Родительское собрание на тему "Стили воспитания"
методическая разработка (2 класс)
Конспект родительского собрания в начальной школе на тему "Стили воспитания". Родители не только узнают информацию, но и работая в группах, отвечаю на вопросы, приходят к выводам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vospitaniya.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Стили воспитания»
Цель:
- обсудить с родителями проблемные вопросы, связанные со стилем воспитания в семье;
- пройти анкетирование «стили воспитания»;
- разработать рекомендации для родителей, связанные со стилем воспитания.
-Здравствуйте, уважаемые родители. Меня зовут Анастасия Олеговна. И сегодня на родительском собрании мне хотелось бы обсудить с вами интересную тему «Стили воспитания в семье». Но перед этим я предлагаю вам пройти анкетирование. Сейчас я каждому выдам анкету, ваша задача выделить тот вариант ответа, который вы считаете нужным. Если возникнут вопросы по формулировке вопроса – спрашивайте. На работу вам 7 минут.
Итак, давайте проверим результаты вашей работы. Обратите внимание на слайд. Вы можете увидеть критерии оценки анкеты. Теперь подсчитайте, каких ответов больше – А, Б или В. Преобладающий вариант ответа укажет на характерный для Вас стиль воспитания.
А – авторитарный
Б – демократичный
В – либеральный
В современной психологии и педагогике выделают следующие стили воспитания в семье:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный;
- попустительский.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся, прежде всего, о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
При демократичном стиле воспитания, родители всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение, а также, если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенность в себе, поддержку и заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительскую любовь и заботу. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо. Дети родителей, предпочитающих этот стиль воспитания, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго взрослого. Возможно, и просто родительское безразличие.
Попустительский стиль характеризуется тем, что родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий и зачастую ведут себя непоследовательно, наказывая и поощряя ребенка иногда за одни и те же поступки
Из всех стилей наиболее гуманный – демократический, т.к., происходит взаимодействие ребенка и родителя, они слышат друг друга.
От того, как вы взаимодействуете с ребенком в детстве, зависит воспитание и развитие ребенка в будущем., т.к., черты характера ребенка формируются до подросткового периода (до окончания начальной школы).
А как вы считаете, какие черты характера характеризуют ребенка как личность? (предположения)
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, КОММУНИКАТИВНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ
Спасибо за ответы. Обратите внимание на слайд. И теперь давайте обсудим вопрос в группах: кто или что влияет на развитие данных качеств, что необходимо делать для того, чтобы это качество сформировалось, а чего делать нельзя.
РОДИТЕЛИ ОБСУЖДАЮТ В ГРУППЕ. ПОСЛЕ ПРОИСХОДИТ ФРОНТАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Поощряйте ребенка, когда он выполняет самостоятельно какое-либо дело;
- Пример мамы и папы;
- Принцип от простого к сложному; доступности и последовательности;
- Моральная поддержка;
- Помогайте решать ребенку проблемы самостоятельно, но никогда не решайте проблемы за него;
- Доброжелательность и тактичность;
- Формулируйте свои требования максимально конкретно.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ
- Вовлекайте ребенка в разговор на познавательные темы;
- Отвечайте на все вопросы ребенка;
- Обсуждайте с ребенком темы, о которых у него уже есть представления;
- Постоянно обращайте внимание ребенка на себя, на свою внутреннюю жизнь с помощью вопросов: «что ты сейчас делаешь?», «какое у тебя настроение?», «почему ты так сказал?» и т.д.
- Чаще используйте в своей речи разнообразные вежливые слова и побуждайте ребенка их использовать;
- Познакомьте ребенка с такими правилами общения, как: не перебивать говорящего, не мешать другим во время выполнения деятельности, считаться с мнением сверстника, взрослого;
- Поддерживайте дружеские, доброжелательные отношения ребенка к детям и сами будьте доброжелательны с детьми, окружающего вашего ребенка.
ОТКРЫТОСТЬ
- Научите ребенка рассказывать вам о своих переживаниях и покажите ему сами, что можете поделиться со своими проблемами;
- Благодарите ребенка за любую оказанную помощь;
- Играйте с ребенком;
- Говорите ребенку, что вам нравится проводить с ним время;
- Рассказывайте ребенку о том, каким он был в детстве и каким были в детстве вы;
- Не запрещайте ребенку делать что-то, а делайте это вместе с ним;
- Делайте небольшие сюрпризы.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Учите его, как справляться с трудностями;
- Помогайте решать ребенку проблемы самостоятельно, но никогда не решайте проблемы за него;
- Помогайте в делах, которые пока для него трудны;
- Поощряйте ребенка, когда он выполняет самостоятельно какое-либо дело;
- Поменяйтесь с ребенком местами, пусть он попробует решить проблему как взрослый;
- Давайте ребенку право выбора;
- Пример мамы и папы.
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
- Пример мамы и папы;
- Обсуждайте с ребенком те вопросы, когда необходимо помочь;
- Проиграйте фрагмент сказок с использованием игрушек. покажите ребенку, что и игрушки могут чувствовать;
- Научите ребенка рассказывать вам о своих переживаниях и покажите ему сами, что можете поделиться со своими проблемами;
- Не только слушайте ребенка, но и слышьте его;
- Учите их заботиться о других и о себе;
- Обращайте внимание на ситуации, когда дети проявляют доброту и сочувствие, хвалите их. Например: «Я рада, что ты помог другу обработать ранку, когда он упал».
Закончить родительское собрание мне бы хотелось словами Ш.Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Памятка «Родительские истины»
- Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
- Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
- Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
- Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
- Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
- Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
- Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
- Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
- Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.
- Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
- Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5487...
Конспект к презентации родительского собрания "Стили семейного воспитания"
Материал конспекта соответствует слайдам презентации. Готовый материал для работы....
Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"
Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...
Родительское собрание "Методы семейного воспитания"
Преднозначено для родителей учащихся 1 - 4 классов. Позволяет родителям повысить психолого - педагогический уровень. Знакомит их с методами семейного воспитания....
Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"
Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....
Родительское собрание на тему: "Воспитание без насилия".
Родительское собрание на тему: "Воспитание без насилия"....
Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....