Социальный проект «Семья года»
проект (1, 2, 3, 4 класс)
Одной из важных задач современной системы образования является поиск новых форм вовлечения родительской общественности в воспитание и развитие учащихся. При этом важно отметить, что сами родители должны стать примером для своих детей. Как сказал Л. Н. Толстой «Только во взаимодействии с семьей и обществом можно воспитать достойного члена семьи и патриота своей страны…»
С какой проблемой мы сталкиваемся сегодня? Это проблема, как правило, большой занятости родителей на работе и, как следствие, низкий уровень посещаемости родительских собраний, отстранение от участия в классных мероприятиях, нежелание взять на себя ответственность за помощь классному руководителю.
А между тем без совместных усилий добиться результатов в воспитании детей невозможно, поэтому возникла идея создания проекта, в рамках которого родители станут активными участниками реализации Программы воспитания школы. При этом необходимо выстраивать новые линии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений должна определяться понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество», ведь практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_festival_semya_goda.docx | 986.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в условиях ФГОС
Социальный проект
«Семья года»
Автор: Рудько Галина Григорьевна,
учитель МБОУ «СШ №31 с УИП ХЭП»
г. Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»
Паспорт Проекта
Наименование проекта | «Школьный фестиваль «Семья года» |
Основания для разработки проекта |
|
Заказчик проекта | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» |
Цель проекта | Создание условий для вовлечения родителей в процесс воспитания и развития учащихся через поиск новых форм взаимодействия семьи и школы. |
Задачи проекта | Задача №1: Найти новые эффективные формы взаимодействия школы и родительской общественности; Задача №2: Увеличить количество родителей, вовлеченных в организацию внеурочной деятельности учащихся. Задача №3: Создать благоприятные условия для дальнейшего сотрудничества с родительской общественностью. |
Сроки и этапы реализации проекта | Проект реализуется в три этапа:
|
Исполнители проекта | Педагоги школы, ученики и представители родительской общественности. |
Объем и источники финансирования проекта | Объемы и источники финансирования мероприятий проекта устанавливаются в пределах имеющихся внебюджетных средств и спонсорской помощи. |
Ожидаемые конечные результаты |
|
Система организации контроля за исполнением проекта | Управляющий совет учреждения осуществляет контроль сроков и выполнения мероприятий проекта, целевого расходования выделенных финансовых средств. Научно-методический совет осуществляет организационно-методическое сопровождение реализации Проекта. Координаторы (целевые руководители) отчитываются перед Управляющим советом о деятельности в рамках конкретных мероприятий проекта. Детское школьное самоуправление «Школьное братство» ведет освещение хода реализации Проекта по каждой номинации на сайте школы и в школьной многотиражной газете «Школьная пора». |
Период, основание и порядок корректировки Проекта | Ежеквартально с учетом средств, выделяемых на реализацию Проекта, Управляющим советом школы уточняется перечень мероприятий и затраты по проектным мероприятиям, механизм реализации мероприятий, состав исполнителей. |
Проект «Школьный фестиваль «Семья года»
«Только во взаимодействии с семьей и обществом можно воспитать достойного члена семьи и патриота своей страны…»
Л. Толстой
Актуальность проекта.
Одной из важных задач современной системы образования является поиск новых форм вовлечения родительской общественности в воспитание и развитие учащихся. При этом важно отметить, что сами родители должны стать примером для своих детей. Как сказал Л. Н. Толстой «Только во взаимодействии с семьей и обществом можно воспитать достойного члена семьи и патриота своей страны…»
С какой проблемой мы сталкиваемся сегодня? Это проблема, как правило, большой занятости родителей на работе и, как следствие, низкий уровень посещаемости родительских собраний, отстранение от участия в классных мероприятиях, нежелание взять на себя ответственность за помощь классному руководителю.
