза 3-ей мировой войны. Нет такой женщины-матери, у которой бы как от тревожного сигнала не сжималось бы сердце от слов: фашизм, бандитизм, терроризм. Сущность материнства, заложенная в каждой из нас диктует нам одно: не щади себя, но защити свое дитя от погибели во имя всего святого, не допусти новой, куда более страшной, чем все прежние войны. Тысячи тысяч матерей разных веков и народов взывали к этому. Но может быть не достаточно громким был их голос? Может не доставало решимости и единения всех матерей земли? Или никогда чаще человечеству не глядела в глаза смерть, которая не пощадит никого? А ведь у нас может оказаться слишком мало времени, чтобы защитить мир. Женщине дано природой особое свойство: ощущать матерью всей земли. И даже самая робкая из нас становится сильной, когда она встает на защиту своего ребенка, родной земли! Судьба голубой планеты в наших руках. И чтобы защитить ее, мы сегодня должны стать сильнее, чем были вчера. Во имя наших детей и внуков, мы хотим мира и счастья не только нашим детям, для мира и счастья рождаются все дети на земле. Люди будьте бдительны – берегите мир!

       Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена потомками, если каждый человек будет помнить о событиях войны, о подвигах своих прадедов; каждый гражданин должен быть патриотом своей Родины. Страна, которая смеется над патриотизмом, боится однажды проснуться при фашизме.

       Этапы реализации проекта:

I этап - проектный:

         1. Определение темы проекта.

         2. Составление плана основного этапа проекта.

         3. Опрос учащихся.

         4. Рассматривание иллюстраций, книг о ВОВ.

II этап – практический:

         1. Встреча с блокадницами Ленинграда Боровиковой Р.Н. и Микулиной Ф.С.

         2. Просмотр кинофильма «Спасти Ленинград».

         3. Центральная городская библиотека им. Пушкина. Урок мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда.

         4. Общешкольное мероприятие «Я гражданин России».

         5. Экскурсия в музейно-выставочный центр военной истории «Рубеж», которым руководит инспектор ОПДН, лейтенант полиции Дмитрий Кицак.

         6. Лекция об истории оружия времен ВОВ и современном оружии (показ экспонатов оружия) представителями ОО Совета Ветеранов Дьяконова А.А., Гуськова Р.О., Бородина М.И., клуба «Северная земля».

         7.Обучающая игра по военно-патриотическому воспитанию «Солдатские судьбы», созданная научным сотрудником МБУК «Воркутинского музейно-выставочного центра» Колпаковым Федором Николаевичем.

         8. Просмотр видеофильма из серии «Дети войны», посвященная 75-летию Победы о юной блокаднице Л.А.Тверской.

         9. Центр национальных культур «Встреча с блокадниками. Освобождение концлагеря «Аушвиц». Памяти узников, концлагерей и блокадников.

         10. Концерт в «Территориальном центре социального обслуживания населения» для пожилых людей с программой к Дню Победы.

         11.Встреча с малолетней узницей концлагеря Малашенковой Н.П.

         12. Детская библиотека им. О. Кошевого. Урок мужества «Дорогами войны».

          13. Выставочный зал «Что нам расскажешь армейский альбом?»  

          14. Просмотр постановки спектакля «Девять» детьми из школы искусств.                                                              

         15. Посещение ветеранов на дому с поздравлениями.

          16. Историко-патриотический конкурс на знание фактов и исторических событий ВОВ, памятников героям ВОВ в административном здании Газпрома  юнармейцев и кадетов.       

          17. Участие в параде Победы и в Бессмертном полку.

III этап – рефлексивно-обобщающий:

         1. Мероприятие «Я гражданин России».

          2. Рефлексивный классный час «Эта память верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придет война».    

Структура проекта:

Этапы работы    над проектом

  Цели и задачи

           Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Погружение в проект.

Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности

Задачи: определить проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности педагога и учащихся.

