Программа профилактики суицидального поведения обучающихся школы
методическая разработка

Хоткевич Ольга Петровна

Для работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Александроневская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области

                           

  Утверждаю

Директор школы

______________

                               

Программа профилактики суицидального поведения обучающихся   школы

на 2015 – 2018 г.г.

(План реализации программы сентябрь, 2015г-май, 2018г)

                                                                                               

                                                                                           

                                                     Разработала программу : зам.директора по ВР –Петрушкова О.П.

                                                                                          Ответственные  за реализацию программы:

                                                                                                                        Директор школы                                      

                                                                                      Зам.директора по   УВР и ВР

                                                                                        Соц.педагог

                                                                                            Педагог-психолог

                                                                                                                        Кл.руководители

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются:

  • сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
  • социально-психологическое состояние,
  • межличностные отношения,
  • неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
  • отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.

Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения учащихся школы.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы всех участников образовательного процесса по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
  • обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
  • сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  • Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  • Профилактическая работа со всеми учащимися школы.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • Просветительская работа с родителями учащихся.

5. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей -неволей он оказывается.

СТАТИСТИКА:

 Самоубийства среди молодежи. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида:  неразделенная любовь,  конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. В России показатель суицида среди молодежи на 100 тыс. составляет 20, что превышает средний мировой показатель в 2,7 раза.

□ 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между  расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

□ Считается, что болезнью самоубийц является депрессия — более 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции,  а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств — это проблема депрессий.

□ Психиатрия прошлого полагала, что практически все самоубийцы - люди психически ненормальные. Сейчас данные о психической ненормальности покончивших с собой настолько расходятся, что я не решусь приводить их здесь. Более интересным мне показалось гарвардское исследование, во время которого врачам раздали истории болезни людей, которые покончили с собой и попросили поставить диагноз. Врачи не знали о том, что некоторые истории, отобранные случайным образом, были отредактированы - в них отсутствовала информация о том, что человек покончил с собой, все остальное оставалось без изменения. Результаты диагностики сильно отличались: тем, в чьих историях было написано про самоубийство, диагноз о психическом заболевании был поставлен в 90% случаев, а в отредактированных историях - всего лишь в 22%.

□ ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
- 41% - неизвестны
- 19% - страх перед наказанием 
- 18% – душевная болезнь
- 18% - домашние огорчения
- 6% - страсти
- 3% денежные потери
- 1,4% - пресыщенность жизнью
- 1,2% - физические болезни.

Причины самоубийство сильно отличаются в разных возрастных группах - так, суициды из за неразделенной любви у подростков до 16 лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после  25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже.

ВРЕМЯ ГОДА

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

При изучении суицидального поведения следует различать следующие типы: Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

              Аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Предсуицидальный синдром. Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети - суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

КАК ЗАМЕТИТЬ НАДВИГАЮЩИЙСЯ СУИЦИД. ПРИЗНАКАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

Внешний вид и поведение

  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
  • Гипопомия
  • Амимия
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Отсутствие ответов
  • Патетические интонации
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность, адинамия
  • Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная(мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевания

  • Депрессия
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • маниакально-депрессивный психоз
  • шизофрения

Оценка жизни собственной

  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту ("симптомы сухого языка")
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехваткивоздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Снижение либидо
  • Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток

  • Улучшение состояния к вечеру
  • Ухудшение состояния к вечеру

ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства часто не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.

Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. Часто желания за и против суицида настолько уравновешены, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могутнакрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.

Различают склонности к суицидальному поведению в зависимости от типа личности. Так, приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивное функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления, наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табулирующих его, проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивчооть, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами -значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.

Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГОВ

  1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
  2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время.

При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

  1. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
  2. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда недолжны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
  1. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» - такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
  2. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше».

Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».

7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности.

Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи.

Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.

Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей.

Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ

  • Подбирайте ключи к разгадке суицида.
  • Примите суицидента как личность.
  • Установите заботливые взаимоотношения
  • Будьте внимательным слушателем
  • Не спорьте
  • Не предлагайте неоправданных утешений
  • Предложите конструктивные подходы
  • Вселяйте надежду
  • Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска
  • Обратитесь за помощью к специалистам
  • Важность сохранения заботы и поддержки

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Циклограмма мероприятий на 2015/2016учебный год

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Работа с педагогическим коллективом

Информирование о программе.

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

октябрь 2015

Зам.директора по ВР

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение всего года

Кл. руководители

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

Октябрь- ноябрь 2015

Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По запросу

Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи.

В течение года (по запросу)

Соц. педагог

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

март 2016

Зам. директора по ВР

Работа с обучающимися

Индивидуальные беседы.

В течение года (по запросу или по необходимости)

Кл. руководители, инспектор ИДН, мед. работник.

Исследование уровня тревожности

февраль

Соц.педагог

Кл. руководители

Определение склонности к девиантному поведению

По запросу  или по необходимости

Кл. руководители

Работа с родителями

Индивидуальные беседы.

В течение года по запросу.

Кл. руководители,  мед.работник, инспектор по ИДН

Циклограмма мероприятий, которые будут проводиться в течение всего срока реализации программы

2015 – 2018 учебные годы.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Работа с педагогическим коллективом

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

сентябрь

Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По запросу

Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи,.

В течение года (по запросу)

Соц. педагог

Проведение   рейдов «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.

 В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Заседание Совета профилактики

Один раз в четверть

 Соц. педагог

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Каникулярное время

Соц. педагог

Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»

сентябрь

Зам. директора по ВР

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе».

В течение года

Зам. директора по ВР.

Работа с  обучающимися

Психологические классные часы:

  • «Как научиться жить без драки» (1-4 кл )
  • «Я – уникальная и неповторимая личность» (5-7 кл)  
  •  Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях:8-11 классы.)
  •  «Проблема отцов и детей в современном обществе» (10-11 класс 
  • «Расскажи мне обо мне» (10-11 классы,  
  • «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)

В течение года (по запросу)

Кл. руководители, Соц. педагог, родители.

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

В течение года

Кл. руководители, соц.педагог, учителя –предметники, администрация школы

Родители

Родительские собрания, лектории:

  • «Помощь родителей в     самоопределении старшеклассников»
  • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
  • «Наши ошибки в воспитании детей»;
  • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
  • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
  • «Родительская любовь»;
  • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
  • «Капля никотина убивает верблюда»;
  • «Серьезный мир несерьезных подростков»;
  • «Про «Это»…» (подростковая сексуальность);
  • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
  • «Понять. Простить. Принять»;
  • «Я бы в дворники пошел… или  как не отбить у детей желание учиться»;
  • «О любви – взрослые и дети»;
  • «Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни»;
  • «Ваш ребенок—пятиклассник»;
  • «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
  • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
  • «Курение и статистика»;
  • «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»
  • Дискуссионный клуб для родителей «От отчаяния к надежде»

По плану, по запросу

Зам.директора по ВР, классные руководители.

Соц. педагог

Диагностика

Учащиеся

Исследование социального статуса

ежегодно

Социальный педагог,

кл. руководители

Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)

Ежегодно, конец 1 четверти

Соц.пед,

кл. руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика суицидального поведения

Задачи : 1. Познакомить с причинами суицидального поведения. 2.Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье....

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних...

Программа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся 1-11 классов

Программа по профилактике  суицидального поведения среди обучающихся 1-11 классов " Перекресток"...

Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»

Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный ...