Мы поссоримся и помиримся...
методическая разработка
Иногда нам кажется, что современный ребенок знает и умеет все: с легкостью работает на компьютере, решает задачи повышенной сложности, рассуждает о философии…. Год от года усложняются учебные программы, увеличивается толщина учебников.… Но школа по-прежнему не всегда умеет решить одну задачу – создать условия для развития Личности ребенка. И проблема здесь состоит в том, что ни один предмет учебной программы не дает возможность ребенку «познать себя» - узнать о своих возможностях, психических особенностях., определиться в интересах и планах на будущее, найти свое место в обществе. Ни один учебник не дает навыков общения с людьми, навыков социального и гражданского поведения. Эти задачи по – прежнему могут решаться только в общей жизни школьного класса.
Это идея работы в классе взято из книги Библиотека Учителя "50 идей для классного руководителя".
В любом классе зачастую ребята спорят и ругаертюся, эта идея поможет ребятам понять, как вести себя в такой ситуации и как правильно выйти из нее. Надеюсь эта идея будет вам полезна!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_possorimsya_i_pomirimsya.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мы поссоримся и помиримся…» (Служба Посредничества в классе)
Современные социологи отмечают, что отсутствие у подрастающего поколения практических знаний теории конфликта, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие детей. Существовать в современном мире без конфликтов практически не возможно, но научить подростков уметь правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта при взаимоотношениях с родителями, с одноклассниками с учителями, с окружающими – одна из реально выполнимых задач педагогов и практических психологов школы.
Реализация идеи создания в классе службы посредников поможет решить эти задачи.
Основные этапы программы:
1. Проведите первичное изучения уровня конфликтов в своем классном коллективе ( приложения №№
2.Познакомьте учащихся своего класса с основными положениями теории конфликтов. Оформите в классе стенд по теории конфликтов ( приложение № ).
3. Предложите воспитанникам поразмышлять о причинах конфликтов в классе и возможных конфликтных ситуациях на улице, в семье, с учителями.
Познакомьте всех учащихся с видами конфликтов, расскажите о возможных причинах их возникновения. Попросите учащихся, вспомнить в каких конфликтах им проходилось принимать участие, поразмышлять о реальных причинах ссоры или конфликта с окружающими по форме :
Что произошло | Суть конфликта | Кто участвовал | Как разрешился |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
Предложите участникам подумать, была ли возможность:
- избежать конфликта
- найти его «другое разрешение (можно на примере обыгрывания «общей ситуации»).
После общего обсуждения этих вопросов, педагог поговорите о том, что статистика показывает (и мнение ребят это подтверждает), что «разгорание» конфликта чаще всего происходит потому, что участникам конфликта не с кем посоветоваться по поводу происходящего. Многие утверждают, что если бы удалось в противостоянии сторонам обратиться к третьей, независимой стороне, конфликт мог и не зайти «так далеко».
Предложите создать в классе «Службу посредничества». Специальные посредники будут внимательно выслушивать и помогать разрешать все возникающие споры. В классе разрабатывается система обращения к посредникам, определяются «правила посредничества», возможно, символика и проч. Возможно, что посредниками захотят стать все дети в классе, по очереди или посредниками будут выбраны 5-6 человек из класса (наиболее компетентных и беспристрастных, по мнению учащихся).
Направьте будущих посредников на обучение в назначенное время.
4.Определите процедуру организации обращения к посреднику в классе(1 раз в неделю в специально установленный день, в любое время, по мере возникновения конфликта и др.) учитывая мнение учащихся и самих посредников.
Обеспечьте посредников всем необходимым для процедуры посредничества( помещение, бланки, специальное время).
5.Ззанимайтесь в дальнейшем подготовкой и консультированием посредников, развивая их коммуникативные навыки, но не в коем случае не вмешивайтесь в процедуру посредничества.
Постоянно напоминайте детям, что процесс посредничества представляет собой трехсторонний разговор посредника и участников конфликта. При этом главное условие – взаимное желание сторон разрешить проблему, их спокойное и конструктивное участие в обсуждении. Посредники не рассматривают конфликты, нарушающие человеческое достоинство личности или имеющие противоправный характер – это задача администрации школы.
6. Стимулируйте во всех возможных случаях обращение детей к посреднику и стремитесь к самостоятельной работе посредника.
7.Расширяйте коммуникативные навыки воспитанников, расширяйте их знания в области социальной конфликтологии и поведения в обществе (навыки активного слушания, общения, толерантности, эмпатии и взаимоподдержки и др.)
8.Один раз в неделю проводите анализ деятельности посредничества ( не деятельности отдельного посредника, а эффективности всей службы для психолого- эмоционального состояния в классе).
9. Не реже одного раза в классе проводите в классе «Разговор по душам».Темы для «общего размышления» определяйте совместно с учащимися и посредниками( хорошо. Если они будут носить морально-этический характер.) Не в коем случае не «рассматривайте» конкретные, реальные примеры конфликтов в классе.
Ниже приведены инструкции и бланки, необходимые для работы посредников.
Порядок процесса посредничества
(инструкция для посредника)
Уважаемый Посредник! Ты взял на себя очень важную и ответственную роль. Твоя помощь очень важна для тех, кто будет к тебе обращаться. В своей деятельности тебе следует ВСЕГДА помнить:
- Все проблемы и откровения, которыми будут делиться с тобой , должны быть конфидициальны.
- Твое участие в разрешении конфликта должно быть исключительно беспристрастным
- Не оказывай давление на стороны-участники, их откровенность и решение по преодолению разногласий должны быть самостоятельными
- Разговор с участниками должен быть максимально доброжелательным и спокойным, проявляй одинаковое внимание сторонам
- Ты вправе остановить обсуждение проблемы, если:
- она не относится к рассмотрению на уровне посредника
- если сторона (стороны) не готовы к откровенному разговору и взаимному разрешению проблемы
Ход процедуры посредничества
Часть 1. Введение.
- Попросите участников представиться
- Представьтесь сами и объясните роль посредника
- Объясните основные правила разговора (уважение друг друга, стремление разрешить конфликт, конфидициальность разговора)
- Объясните этапы и задачи посреднического разговора (самостоятельное принятие к разрешению конфликта и следование этим решениям после завершения разговора)
- Попросите задать возникшие вопросы
Часть 2. История конфликта.
- Обе стороны объясняют ситуацию посреднику
- Суммирование взглядов и позиций каждой из сторон
- Убедитесь, что вы поняли суть конфликта
- Убедитесь, что обе стороны понимают суть конфликта и разногласий
Часть 3. Выявление фактов и эмоций.
- Обе стороны рассказывают друг другу о своей позиции
- Обсуждение фактов и эмоций
- Используйте для разговора цепочку:
Позиция – интересы и происхождение - ценности и потребности, лежащие в основе требований (здоровье, ответственность, общение, безопасность дружба, ответственность, идеалы, убеждения)
- Стороны высказывают возможные претензии и обиды
- Суммируйте факты и эмоции обеих сторон
Часть 4. Обсуждение путей выхода.
- Попросите обе стороны внести предложения по разрешению конфликта
- Запишите все возможные решения
- Отметьте и проанализируйте те, которые устраивают обе стороны
Часть 5. Соглашение.
- Обсудите оптимальные, с точки зрения обеих сторон, варианты решения конфликта
- Составьте соглашение, используя предложения участников, определяющее поведение обеих сторон
- Подпишите соглашение с 3-х сторон
Часть 6. Развитие.
- Объясните суть развития дальнейших отношений
- Поблагодарите участников за сотрудничество
Соглашение сторон.
1.Дата проведения процедуры посредничества
2.Ф.И. О. Посредника
- Ф.И.О стороны А
- Ф.И.О. стороны Б
- Основные причины конфликта
- Выбранный путь разрешения конфликта
7. Основные обязательства сторон
-обязательства стороны А
-обязательства стороны Б
Мы, нижеподписавшиеся добровольно и осознанно принимаем на себя обязательства по исполнению всех пунктов принятого соглашения.