А между тем без совместных усилий добиться результатов в воспитании детей невозможно, поэтому возникла идея создания проекта, в рамках которого родители станут активными участниками реализации Программы воспитания школы. При этом необходимо выстраивать новые линии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений должна определяться понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество», ведь практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
У нас уже существует положительный опыт проведения летних каникул семьи как учебно-исследовательских экспедиций, результатом которых являются ученические проекты, проект «Родительский университет», «Фестиваль Дружбы народов» и т.д. Но как все эти интересные мероприятия объединить во что-то системное и целенаправленное? А может быть это будет «Радуга творчества», в которой в течение года как можно больше желающих семей примут участие в разных номинациях и проявят свой потенциал? Так родилась идея проведения школьного фестиваля с красивым названием «Семья года»? В рамках данного проекта семья объединится для решения общей задачи, а дети всегда только с радостью этого и ждут.
Данный Проект представляет собой модель реализации раздела Программы воспитательной работы «Я и Культура», цель которого воспитание ценностного отношения к семейным традициям, формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся, а также проект создает условия для взаимодействия школы с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Цель проекта:
Создание условий для вовлечения родителей в процесс воспитания и развития учащихся через поиск новых форм взаимодействия семьи и школы.
Ценностные ориентиры Проекта:
- развитие творческих способностей и интересов, приобретение опыта творческой семейной деятельности;
- воспитание духовно развитой личности во взаимодействии с родителями;
- формирование любви и уважения к семейным ценностям;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие чувств, эмоций;
- формирование культуры общения, поведения, овладение опытом использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- Эстетическое воспитание.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, художественное творчество, взаимопонимание, дружба.
Социальная значимость проекта:
- дети принимают активное участие совместно с родителями в разработке и проведении конкурсных мероприятий: предлагают и обсуждают план действий, готовят концерты, спектакли, сценки;
- родители участвуют в интеллектуальной, творческой жизни ребенка;
- происходит сплочение семьи и школы, развитие отношений уважения и доверия между родителями, детьми и школой;
- создается среда для проявления, раскрытия и развития творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса;
- формируются личностные качества учащихся (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление положительных эмоций и сотрудничество;
- повышается уровень родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей;
- повышается имидж школы.
Задачи проекта:
Задача №1: Найти новые эффективные формы взаимодействия школы и родительской общественности;
Задача №2: Увеличить количество родителей, вовлеченных в организацию внеурочной деятельности учащихся.
Задача №3: Создать благоприятные условия для дальнейшего сотрудничества с родительской общественностью.
Этапы реализации проекта:
Проект реализуется в три этапа:
- базовый – январь– информирование педагогического, ученического коллективов школы, родительской общественности о целях, задачах и содержании Проекта, привлечение внимания к реализации проектных мероприятий социальных партнёров, заинтересованных учреждений и организаций.
- основной – февраль-ноябрь - практическая реализация проектных мероприятий;
- завершающий – декабрь– подведение итогов реализации и оценка социальной эффективности проекта.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика качественных показателей воспитания обучающихся;
- конструирование новых подходов к организации воспитательной работы в школе через реализацию проектов семейной направленности;
- повышение уровня удовлетворенности родителей образовательными услугами учреждения.
Условия реализации проекта:
Проект «Школьный фестиваль «Семья года» проводится согласно Положению о порядке проведения фестиваля. Официальной эмблемой фестиваля является рука как символ единства и изображение на ней семьи в обрамлении радуги как символа творчества.
В январе на родительском собрании классный руководитель знакомит родителей с Порядком проведения фестиваля, определяется семья –участник, группа поддержки, в состав которой входят родители, учащиеся класса, классный руководитель; выбирается номинация, в которой семья желает принять участие. Семья может принимать участие одновременно в разных номинациях. Семья, набравшая самое большое количество баллов по результатам участия в Фестивале, выдвигается на звание «Семья года-2015».
Ежемесячно, начиная с февраля месяца, проходят творческие испытания участников фестиваля в разных номинациях:
- «Семья года»;
- «Лучшее семейное портфолио»;
- « Самая спортивная семья»;
- «Мудрый совет »;
- «Самая творческая семья»;
- «Самая музыкальная семья»;
- «Верность традициям»;
- «Самая дружная семья»;
- « Самая крепкая семья»;
- «Самая эрудированная семья»;
- «Самая интеллектуальная семья»;
- «Самая открытая семья».
