Родительское собрание на тему "Стили воспитания"
методическая разработка (2 класс)

Кочеткова Анастасия Олеговна

Конспект родительского собрания в начальной школе на тему "Стили воспитания". Родители не только узнают информацию, но и работая в группах, отвечаю на вопросы, приходят к выводам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_vospitaniya.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Стили воспитания»

Цель:

  • обсудить с родителями проблемные вопросы, связанные со стилем воспитания в семье;
  • пройти анкетирование «стили воспитания»;
  • разработать рекомендации для родителей, связанные со стилем воспитания.

-Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Анастасия Олеговна. И сегодня на родительском собрании мне хотелось бы обсудить с вами интересную тему «Стили воспитания в семье». Но перед этим я предлагаю вам пройти анкетирование.  Сейчас я каждому выдам анкету, ваша задача выделить тот вариант ответа, который вы считаете нужным. Если возникнут вопросы по формулировке вопроса – спрашивайте. На работу вам 7 минут.

Итак, давайте проверим результаты вашей работы. Обратите внимание на слайд. Вы можете увидеть критерии оценки анкеты. Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.


А – авторитарный 
Б – демократичный 
В – либеральный

В современной психологии и педагогике выделают следующие стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • демократический;
  • либеральный;
  • попустительский.

Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя. 

При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие. 

Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки

Из всех стилей наиболее гуманный – демократический, т.к., происходит взаимодействие ребенка и родителя, они слышат друг друга.

От того, как вы взаимодействуете с ребенком в детстве, зависит воспитание и развитие ребенка в будущем., т.к., черты характера ребенка формируются до подросткового периода (до окончания начальной школы).

А как вы считаете, какие черты характера характеризуют ребенка как личность? (предположения)

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Спасибо за ответы. Обратите внимание на слайд. И теперь давайте обсудим вопрос в группах: кто или что влияет на развитие данных качеств, что необходимо делать для того, чтобы это качество сформировалось, а чего делать нельзя.

РОДИТЕЛИ ОБСУЖДАЮТ В ГРУППЕ. ПОСЛЕ ПРОИСХОДИТ ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. Поощряйте ребенка, когда он выполняет самостоятельно какое-либо дело;
  2. Пример мамы и папы;
  3. Принцип от простого к сложному; доступности и последовательности;
  4. Моральная поддержка;
  5. Помогайте решать ребенку проблемы самостоятельно, но никогда не решайте проблемы за него;
  6. Доброжелательность и тактичность;
  7. Формулируйте свои требования максимально конкретно.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

  1. Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы;
  2. Отвечайте на все вопросы ребенка;
  3. Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления;
  4. Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь с помощью вопросов: «что ты сейчас делаешь?», «какое у тебя настроение?», «почему ты так сказал?» и т.д.
  5. Чаще используйте в своей речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;
  6. Познакомьте ребенка с такими правилами общения, как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого;
  7. Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающего вашего ребенка.

ОТКРЫТОСТЬ

  1. Научите ребенка рассказывать вам о своих переживаниях и покажите ему сами, что можете поделиться со своими проблемами;
  2. Благодарите ребенка за любую оказанную помощь;
  3. Играйте с ребенком;
  4. Говорите ребенку, что вам нравится проводить с ним время;
  5. Рассказывайте ребенку о том, каким он был в детстве и каким были в детстве вы;
  6. Не запрещайте ребенку делать что-то,  а делайте это вместе с ним;
  7. Делайте небольшие сюрпризы.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

  1. Учите его, как справляться с трудностями;
  2. Помогайте решать ребенку проблемы самостоятельно, но никогда не решайте проблемы за него;
  3. Помогайте в делах, которые пока для него трудны;
  4. Поощряйте ребенка, когда он выполняет самостоятельно какое-либо дело;
  5. Поменяйтесь с ребенком местами, пусть он попробует решить  проблему как взрослый;
  6. Давайте ребенку право выбора;
  7. Пример мамы и папы.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

  1. Пример мамы и папы;
  2. Обсуждайте с ребенком те вопросы, когда необходимо помочь;
  3. Проиграйте фрагмент сказок с использованием игрушек. покажите ребенку, что и игрушки могут чувствовать;
  4. Научите ребенка рассказывать вам о своих переживаниях и покажите ему сами, что можете поделиться со своими проблемами;
  5. Не только слушайте ребенка, но и слышьте его;
  6. Учите их заботиться о других и о себе;
  7. Обращайте внимание на ситуации, когда дети проявляют доброту и сочувствие, хвалите их. Например: «Я рада, что ты помог другу обработать ранку, когда он упал».

     Закончить родительское собрание мне бы хотелось словами Ш.Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».

           Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Памятка «Родительские истины»

  1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
  2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
  3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
  4. Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
  5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
  6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
  7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
  8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
  9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.
  10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
  11. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"

Материал конспекта соответствует  слайдам презентации. Готовый материал для работы....

Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"

Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...

Родительское собрание "Методы семейного воспитания"

Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....

Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"

Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....

Родительское собрание на тему: "Воспитание без насилия".

Родительское собрание на тему: "Воспитание без насилия"....

Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и  убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....