Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»
учебно-методический материал
Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»
Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики.
К системе образования относится первичная профилактика, направлена на укрепление психического здоровья.
Объектом первичной профилактики являются люди, которые не имеют суицидальные мысли. Цель такой профилактики – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных людей.
Образовательные организации являются эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 16.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»
Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный уровни профилактики.
К системе образования относится первичная профилактика, направлена на укрепление психического здоровья.
Объектом первичной профилактики являются люди, которые не имеют суицидальные мысли. Цель такой профилактики – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных людей.
Образовательные организации являются эффективными площадками для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися.
Роль педагога в профилактике суицидального поведения обучающихся.
- Создание благоприятного климата в классе;
- Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;
- Первичное прояснение ситуации - сбор информации; беседа с обучающимся;
- Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам;
- Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом).
Мероприятия, направленные на первичную профилактику:
- Классным руководителем, регулярно осуществляется наблюдение и фиксация факторов возможного риска развития суицидального поведения; Внеклассные мероприятия, направленные на сплочение коллектива.
- При методической поддержке педагога психолога, социального педагога проводится сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах; Тематические классные часы; Мониторинг состояний и ситуаций, актуальных для обучающихся - поддержание контакта с обучающимися привычными для них средствами (напр. социальные сети);
Основные факторы риска развития суицидального поведения.
Суицидальное поведение чаще всего складывается из двух групп факторов: потенциальных и актуальных.
1) Потенциальные факторы суицидального поведения:
- Семейные факторы, например: - низкий социально-экономический статус и образовательный уровень в семье и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;
- Психиатрические нарушения у ребёнка;
- Личностные особенности: - импульсивность, нестабильность настроения и пр.;
2) Актуальные факторы суицидального поведения - все ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие.
- депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, ненужности, одиночества и т.д;
- неспособность справиться с учебной программой, разочарование успехами в школе и т.д.
Как построить разговор с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии
Основная задача педагога при разговоре с ребёнком – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам). В задачи педагога не входит оказание психологической помощи, но при возникновении ситуации такого риска на территории школы педагог может оказаться единственным близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска.
Во-первых, нужно постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции;
Во-вторых, уделить все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).
- далее показать, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.
- не забывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи, в данной ситуации, не эффективны и вредны;
- дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Проблема детского суицида актуальна для современной школы, взрослые должны знать особенности и причины суицидального поведения детей, обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности профилактики суицидального поведения. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика суицидального поведения
Задачи : 1. Познакомить с причинами суицидального поведения. 2.Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье....
Родительское собрание" « Профилактика суицидального поведения учащихся» Подготовила учитель начальных классов МОУСОШ№6 города Петровск_Забайкальского Сизых Елена Викторовна
"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ".Е.М. ВРОНО. Цель: Оказание профилактической помощи родителям по проблемам...
Программа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся 1-11 классов
Программа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся 1-11 классов " Перекресток"...
Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних».
Информационное сообщение из опыта работы: «Организация работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних»....
Семинар – практикум для педагогов по теме "Профилактика суицидального поведения детей и подростков"
Цели: Информировать педагогов школы о существовании проблемы подросткового суицида.Задачи:- информировать педагогов о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоу...