Технология дифференцированного обучения. Работа с неуспевающими детьми.
методическая разработка
Быстрые темпы развития экономики, промышленности, науки требуют на сегодняшний день высокого уровня подготовки учащихся – выпускников начальной школы. Когда в одном классе сидят дети разного уровня развития, учитель невольно требует от слабых учеников работать по темпу развитых, усваивать весь учебный материал своевременно и на высоком уровне. Не достигая требуемых результатов, слабоуспевающие дети с первых же дней теряют интерес к учению и не стремятся быть успешными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya._rabota_s_neuspevayushchimi_detmi.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дифференцированного обучения.
Работа с неуспевающими учениками.
Быстрые темпы развития экономики, промышленности, науки требуют на сегодняшний день высокого уровня подготовки учащихся – выпускников начальной школы. Когда в одном классе сидят дети разного уровня развития, учитель невольно требует от слабых учеников работать по темпу развитых, усваивать весь учебный материал своевременно и на высоком уровне. Не достигая требуемых результатов, слабоуспевающие дети с первых же дней теряют интерес к учению и не стремятся быть успешными.
Дифференциация обучения в настоящее время является составной частью образовательного процесса. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», Комплексным проектом модернизации образования, общеобразовательная школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого», ибо ее главная задача - всестороннее развитие каждого школьника. С развитием российского образования возрастает интерес к дифференциации как обязательный элемент принадлежность обучения.
Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но социально - практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет наблюдать такие свойства личности, как задатки предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ученика. В этом плане дифференциацию можно определить, как индивидуализацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях учащихся, уровне развития их способностей к учению.
На этом фоне успешно развивается дифференцированное обучение.
Дифференциация обучения- это создание условий обучения для детей с различными способностями и проблемами путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учениками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Острейшей проблемой современной школы, обусловленная целым рядом факторов, является проблема неуспеваемости. Неуспеваемость охватывает образование, воспитание и развитие ученика, образуя сложное целое. И задача учителя, состоит в предупреждении неуспеваемости, своевременном устранении отдельного отставания при изучении учебного предмета. Но если одни и те же отставания появляются вновь, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых причин. Для этого следует показать изучаемый материал в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся, вызвать интерес, повысить мотивацию к обучению. Особенно это важно там, где требуется тренировка умений и навыков. Этого можно добиться, например, через установление межпредметных связей и демонстрацию того, как данное умение или действие связано с раннее усвоенным материалом, чем отличается, как его можно применить на практике.
На эмоциональный настрой учащихся влияет понимание ими хода учебного процесса: интересно, когда понятно, что, как и для чего? Когда последовательность и задачи действий не мотивированы для учащихся, не может быть и единства деятельности учителя и учащегося. Нами используется в практике несколько несложных для освоения приемов, способствующих установлению этого единства и, как подтверждено, результатами итоговой аттестации учащихся.
Алгоритм действий:
I шаг – выяснение причины неуспеваемости. Они могут быть, во-первых, внутренними по отношению к школьнику:
- недостатки биологического и психического развития: низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд; отсутствие интереса к учению и желания учиться; слабое общее развитие, а также недостатки воспитания ученика;
- во-вторых, внешними по отношению к школьнику причинами неуспеваемости являются недостатки образования личности, то есть пробелы в знаниях и специальных умениях, пробелы в учебных действиях; недостатки в подготовке ребенка к школе; а также недостатки опыта влияния школы – недостатки процесса обучения, зависящие от учителя (слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности и т.д.);
- нельзя не учитывать также недостатки влияния внешкольной среды: семьи, сверстников, культурно-производственного окружения.
Уверенная ориентировка учителя начальных классов в причинах отставания каждого конкретного ученика является основой для работы над преодолением трудностей в учебе.
II шаг – формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников. Оно должно проходить в четыре этапа.
Осмысленное, заинтересованное отношение к содержанию учебного материала формируется по принципу «от простого - к сложному». Так, на первом этапе:
- наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности и значимости;
- занимательный материал, касающийся сущности изучаемого;
- существенный, важный, но непривлекательный материал.
Отношение к процессу учения (усвоение знаний):
- действует учитель – ученик только воспринимает;
- ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса;
- ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса;
- ученик действует самостоятельно.
Отношение к себе, к своим силам:
- поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий;
- поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий;
- поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий.
Отношение к учителю (коллективу):
- подчеркнутая объективность, нейтралитет;
- доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.
Важно уметь пользоваться фразами, помогающими создавать ситуацию успеха у ребенка:
- Высокая оценка детали: «У тебя эта часть замечательно получилась».
- Авансирование: «У тебя получится».
- Скрытая инструкция: «Ты же помнишь что …».
- Усиление мотивации: «Нам это так нужно для …».
III шаг – оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Помощь в учении может быть достигнута, если вы:
- создаете атмосферу особой доброжелательности при опросе;
- снижаете темп опроса, разрешаете дольше готовиться у доски;
- предлагаете учащимся примерный план ответа;
- разрешаете пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
- стимулируете учащихся оценкой, подбадриванием, похвалой.
IV шаг – осуществление постоянного контроля за подготовленностью учащихся, что и является, по сути, профилактикой неуспеваемости.
Акценты в обучении могут быть таковыми:
- Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
- Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить и концентрировать внимание на их устранение. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
- Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Для таких детей с низкой эффективностью учебной деятельности, обусловленной значительными проблемами в знаниях, умениях, навыках, важно:
- включать их в систематическую, заранее спланированную работу по ликвидации имеющихся у них пробелов;
- оказывать индивидуальную помощь в овладении рациональными приемами умственной деятельности;
- привлекать родителей ребенка к контролю над режимом его учебной работы.
- По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений и навыков школьниками. Подбирать для самостоятельного задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
- Выявлять причины отставания с помощью методик и тестов на выявление школьной неуспеваемости.
Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка. Этот период заслуживает самого серьезного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с неуспевающими детьми
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать помощь в ее преодолении....
Система работы с неуспевающими детьми
Почти в каждом классе есть дети, которые не успевают по отдельным предметам. Им в силу разных обстоятельств очень трудно усваивать учебный материал, успевать за темпом работы всего класса. Мне, ...
Методическая работа "Технологии дифференцированного обучения в начальной школе"
В данной работе показаны практические приёмы дифференцированной работы на уроках в начальной школе....
Статья на тему"Применение технологии дифференцированного обучения в работе с детьми с ОВЗ".
в данной статье рассматривается значимость дифференцированного обучения, как организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности....
Методическая работа «Технологии дифференцированного обучения в начальной школе»
Организация дифференцированного обучения в школе...
« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...