Подпись стороны А
Подпись стороны Б
Подпись Посредника
Карта посредника
Дата проведения процедуры
Ф.И. О. Стороны А
Ф.И. О. Стороны Б
Ф.И.О. посредника
|
|
|
|
|
Подписи сторон_____________________________________________________
Оценочная карта деятельности посредника.
(заполняется сторонами А и Б)
Критерии оценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Примечания |
Уровень доброжелательности и заинтересованности Посредника | ||||||
Уровень компетентности в оценке ситуации | ||||||
Умение слушать | ||||||
Умение анализировать ситуацию | ||||||
Уровень беспристрастности Посредника | ||||||
Удовлетворенность принятым соглашением |
- Карта оценки проекта «Посредник»
классе (заполняется один раз в неделю учащимися
- Укажите, сколько раз вы прибегали на этой неделе к помощи Посредника
- Какой тип конфликта был обсужден
- Удовлетворены ли вы состоявшейся процедурой
- Выполнены ли пункты соглашения сторонами конфликта
- Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации
- Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:
Критерии оценки | 2 | 3 | 4 | 5 | Примечания |
Востребованность деятельности посредников в классе | |||||
Изменение уровня конфликтности в классе | |||||
Изменение эмоциональной атмосферы в классе | |||||
Качество работы Посредников | |||||
Качество выполнения соглашения сторонами |
7.Хотели бы вы стать Посредником
8.Оцените необходимость продолжения проекта в классе
9. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества
- Карта оценки проекта «Посредник»
в _____________ классе (заполняется один раз в неделю классным руководителем и педагогами класса)
1.Укажите, сколько раз вы учащиеся вашего класса прибегали на этой неделе к помощи Посредника
2.Какие типы конфликтов были обсужден
3.Удовлетворены ли вы проведенной работой
4.Выполнены ли пункты соглашения сторонами конфликта
5.Помогло ли вам обращение к Посреднику в разрешении конфликтной ситуации
6.Оцените общую реализацию проекта в классе по схеме:
Критерии оценки | 2 | 3 | 4 | 5 | Примечания |
Востребованность деятельности посредников в классе | |||||
Изменение уровня конфликтности в классе | |||||
Изменение эмоциональной атмосферы в классе | |||||
Качество работы Посредников | |||||
Качество выполнения соглашения сторонами |
7 Укажите тему проведенного в этом месяце «Разговора по душам»
8.Оцените значимость проведенного разговора для улучшения психолого- эмоционального состояния в классе
9.Оцените необходимость продолжения проекта в классе
10. Ваши предложения по улучшению работы системы Посредничества
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Как помириться после ссоры".
Предложенный урок учебно-методического комплекса «Все цвета, кроме черного», разработан для проведения в 4 классе по теме: «Учусь общаться». Он направлен на форм...
Классный час. Ссора. Как помириться после ссоры.
Данный классный час поможет учителю с помощью игровых ситуаций с детьми помириться после ссоры. Презентация поможет детям сделать правильный вывод....
Практическое занятие "Мы поссоримся и помиримся"
Занятие предназначено для детей младшего школьного возраста и напрвлено на развитие коммуникативных умений и навыков, на формирование умений детей решать проблемы без конфликтов. В процеесе занятия че...
Внеурочное занятие 1 кл. «Мы поссорились и помирились»
Цели: создать благоприятный психологический климат, сплотить классный коллектив, создать атмосферу сотрудничества, формировать умения выходить из конфликтных ситуаций; преодолевать барьеры общен...
Кроссворд по литературному чтению М. М. Пришвин "Как поссорились кошка с собакой"
Кроссворд по литературному чтению М.Пришвин "Как поссорились кошка с собакой". 2 класс .Школа 21 века....
Занятие " Мы поссоримся и помиримся" для младших школьников
Занятие для младших школьников развивать коммуникативные навыки, умение без насилия решать конфликты. Учить проявлять терпение к недостаткам других....
Классный час " Мы поссорились.Как быть?"
На классном часе дети учатся выходить из конфликтных ситуаций, знакомятся с правилами дружбы....