"Как научить учиться?"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Динаева Люаза Владимировна

Как научить ребёнка учиться?

Ребенка научить учиться легче всего в первом классе- тогда внутренняя мотивация ребенка и цель педагога совпадают. Но не всегда удается удержать интерес ребенка: много на то объективных и субъективных.

причин . В своей практике использую экскурсии, как метод  для создания сплоченного коллектива.От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы  с классом и формирование личности учащихся.

Очень удобна для этой цели олимпиада "Музеи .Парки. Усадьбы".

Мы с нашим  классом уже второй год становимся победителями данной олимпиады. Работа трудоемкая, но интересная.

Не всегда получается собраться всем классом  посетить музей: у всех кружки, секции, дополнительные занятия. Разбиваем класс на группы для посещения .

В 2018-2019 учебном году, в основном, разбивала класс на группы сама, а в 2019-2020 учебном году дети распределись сами, учитывая занятось в других дополнительных занятиях.

Результат: создался коллектив, появилась мотивация, узнали культуру, быт, историю  своего города, страны- повысилось качество обучения.

Предлагаю вам тематический план экскурсий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lyubiteli_puteshestviy_dinaeva.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                    города Москвы «Школа №1155»

Принята на заседании

Педагогического Совета

Школы

Протокол №_____

От «___»_______________20    г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №1155

_____________Е.А. Скуднов

Приказ №_____

От «___»___________20  г.

Дополнительная общеразвивающая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ

«Любители путешествий»

Кружковая деятельность

1-4 классы

Программа рассчитана на детей: 9-10.

Направленность: научно-экспериментальная

Уровень программы: базовый

Возраст учащихся :9-10 лет

Срок реализации программы:1 год

Автор-составитель:

Динаева Люаза Владимировна,

учитель начальных классов,

педагог дополнительного образования.

Москва, 2019   г.

Пояснительная записка курса программы «Любителям путешествий»

ЦЕЛЬ  курса состоит в подведении детей к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сформировать у школьников представление о Москве;
  • пробудить интерес к прошлому, и настоящему города;
  • приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем;
  • воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры;
  • раскрытие доступных для понимания учащимися связей, существующих в большом городе — природа и планировка города, местоположение города и его влияние на рост и развитие, природа и занятия жителей, обычаи и традиции предков и современная культура;
  • создать условия для формирования целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музеев;
  • воспитание гордости за свой город, за высокое звание – москвич;
  • воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
  • повышение общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие наблюдательности, речи, общего кругозора школьников.

Программа раскрывает учащимся связи родного края, города с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории города с историей нашей страны. Почувствовать причастность к ней каждой семьи, каждого человека города.

Программа курса "Любители путешествий» рассчитана на учащихся 9-10 лет. В 4 классе на изучение программы отвели 152 часа в год. В ходе реализации программы предполагается проведение исследовательской работы по изучению родного края, экскурсионные выезды в музеи, парки, усадьбы города Москвы и принимать участие в олимпиаде «Музеи, парки и усадьбы Москвы".

Основные методы и технологии:

  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Принципы реализации программы:

а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).

б) Культурно - ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).

в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип).

  • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей.

Актуальность: данная программа является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданской позиции. Краеведение открывает богатейшие возможности для формирования у школьников чувства патриотизма, гордости за свой город.

Новизна: данная программа помогает лучше познакомить учащихся с тем, как складывалась архитектурно-планировочная среда города, научить свободно ориентироваться в его физическом и историческом пространстве, считывать историческую и культурологическую информацию с городских топонимов и зданий центральных районов.

В содержание программы кружка «Любители путешествий», также включаются в участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы»:

  • Вводный тур «Разминка»

Вводный тур - это, по сути, заявка на участие в турах основного этапа Олимпиады. Здесь требуется выполнить задания общего характера на сайте Олимпиады. 

  • Заочный тур «Музейное приветствие»

Команда-участник (группа разбита на семь команд) выбирает музей, парк в который она хочет пойти, и проходит заочный тур для этого музея.

