Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная игра "Знатоки Ломоносова"
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Составитель: Галактионова Светлана Аркадьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа»
Интеллектуальная игра «Знатоки Ломоносова»
Мероприятие предназначено для обучающихся 3-4 классов
Форма: игра
Цель:
Содействовать формированию у младших школьников знаний о М. В. Ломоносове – великом учёном и гражданине.
Планируемые результаты: открытие новых знаний о жизни и деятельности М. В. Ломоносове
Познавательные УУД:
- умение работать с информацией;
- умение сравнивать и анализировать;
- умение формулировать и решать проблемы.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничество с учителем и товарищами по команде;
- умение выражать свои мысли;
- владение формами речи (монолог и диалог).
Регулятивные УУД:
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
- следовать установленным правилам;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и одноклассников.
Личностные УУД:
- стремление к самооценке, самосовершенствованию;
- осознание своего продвижения в овладении знаниями.
Основные понятия: учёный, гражданин России.
Ресурсы:
- таблица для жюри (приложение№1);
- вопросы для команд;
- карточки с надписями рубрик (прикреплены на школьной доске)
- мелки: зелёный (для обозначения нумерации рубрик; под каждой рубрикой номера:1,2,3,4,5)
красный (для зачёркивания выбывших номеров, номер вопроса выбран – зачёркиваем)
План мероприятия:
- Вступительное слово ведущего.
- Знакомство с командами (название, девиз, представление капитана). В каждой команде по четыре игрока. Всего двадцать вопросов (каждая команда отвечает по десять вопросов). Команда может заработать дополнительный балл, если ответит на вопрос, с которым не справились соперники.
- Команды по очереди выбирают задания на игровом поле. Рубрики «Угадай кто?», «Сколько? » «Что это?», «Ассорти» (сборные вопросы по различным темам).
- Конкурс капитанов (за 1 минуту капитаны команд должны составить как можно больше слов из слова «ЛОМОНОСОВ»).
- Подведение итогов (слово жюри).
- Заключительное слово ведущего.
Вступительное слово ведущего.
Здравствуйте, я рада видеть всех на мероприятии, которое называется «Знатоки Ломоносова».
- Сегодняшняя наша встреча – праздник интеллекта. Интеллектуальные игры – это игры сообразительных, знающих и остроумных ребят. Именно такими мне хочется видеть вас, мои друзья! Я постараюсь, чтобы вам было интересно и занимательно. Но главное, мне очень хочется, чтобы у вас появилось желание больше читать, узнавать много нового и интересного. Надеюсь, что эта игра сделает вас более любознательными, остроумными и находчивыми. Итак, начинаем!
Ход игры:
Знакомство с командами (название, девиз, представление капитана).
Ознакомление с правилами игры
В каждой команде по четыре игрока. Первая команда выбирает рубрику и номер вопроса. Ведущий задаёт вопрос и вычёркивает его с игровой доски. Дети пытаются ответить на вопрос. Правильный ответ – 1 балл; ответ неверный, то команда соперников может заработать дополнительный балл. Если команды не могут ответить на вопрос, то вопрос адресуется зрителям.
Жеребьёвка (кто первый начинает игру)
Состязание команд
Рубрика «Угадай кто?»
- Кто автор строк:
«Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстею сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».
(А. С. Пушкин).
2. Кто дал деньги Михайле на дорогу в Москву? (Фома Шубный)
3. Кто в деревне учил юного Ломоносова чтению по церковным книгам?
(Семён Никитич Сабельников)
4. Кто сказал следующие слова «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (Слова принадлежат М. В. Ломоносову. Они записаны в его труде «Слово о пользе химии»)
5. Кто из земляков М. В. Ломоносова стал величайшим русским скульптором?
(Федот Иванович Шубин)
Рубрика «Сколько?»
- Когда Михайло учился в последних классах Спасских школ, из Петербурга пришёл приказ, о том, чтобы отобрать из учеников лучших и отправить их в Петербург, в Академию наук. Сколько было выбрано учеников? (Двадцать. Первым назвали Ломоносова)
- Сколько денег было с собой у Ломоносова, когда он отправился из родной деревни в Москву? (Три рубля)
- Сколько книг взял с собой на учёбу в Москву Михайло Ломоносов? (Две)
- Сколько языков знал М. В. Ломоносов? (Десять языков: русский, латинский, немецкий, французский, греческий, церковно-славянский, английский, итальянский, испанский, польский)
- Сколько лет исполнилось Михаилу, когда Василий Дорофеевич (отец Ломоносова) сказал:
- Хватит вольготничать. Со мной пойдёшь. Лишние руки на море всегда надобны.