Предлагаю учащимся возможные темы проекта. Пробуждаю интерес к теме проекта о ВОВ.

Помогаю сформулировать:

– проблему проекта: как подготовиться к «празднику со слезами на глазах»; что хотим узнать, сделать (все идеи детей записывает на доске); – цель: подготовиться и принять участие в празднике Дня Победы;

– задачи: узнать о войне из рассказов очевидцев, подготовить подарки для ветеранов, разучить песню, стихи, изучить знаменательные даты, памятники героям ВОВ.

 Мотивирую учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организую поиск оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Консультирую учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирую их формулировку. Формирую проектные умения определять проблемы, целеполагания.

Обсуждают проблему проекта с педагогом. Осуществляют вживание в ситуацию.

Получают дополнительную информацию.

Ищут оптимальный способ решения проблемы проекта, достижения цели проекта.

Формулируют совместно с учителем цель и задачи проекта.

Выполняют творческие задания проекта.

2.Планирование деятельности

Цель: пошаговая разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и сроков.

Задачи: – определить источники информации, мероприятий проекта, результатов работы над проектом, сроков;

– установить процедуру и критерии оценки процесса и результатов.

-формировать проектные умения

планирования деятельности

1.Направляю процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогаю определить круг источников информации, рекомендую экспертов).

2.Предлагаю учащимся варианты мероприятий в рамках проекта, последовательность и сроки их проведения, организую обсуждение:

– узнать о войне от очевидцев (встречи с ветеранами войны и узником концлагеря);

–подготовить ветеранам подарки;

– принять участие в параде Победы;

-изучить исторические факты и события ВОВ;

-познакомиться с   памятниками героям войны, в каких городах установлены.

3.Просмотр кинофильма «Спасти Ленинград».

4.Просмотр видеофильма «Дети войны»

5. Просмотр спектакля «Девять»

6. Обучающая игра «Солдатские судьбы».

7.Знакомство с экспонатами военного времени.

8.Организую процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности.

Осуществляют:

•планирование деятельности в проекте; 

•выбор формы и способа получения информации;

•принятие решения по срокам проведения мероприятий. Продумывают результаты деятельности в проекте.

Выполняют творческие

задания проекта.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа.

3.Осуществление деятельности по реализации проекта.

Цель: реализация мероприятий проекта в соответствии с планом.

Задачи:  -подготовить и реализовать совместно с учащимися мероприятия проекта;

– организовать коллективную, групповую и индивидуальную деятельности детей;

– организовать сотрудничество взрослых и детей в проекте.

1. Обеспечиваю необходимыми источниками информации.  Организую поиск информации об исторических событиях, значимых датах, (индивидуальная и коллективная работа).

2. Провожу проверку выполнения самостоятельных работ (подарки, стихи) творческих заданий (разучивание песни – с педагогом).

3. Организую коллективное участие в параде Победы и возложение цветов к памятнику.

4.Организую экскурсию в городской выставочный зал «Что нам расскажет армейский альбом?»

5. Организую посещение библиотеки им. О. Кошевого.

6.Организую посещение библиотеки им. А.С. Пушкина

7. Организую встречу с блокадницами Ленинграда и узником концлагеря.

8.Организую встречу в ЦНК с блокадниками и бывшими узниками концлагеря «Аушвиц».

5. Организую коллективную игру «Солдатские судьбы» во главе с Колпаковым Ф.Н.

6.Организую просмотр фильма о ВОВ.

7.Организую посещение  «Территориального центра социального обслуживания населения»  с концертной программой совместно с детьми 4 класса.

8.Организую встречу с Советом Ветеранов г. Воркуты.

Наблюдаю, советую, косвенно руковожу деятельностью, отвечаю на вопросы учащихся при выполнении заданий проекта.

Формирую проектные умения по поиску и получению информации из различных источников.

Организую обсуждение результатов проведения каждого мероприятия. Размещаю на сайте для информирования родителей.