Для каждой номинации определено конкретное мероприятие, например:
- Февраль - В номинации «Лучшее портфолио семьи» проводится мероприятие под названием «Давайте познакомимся!» – это презентация семейного Портфолио (этот опыт имеется у нас в школе);
- Март - В номинации «Самая эрудированная семья» организуется Марафон «Мой край- Югра», где готовятся презентации о городе, округе, создаются викторины и страницы журнала, иллюстрированные авторскими рисунками, фотографиями, видеороликами. Представление произведений собственного сочинения.
- Апрель - Номинация «Самая творческая семья» представлена Образовательным событием «Мы вместе» - это творческое представление страны на фестивале «Дружба народов».
- Май - «Самая дружная семья» определяется через мероприятие «Куда уходит детство?», где ребята узнают, как жили, во что играли, как дружили их родители? Во что играли дети 20, 30, 40, 50 годов? Что в детстве самое важное?
В сентябре родители представляют свои профессии, в октябре принимают участие в спортивных состязаниях, мастер-классах, где поделятся мудрыми советами о создании дружной семьи, в ноябре - в играх клуба «Что? Где? Когда?», в работе «Родительского университета», а в декабре проект завершается участием родителей в конкурсе «Минута славы» и церемонии награждения.
Подведение итогов проекта:
Для оценивания результатов в каждой номинации создается ученическое, педагогическое и родительское жюри.
На основе представленных протоколов жюри Управляющий совет школы принимает решение о победителях и лауреатах в каждой номинации.
Завершается фестиваль подведением итогов на традиционном отчетном концерте для родителей в Новогодние праздники.
Предлагаемые критерии оценки эффективности проекта:
Количество:
- привлеченных детей;
- привлеченных родителей;
- распространенных объявлений, листовок, открыток, буклетов, презентаций;
- выступлений коллективов;
- количество статей, опубликованных на сайте и в многотиражной школьной газете;
Качество:
- повышение информированности детей, родителей и жителей микрорайона о работе школы;
- повышение уровня эстетического воспитания детей;
- повышение уровня воспитанности учащихся школы;
- налаживание партнерских отношений с городскими социокультурными центрами;
- создание положительного опыта семейного воспитания;
- повышение уровня интереса родителей к воспитательной работе школы.
Награждение участников проекта:
На торжественной церемонии закрытия победителям и лауреатам вручаются дипломы, ценные призы, памятные ленты победителей и лауреатов с указанием номинации фестиваля. Семья, набравшая самое большое количество баллов по итогам участия в разных конкурсах, выдвигается на участие в городском конкурсе.
Механизм реализации проекта:
Фестивальное мероприятие | Номинация | Цель испытания | Время проведения | Форма представления | Участники | Педагогическая цель | Аудитория |
«Давайте познакомимся!» | «Лучшее портфолио семьи» | Знакомство с семьей, с семейными традициями, увлечениями, исследование семейных династий, представление уникальных родословных. | февраль | Визитка. | Конкурсанты (родители + дети), группа поддержки (родители класса, классный руководитель, учащиеся класса) | Формирование чувства гордости за свою семью, укрепление семейных отношений, ценностей. | Родительская и ученическая общественность. |
Марафон «Мой край- Югра» | «Самая эрудированная семья» | Представление малой родины: презентация города, округа, создание викторин и страниц о своем округе, городе, иллюстрированных авторскими рисунками, фотографиями, видеороликами. Представление произведений собственного сочинения. | март | Внеклассное мероприятие для учащихся параллели. | Конкурсанты (родители + дети), классный руководитель, учащиеся класса. | Формирование патриотизма, любви и сопричастности к своей малой родине. | Родительская и ученическая общественность. |
Творческий конкурс: Образовательное событие «Мы вместе» | «Самая творческая семья» | Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций. Творческое представление страны на фестивале «Дружба народов» | апрель | Презентация страны | Конкурсанты (родители + дети), группа поддержки (родители класса, классный руководитель, учащиеся класса) | Формирование толерантности, любви к ближнему, чувства патриотизма. Развитие творческих способностей учащихся. | Классные коллективы, родители. |