(Десять лет)
Рубрика «Что это?»
- Что из перечисленных терминов не вводил в русский язык М. В. Ломоносов: градусник, кислота, горизонт, радуга, квадрат? (Радуга)
- Что не принадлежит к изобретениям М. В. Ломоносова: телескоп, радиоприёмник, смальта (стекло), ночезрительная труба, громоотвод? (Радиоприёмник)
- Что называл М. В. Ломоносов «вратами (то есть воротами) учёности? (Учебники)
- « Что полезнее есть человеческому роду к взаимному сообщению своих избытков, что безопаснее плавающим в море, что путешествующим по разным государствам нужнее, как знать положение мест, течение рек, расстояние градов, величину, изобилие и соседство разных земель, нравы, обыкновения и правительства разных народов?» М. В. Ломоносов говорит, что на все эти вопросы даёт ответы одна наука… Что это за наука? (География)
- Что было открыто (основано) благодаря стараниям М. В. Ломоносова в Москве в 1755 году? (Московский университет. Ломоносов мечтал о том, чтобы русские талантливые люди получали достойное образование)
Рубрика «Ассорти»
- В каком стихотворении Николая Алексеевича Некрасова упоминается «архангельский мужик» - Ломоносов»? («Школьник»)
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик
- В каком жанре создавал литературные произведения Ломоносов? (Ода)
- Укажите название мозаичной картины автором, которой М. В. Ломоносов не является: «Полтавская баталия», «Пётр I», «Александр Невский», «Куликовская битва», «Екатерина II»? («Куликовская битва»)
- О какой планете говорится в рассказе Геннадия Черненко «Пупырь»? (Венера. Открытие атмосферы на Венере)
- Как называлось судно, на котором Михаил Ломоносов ходил с отцом в море? (Сначала называлось «Святой архангел Михаил», а потом «Чайка»)
Конкурс капитанов
Капитаны за 1 минуту должны составить все возможные слова из слова «ЛОМОНОСОВ».
(лом, нос, сон, вол, волос, слон, слово и др.)
Подведение итогов (слово жюри). Награждение.
Заключительное слово ведущего.
Игра окончена. Я надеюсь, что наше мероприятие помогло вам пополнить знания о человеке, который вошёл в историю мировой науки как учёный чрезвычайно разносторонних интересов и способностей. Имя М. В. Ломоносова - великого учёного окружено поистине народной любовью. Читайте книги, изучайте науки. У вас всё ещё впереди. Спасибо за работу.
Использованная литература:
- Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.
- Полякова И.Ф. Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах - Архангельск: ГОУ «АО ИППК РО», 2010. – 168с.- ISBN 5-85151-118 - 4
- Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 2-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
- Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 3-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
- Полякова И.Ф. Морянка: Рабочая тетрадь для 4-х классов общеобразовательных учебных заведений.- Архангельск, 2016. – 36с.
Приложение №1
Команда | Команда |
Ответы на вопросы | Ответы на вопросы |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
9. | 9. |
10. | 10. |
Итого: | Итого: |
Дополнительные баллы | Дополнительные баллы |
Конкурс капитанов | Конкурс капитанов |
Общее количество баллов | Общее количество баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя Ломоносова на карте.
Творческий мини - проект учащихся 2 класса...
Презентация о М.В.Ломоносове
Презентацию можно использовать на уроках окружающего мира УМК "Школа России"...
«Жизнь знаменитых людей. К юбилею М.В. Ломоносова»
Задачи: 1. Познакомить ребят с жизнью выдающегося ученого. 2. Развивать речь, память поэтические способности ребят. 3. Вос...
"Ломоносову - зоо лет"
Представленный материал используются во внеклассной работе учителя.Предлагаемое внеклассное мероприятие нацелено на формирование у ребёнка интереса к наукам и к деятельности Ломоносова, на воспитание ...
Внеклассноемероприятие на тему "Урок доброты"
Мероприятие посвящено воспитанию доброты.Занятие прошло очень увлекательно. Детям понравились игры, в которых они участвовали сами.Они убедились, в том, как важно быть добрым...
Внеклассноемероприяти
ПДД...
Внеклассноемероприятие
8 марта!!!...