Работают коллективно, в группах, парах, индивидуально. Знакомятся с историческими фактами, датами, памятниками;

Знакомятся с оружием времен войны, военной формой, атрибутикой.

Участвуют в конкурсе на знание исторических дат, фактов на территории Газпрома;

встречаются с блокадницами Ленинграда, узницей концлагеря.

Выполняют творческие

задания проекта.

Получают при необходимости помощь и консультации педагога.

Участвуют в игре «Солдатские судьбы».

Посещают ветеранов с поздравлениями на дому.

Участвуют с классом или родителями в праздничных мероприятиях 9 Мая.

Участвуют в обсуждении результатов проведенных мероприятий, делятся впечатлениями.

4.Оценка результатов проекта и деятельности в проекте.

Цель: подведение итогов реализации проекта, оценка результатов.

Задачи:-оценить результаты проекта и деятельности в проекте;

– организовать процесс  самооценки.

Организую самооценку проектной деятельности по пунктам:

– результат;

–эмоциональное состояние;

– мероприятия проекта;

– работа в проекте;

– уровень интереса.

Организую обсуждение коллективной деятельности, а также вклада каждого ученика в реализацию проекта (помогаю заметить вклад каждого ученика), словесно поощряю отличившихся учащихся.

Участвуют в мероприятии «Я гражданин России», в итоговом классном часе  «Эта память верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придет война»:  

проводят самооценку проекта;

дают оценку коллективной деятельности всего класса, вклада каждого ученика в проект (обозначив, что не получилось, а что особенно запомнилось)

Результаты проекта:

- повышение интереса к истории страны;

- выявление учащихся, способных к творческой, исследовательской деятельности;

- организация привлекательной формы досуга учащихся, которая способствует профилактике асоциального поведения;

- привлечение к различным формам гражданско-патриотического воспитания всей семьи (открытые занятия, встречи с ветеранами, исследовательская, творческая работа и пр.).

Дальнейшее развитие проекта: В перспективе планирую продолжать работу по ознакомлению учащихся с героическими страницами истории нашей страны, восстанавливать утраченные связи между поколениями, формировать патриотические чувства, привлекать родителей и общественные организации к участию в воспитании патриотов своей Родины.

 Литература:

  1. «Хлеб блокадного Ленинграда» О.В. Афанасьев, 2005г.
  2. «Памятник хлебу и мужеству людей в Санкт-Петербурге» М.К. Смирнова, 2007г.
  3. «Имя твое бессмертно» М.В. Григорьева, А.О. Добронравова, В.Н. Флексер, 1976г. Издательство политической литературы, Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Марафон памяти -посвящение Дню Победы.

Музыкально-литературная композиция с презентацией....

марафон памяти"65 шагов к победе"

Вот пролетают за вехой вехи.И мир уже в двадцать первом веке,Но будут помнить потомки святоПодвиг солдат века двадцатого!  Пусть память хранить помогут эти65 ШАГОВ К ПОБЕДЕ....

Нравственный марафон памяти

Памяти детей, чья жизнь была прервана, посвящается… ...

Проект "Марафон здоровья"

Доброй школьной традицией стало проведение марафонов "Здоровья". Каждый марафон имеет свою тему и название. В нем принимает участие вся начальная школа....

«Дистанционный образовательный проект «Марафон по безопасности дорожного движения» (цикл он-лайн занятий для учащихся и дошкольников)

В апреле 2020 года, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой и режимом самоизоляции, перед сотрудниками Районного опорного центра по безопасности дорожного движения была поставлена задача про...

Внеклассное мероприятие "Марафон памяти"

Внеклассное мероприятие по профилактике терроризма....

Региональный этап конкурса "Уроки Победы 2023". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"

Региональный этап конкурса "Уроки Победа". Номинация "Лучший социальный проект". Социальный школьный проект "Маршрут памяти"...