Куда уходит Детство? | «Самая дружная семья» | Вспомнить свое Детство. Как жили, во что играли, как дружили? Что интересного было в истории страны в пору детства родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, и т.д. Во что играли дети 20, 30, 40, 50 и т.д. лет назад? Как играли в фантики от конфет? Что такое «штандер-вандер», «казаки-разбойники», «классики»? Как изобразить Детство? Можно ли определить границу детства? Детство разных поколений – отличается ли оно по сути? Что в детстве самое важное? «В душе он ребенок», "он сохранил детский взгляд на мир", - порой говорят про взрослых. Когда это совсем неплохо? | май | Игры, викторины | Конкурсанты (родители + дети) | Формирование интереса к истории и жизни своей семьи, традициям дедов и отцов. | Учащиеся класса. |
У меня есть мечта: Моя будущая профессия. | «Верность традициям» | Представление профессии: Как сделать мир вокруг себя лучше? Рассказать о своей профессии с целью профориентации учащихся. | сентябрь | Творческий вечер. | Конкурсанты (родители) | Формирование осознанного выбора профессии. | Учащиеся класса. |
Мама, папа, я- здоровая семья. | «Самая спортивная семья» | Формирование командного семейного духа. Активное включение родителей и детей в занятия спортом, с целью физического воспитания детей, привития им навыков здорового образа жизни. | октябрь | Спортивные соревнования. | Конкурсанты (родители + дети), группа поддержки (родители класса, классный руководитель, учащиеся класса) | Формирование здорового образа жизни | Родители, учащиеся параллели. |
Мастер-класс «Рецепт счастья» | «Мудрый совет» | Познакомить с семейными хобби, увлечениями. | октябрь | Мастер-класс, практическое занятие | Конкурсанты (родители + дети) | Распространение позитивного опыта воспитания детей. | Учащиеся класса |
Игра «Что? Где? Когда?» | «Самая интеллектуальная семья» | Расширение кругозора участников образовательного процесса. | ноябрь | Интеллектуальная игра | Конкурсанты (родители + дети) | Развитие интеллектуальных способностей учащихся. | Конкурсанты (родители + дети), учащиеся школы. |
Родительский университет «Семейные ценности» | «Самая крепкая семья» | Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Формирование семейных традиций. Практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми. | ноябрь | Родительский лекторий | Конкурсанты (родители) | Презентация положительного семейного опыта. | Родительская общественность параллели. |
"Вот оно счастье - нет его краше!" | «Самая открытая семья» | Распространение положительного опыта в воспитании детей. Ведение рубрики родителей на сайте школы, в школьной многотиражной газете. | В течение года | Заметки | Конкурсанты (родители) | Воспитание чувства гордости за своих родителей, сопричастности к общему делу. | Родители, педагоги, учащиеся школы |
Творческий концерт «Минута славы» | «Самая музыкальная семья» | Раскрытие творческого потенциала семьи. Подведение итогов конкурса. | декабрь | Творческие номера для отчетных родительских собраний | Конкурсанты (родители + дети), группа поддержки (родители класса, классный руководитель, учащиеся класса) | Формирование гордости за себя, свою семью, свою школу. | Родители, педагоги, учащиеся школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года
Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....
Сценарий нового года в начальной школе «С Новым годом!»
Праздник проводится с детьми начальной школы в актовом или спортивном зале, который украшается новогодними гирляндами, снежинками, детскими рисунками с изображениями Деда Мороза и Снегурочки. В центре...
"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".
Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....
«С Новым годом!» сценарий нового года
Дети входят в зал, поют песню, все рассаживаются по местам. Слайд №3 Под музыку выходят ведущие.Ведущий. Снова ...
"Времена года. Смена времен года"
Конспект урока с использованием ИКТ "Времена года. Смена времен года"...
О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году
Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...
Занятие кружка "Мы и окружающий мир" по теме "Времена года. Когда я родился. Признаки времён года"
Занятие проходит в 1 классе и призвано: познакомить детей с отличительными особенностями времен год по внешним признакам, особенностям климата; развивать логическое мышление, творческие сп...