Заочный тур (дистанционный) содержит 5 тестовых вопросов, ответить на которые надо в Интернете, на страничке выбранного музея. У каждого музея - свой заочный тур. Только после прохождения заочного тура по музею участник получает возможность скачать «Приглашения» в этот музей. Каждый участник сам решает, сколько заочных туров по разным музеям и усадьбам выполнять. Здесь нет ограничений. Выполнять задания заочных туров можно в любой момент во время проведения Олимпиады.

График экскурсий носят гибкий характер и проводятся в удобные для мини-групп дни, так как экскурсия занимает время (от 5ч в зависимости от выбранного маршрута) и зависит от записи в музей.

  • Очный тур «Музейный водоворот» 

Очный тур по паркам немного отличается от очного тура по музеям и усадьбам (на всех фотографиях, которые участник делает в парке, должна быть зверушка-путешественница). Задания очного тура составлены так, что найти ответы на них можно только на территории самого культурного объекта (!). Здесь участники должны быть особенно внимательны!

 Результаты освоения курса программы «Любителям путешествий»

Личностными результатами программы является готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; формирование основ российской и гражданской идентичности.

У обучающегося будет формироваться:

 - чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

 -   интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-   планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

-   заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

-   различать способ и результат действия;

-   вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.

2. Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-   ориентироваться в парковой, музейной и усадебной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

-   составлять план поисково-исследовательского проекта;

-   находить и обрабатывать информацию;

-   ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- анализировать объекты, выделять главное.

3. Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-   описывать конкретные экспонаты и события;

-   правильно задавать вопросы респондентам;

-   договариваться, приходить к общему решению;

-   работать в группе;

-   высказывать суждения, аргументировать.

 Планируемые результаты освоения программы

В процессе работы по данной программе у учащихся формируются следующие компетенции:

  • высокий уровень знаний по москвоведению и предметам эстетического цикла;
  • формирование исследовательского мышления, стремления к творчеству и познанию окружающего мира;
  • умение анализировать и оформлять полученные знания;
  • социализация личности учащегося в процессе обучения и воспитания;
  • развитие интереса к познанию и сохранению культурных ценностей своего родного города.

Перечисленные компетенции определяют достаточный уровень для развития умственных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), развития универсальных знаний и умений, формирования навыков системного мышления и проектной деятельности, умения воспринимать художественные образы.

С помощью художественно-эстетического воспитания у учащихся выстраивается целостная картина мира, происходит воспитание гармонично развитой личности, формирование компетентного человека – гражданина своей страны.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ    

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего города через изучение его достопримечательностей; ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего города, его прошлому и настоящему; истории своей школы, района, города.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической информации.

Ожидаемые результаты работы по программе:

1. Выработка у учащихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;

2. Повышение интереса к деятельности музеев у учащихся;

3. Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;

4. Совершенствование учебно- воспитательного процесса.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

  • природные условия города;
  • исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
  • исторические и культурные достопримечательности: Кремль, соборы Кремля, памятники знаменитым москвичам и гражданам России;
  • быт и нравы жителей древней Москвы;
  • имена и биографии знаменитых москвичей;
  • «литературную и театральную» Москву;
  • «военную историю» Москвы;
  • правила поведения и безопасности в городе;
  • смысл понятий: экспонат, экскурсия, коллекция, экспозиция;
  • правила поведения в музее.
  • читать план города, охранять объекты, памятники истории и архитектуры родного города;
  • в доступной форме излагать знания о Москве;
  • наблюдать за происходящим и интересоваться историей родного края;
  • уважительно относиться к предметам старины;
  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • логически и правильно излагать усвоенный материал;
  • использовать навыки исследовательской работы;
  • работать с цифрами и датами;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • работать в коллективе;
  • задавать вопросы, составлять рассказы;
  • выступать перед аудиторией и слушать других.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

4 класс

учащиеся должны знать:

учащиеся должны уметь:

  • историю и архитектуру родного города;
  • топонимику и историю центральных улиц и районов города;
  • «адреса» известных жителей города;
  • «литературную и театральную» Москву;
  • «военную историю» Москвы.
  • работать с картой Москвы; выбирать наиболее оптимальный вариант;
  • отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
  • использовать навыки исследовательской работы;
  • работать с цифрами и датами;
  • делать сжатые деловые записи;
  • отличать архитектурные памятники один от другого;
  • провести своеобразную экскурсию по Москве;
  • пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:
  • наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;
  • уметь составлять зрительный ряд;
  • работать в коллективе.

