Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать»
методическая разработка
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_poznayu_mir.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор Макаренко Г.А
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 18»
Краснодарский край
Красноармейский район
ст. Ивановская
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По интеллектуальному направлению
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Хочу все знать»
(наименование)
4 года
(срок реализации программы)
7-11лет
(возраст обучающихся)
учитель начальных классов
Булгакова С.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» (Москва: «Баласс» 2011г), допущенной Министерством образования ;
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-й класс
Тема | Все го | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |||||||||||||
ауд | вне вуд. | |||||||||||||||
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 7 ч | |||||||||||||||
1. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | 1 | Участие в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья | ||||||||||||
2. | Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. | 1 | 1 | |||||||||||||
3 | Опора тела и движение | 1 | 1 | |||||||||||||
4 | Наше питание | 1 | 1 | |||||||||||||
5. | О дыхании и вреде курения. | 1 | 1 | |||||||||||||
6. | Органы чувств человека. | 1 | 1 | |||||||||||||
7. | Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | 1 | 1 | |||||||||||||
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 8 ч | |||||||||||||||
8. | Растения и животные на службе у человека. | 1 | 1 | Доказать зависимость удовлетворения потребностей людей от природы.. | ||||||||||||
9. | Изобретение рычага и колеса и их применение | 1 | 1 | |||||||||||||
10. | Свойства воды и воздуха и их использование человеком. | 1 | 1 | |||||||||||||
11 | Как человек использует горные породы и минералы | 1 | 1 | |||||||||||||
12 | Как обрабатывают металлы. | 1 | 1 | |||||||||||||
13 | Невидимая сила | 1 | 1 | |||||||||||||
14 | Человек проникает в тайны природы | 1 | 1 | |||||||||||||
15 | Экологический проект «Земля – планета жизни» | 1 | 1 | |||||||||||||
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | 3 ч | |||||||||||||||
16 | Как стать личностью? | 1 | 1 | Выполнять в группе задания по осмыслению или оценке качеств внутреннего мира человека | ||||||||||||
17 | Эмоции и чувства | 1 | 1 | |||||||||||||
18 | Как настроение? | 1 | 1 | |||||||||||||
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 3 ч | |||||||||||||||
1 | 1 | Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций | ||||||||||||||
19 | Почему возникают конфликты? | |||||||||||||||
20 | Совесть. | 1 | 1 | |||||||||||||
21 | Путешествие по правам человека. | 1 | 1 | |||||||||||||
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 4 ч | |||||||||||||||
22 | Добро и зло в Первобытном мире | 1 | 1 | Оценивать легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда. | ||||||||||||
23 | Мир средневековых цивилизаций | 1 | 1 | |||||||||||||
24 | Технические достижения эпохи Нового времени | 1 | 1 | |||||||||||||
25 | 21 век | |||||||||||||||
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 4 ч | |||||||||||||||
26 | « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» | 1 | 1 | Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. | ||||||||||||
27 | Мы не похожи, ну и что же? | 1 | 1 | |||||||||||||
28 | Пути духовных исканий. | 1 | 1 | |||||||||||||
29 | Выставка работ «Дети разных народов» | 1 | 1 | |||||||||||||
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 5 ч | |||||||||||||||
30 | Что такое деньги. | 1 | 1 | |||||||||||||
31 | Почему разные страны помогают друг другу? | 1 | 1 | |||||||||||||
32 | Сказки разных народов | 1 | 1 | |||||||||||||
33 | Глобальные проблемы | 1 | 1 | |||||||||||||
34 | Проект «Моё человечество» | 1 | 1 | |||||||||||||
ИТОГО: | 34 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
4 класс |
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч) |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
Опора тела и движение |
Наше питание |
О дыхании и вреде курения. |
Органы чувств человека. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч) |
Растения и животные на службе у человека. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
Как человек использует горные породы и минералы |
Как обрабатывают металлы. |
Невидимая сила |
Человек проникает в тайны природы |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч) |
Как стать личностью? |
Эмоции и чувства |
Как настроение? |
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч) |
Почему возникают конфликты? |
Совесть. |
Путешествие по правам человека. |
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч) |
Добро и зло в Первобытном мире |
Мир средневековых цивилизаций |
Технические достижения эпохи Нового времени |
21 век |
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч) |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
Мы не похожи, ну и что же? |
Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» |
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч) |
Что такое деньги. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
Сказки разных народов |
Глобальные проблемы |
Проект «Моё человечество» IY. Планируемые результаты 4 класс: Личностные результаты:
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты |
- - 2 класс
Список использованной литературы
- А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.
- А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.
- А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011.
- А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011.
- А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2011.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: Баласс, 2011.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011.
- Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011.
- Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011.
- Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 211.
- Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова , И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова, Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
- Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
- Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2011.
- Сизова Е.В., Стойка Е.И.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса.- М.: Баласс, 2011
2. Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева
3. Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.
4. Материально-технические средства.
Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий и рабочих тетрадей по курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать!" 3 часа в неделю, 102 часа за год...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Хочу всё знать"
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.Задачи:Выявлять интересы, склонности, способности, возможн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
quot;внеурочная деятельность"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу всё знать"
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Хочу все знать» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образова...