СЕНТЯБРЬ(16ч)

Наименование раздела, темы

I

Введение (2 ч)

Вводное занятие. Беседа «Москва – столица нашей Родины». Инструктаж по ТБ.

1

Рассказ "История города в названиях улиц". Виртуальная экскурсия по Москве.

1

Наименование раздела

часы

примечание

Вводный тур «Разминка».

1

Заочный тур «Музейное приветствие». Очный тур «Музейный водоворот»

2

(экскурсионный выезд в Парк «Покровское-Стрешнево»).

Покровское-Стрешнево

4

Результатов посещения парка.

1

II

Заочный тур по Галерее Ильи Глазунова

1

Экскурсия в Галерею Глазунова

4

Отчёт о посещении Галереи Глазунова.

1

                                     ОКТЯБРЬ(20ч)

III

Заочный тур «Музейное приветствие». Галерея Шилова.

2

 Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в Галерею Шилова).

4

Тестирование.

1

IV

Заочный тур «Музейное приветствие» («Геологический музей им. В.И. Вернадского»).

2

Очный тур «Музейный водоворот» (экскурсионный выезд в музей («Геологический музей им. В.И. Вернадского»).

4

Отчёт о посещении музея.

1

VII

Заочный тур «Музейное приветствие» («Археологический музей»).

2

Очный тур «Музейный водоворот» («Археологический музей»).

4

Тестирование

1

НОЯБРЬ(16ч)

VII

Заочный тур «Музейное приветствие».  

«ГБУК г. Москвы "Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека".

2

Очный тур «Музейный водоворот».

«ГБУК г. Москвы "Дом Н.В. Гоголя - мемориальный музей и научная библиотека".

4

Тестирование

1

VIII

Заочный тур «Музейное приветствие» Музей "П.И. Чайковский и Москва".

2

Очный тур «Музейный водоворот» Музей "П.И. Чайковский и Москва".

4

Тестирование

1

IX

Заочный тур «Музейное приветствие». Музей истории телефона.

2

ДЕКАБРЬ(17)

Очный тур «Музейный водоворот»

Музей истории телефона.

4

Тестирование.

1

X

Заочный тур «Музейное приветствие». Музей-усадьба Е.Ф Гнесиной.

2

Очный тур «Музейный водоворот». Музей-усадьба Е.Ф Гнесиной.

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

XI

Заочный тур «Музейное приветствие». Музей  А.Н. Скрябина.

2

Очный тур «Музейный водоворот» Музей  А.Н. Скрябина.

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

                                     ЯНВАРЬ(13)

XII

Заочный тур «Музейное приветствие». Музей-усадьба Шаляпина.

2

Очный тур «Музейный водоворот». Музей-усадьба Шаляпина.

4

Отчет о посещении музея.  Тестирование.

1

XIII

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Презентация.

1

XIV

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

ФЕВРАЛЬ(16ч)

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

XV

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Презентация.

1

XVI

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

МАРТ(17ч)

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Презентация.

1

XVII

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

XVIII

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

АПРЕЛЬ(17 ч)

XIX

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

XX

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

XXI

Заочный тур «Музейное приветствие».

.Подготовка к итоговой игре.

2

1

МАЙ (18 часов)

Очный тур «Музейный водоворот»

4

XXII

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

Заочный тур «Музейное приветствие».

2

Очный тур «Музейный водоворот»

4

Отчет о посещении музея. Тестирование.

1

Отгадывание ребусов "Отгадай название района Москвы", "Где впервые встречается имя города".

    1

Виртуальная экскурсия "Район, в котором я живу". Сравнение гербов разных городов, значение элементов и цвета). Практическая работа: создание герба школы (рисунок с элементами аппликации).

    1

Итого:

152

При посещении каждого музея, парка и усадьбы необходимо делать фотографию участника Олимпиады и загружать её в личный кабинет.

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; устные выступления; презентация; работа в группе; выполнение анкетных заданий в период экскурсионных выездов и результат в конце учебного года.

Основная литература

  1. Александровский М. Указатель московских церквей. — М., б/г. – Приложение    к     «Вестнику    Московского    городского    отделения     ВООПиК  «Московское Общество».
  2. Анисимов А. Театры Москвы: Время и архитектура. – М., 1983.
  3. Артамонов М. Московский некрополь. – М., 1995.
  4. Балязин В.Н. Московские градоначальники. – М., 1997.
  5. Белицкий Я. Забытая Москва. – М., 1993.
  6. Белицкий Я. Окрест Москвы. – М., 1996.
  7. Бусева-Давыдова И.Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель. – М., 1997.
  8. Всѐ Подмосковье: Географический словарь Московской области. – М., 1967.
  9. Двинский Э. Кольца и радиусы Москвы: Путеводитель. – М., 1986.
  10. Долгов Л., Лапекин С. Пассажирский транспорт Москвы: Справочник. – М., 1990.
  11. Забелин И. История города Москвы. – М., 1905 (репринт. изд. 1990).
  12. Земенков Б. Памятные места Москвы. – М., 1959.
  13. Зодчие Москвы. В 2-х кн. Кн. 1. М., 1981; Кн. 2. – М., 1988.
  1. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е – 1917 гг.). Иллюстрированный биографический словарь. – М., 1998.
  2. Иванов В. Московский Кремль: Историко-художественные памятники. – М., 1971.
  3. Иконников А. Архитектура Москвы. XX  век. – М., 1983.
  4. Иконников А. Каменная летопись Москвы. – М., 1978.
  5. Ильин М. Москва: Художественные памятники города . 2-е изд. – М., 1970.
  6. Ильин        М.,        Моисеева        Т.        Москва        и        Подмосковье:        Справочник- путеводитель. –  М., 1979.
  7. Имена московских улиц. – М., 1988.
  8. Историки и краеведы Москвы: Некрополь. Биобиблиографический справочник. – М., 1996.
  9. История Москвы. В 6 т. – М., 1952-1959.
  10. Кириченко Е. Москва на рубеже столетий. – М., 1977.
  11. Кожевников Р. Скульптурные памятники Москвы. 2-е изд. – М., 1983.
  12. Краеведы Москвы: Сборник. Вып.1. – М., 1991.
  13. Кудрявцев М. Москва – третий Рим: Историко-градостроительное исследование. – М., 1993.
  14. Куракина Е., Кожевников Р. Рукотворная память Москвы. – М., 1997.
  15. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах Садового кольца. Т.2. – М., 1993.
  16. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Москва в границах 1917 г. Т. 3. – М., 1995.
  17. Паламарчук П.Г. Сорок сороков: Окраины Москвы. Т. 3.– М., 1995.
  18. Памятники архитектуры Москвы: Белый город. Т. 2. – М., 1989.
  19. Памятники архитектуры Москвы: Замоскворечье. Т. 3. – М., 1993.
  20. Памятники архитектуры Москвы: Земляной город. Т. 3. – М., 1989.
  21. Памятники архитектуры Москвы: Кремль и Китай-город. Т. 1. – М., 1982.
  22. Песков О., Низковская Н., Ададурова Л. Память, высеченная в камне: Мемориальные доски Москвы.  2-е изд. – М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверяем, чему мы научились.

Урок повторения и закрепления...

10 правил как научить ребёнка слушаться

Психика ребенка – это чистый лист, на который родители могут «записать» основные правила поведения при правильном подходе с точки зрения психологии. От того, какие правила и требова...

Родительское собрание "Как научиться быть здоровыми"

Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отноше­ния к своему здоровью....

Как научить ребёнка слушать с первого раза?

«В одно ухо влетело, в другое вылетело». Как это актуально сейчас, когда наши дети научились слушать нас избирательно, а, следовательно, и слушаться, старших. Это достаточно серьёзная проблема для мн...

Консультация для родителей : "Научите ребенка думать! Как научить ребенка оценивать себя!"

Что получил сегодня в школе?- спрашивает бабушка второклассника Мишу.- По русскому шесть баллов (это как 3+),- с грустью отвечает внук.- Как? Мы же с тобой вчера все правила выучили и домашнюю работу ...