Классный час к 9 мая «Гордимся, помним!»
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Классный час углубляет  представления учащихся о Великой Отечественной войне;способствует воспитанию уважения к людям старшего поколения; побуждает  учащихся к добрым делам, к оказанию помощи ветеранам; развивает интерес к истории своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_klassnogo_chasa.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  классного часа, посвященного празднику Победы 9мая

«Гордимся, помним!»

3класс

Цель : содействие в духовно- нравственном развитии и воспитании учащихся,  патриотизма, уважения к Отчеству, уважения к государственным Праздникам России.

Задачи: - содействовать формированию у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.,

-осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю России и Краснодарского края

- развивать у школьников чувство гордости за Россию ,

- способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению, стремлению к самореализации в родном крае;

 - формировать понимание сущности таких ценностей как: ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья.

Ход занятия

Учитель: Дорогие ребята! Наше занятие хочу начать со стихотворения – загадки. Послушайте.

Что за праздник?

(Н. Иванова)

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

 В нашей стране  много праздников, но самый великий – только один. Это 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое День Победы

(Усачёв Андрей).

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.

Учитель: 71 год  отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну – самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.  В наших сердцах она жива, потому что до сих пор еще не залечены ее раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую  Победу. Еще живы среди нас ветераны, свидетели жестокости и зверства немецких захватчиков.

Ветеран – боец бывалый,

Повидал за жизнь немало.

Он с отвагою в бою

Защищал страну свою!

Ученик, в солдатской форме, читает стихотворение Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне

В бой ходил, горел в огне.

Мёрз в окопах под Москвой,

Но, как видите, - живой.

Не имел, ребята, права

Я замёрзнуть на снегу,

Утонуть на переправах,

Дом родной отдать врагу.

Должен был прийти я к маме,

Хлеб растить, косить траву.

В День Победы вместе с вами

Видеть неба синеву.

Помнить всех, кто в горький час

Сам погиб, а землю спас…

Я веду сегодня речь

Вот о чём, ребята:

Надо Родину беречь

По-солдатски свято!

(Степанов Владимир)

Сегодня к нам в класс пришел один из ветеранов ВОВ. Он расскажет о тягостях тех далеких военных лет.

Потом вы можете задать ему свои вопросы.

Учитель: Подвиги наших воинов никогда не забудут люди. Павшим героям в любом городе, деревне, станице и селе сооружены памятники, обелиски, списки погибших занесены на мемориальные доски.  Сюда приходят взрослые и дети, чтобы отдать дань уважения и признательности  погибшим, за мирное небо над головой , за свободу от фашизма.

Вы знаете, что и у нас в станице есть памятный знак учителям, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками, обелиск землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Обелиски

(А. Терновский)

Стоят в России обелиски,

На них фамилии солдат…

Мои ровесники мальчишки

Под обелисками лежат.

И к ним, притихшие в печали,

Цветы приносят полевые

Девчонки те, что их так ждали,

Теперь уже совсем седые.

Благодаря нашим солдатам, живым и погибщим,  мы радуемся миру на земле, печалимся о погибших. Никогда не забудем мы мужество солдат. Память о погибших будет вечна!

Никто не забыт

(А. Шамарин)

«Никто не забыт и ничто не забыто» -

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: Война – всенародное бедствие.  В  это тяжелое время испытаний раскрываются лучшие черты народного характера: патриотизм, твердость духа, самопожертвование, мужество и доблесть. Многонациональная, многомиллионная наша страна выступила против захватчиков как единый стальной щит, о который разбился ненавистный враг.

Встали с русскими едины

белорусы, латыши,

люди вольной Украины,

и армяне, и грузины,

молдаване, чуваши –

все советские народы

против общего врага,

все, кому мила свобода

и Россия дорога

Плечом  к плечу со всеми защитниками Родины, в числе первых храбрецов находились и кубанские казаки. На защиту Отечества поднялись города и станицы Кубани. Гнев и ненависть к врагу, неукратимое стремление сделать все для его разгрома наполнили сердца кубанцев.

Вставай, Кубань! Народным гневом

Бурли, бушуй, мятись, вскипай.

На смертный бой с врагом скликай

Своих сынов отважных, смелых.

Вставай, Кубань! Вставай, Кубань!

Смерть вражьей своре озверелой!(автор неизвестен)

Когда осенью 1941 года фашистские полчища нависли над югом страны, на Кубани поднялась  могучая волна патриотического движения. Мы никогда не забудем воинскую доблесть 4-го гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса. Его первым командиром был назначен генерал – майор Николай Яковлевич Кириченко. Корпус  состоял из казаков – добровольцев, которые удивляли мир своей стойкостью и величием духа. А их сильные контрудары обращали гитлеровцев в паническое бегство.

   В ранце убитого немецкого солдата было обнаружено письмо, в котором говорилось:

   «Все, что я слыхал о казаках времен войны 14года, бледнеет перед ужасами, которые мы испытываем при встрече с казаками теперь. Одно воспоминание казачьей атаки повергает меня в ужас и заставляет дрожать. Казаки – это какой-то вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездие всевышнего».

   За боевые заслуги несколько тысяч  воинов Кубанского казачьего кавалерийского корпуса награждены орденами и медалями, 22 присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик: Умелым и бесстрашным воином проявил себя командир орудия младший сержант Назар Григорьевич Лихолит из Крыловского района. В одном из боев гитлеровцы многократно бросались в атаку, стремясь окружить и уничтожить его орудийный расчет. Но каждый раз Лихолит со своими боевыми друзьями – казаками огнем орудий прижимал их к земле. Казачьей  батареей в этом бою было уничтожено до 300 фашистов и несколько десяткой военной техники противника.

 Ученик:  Сержанта Дегтярова окружили восемь вражеских автоматчиков. Они хотели взять его в плен, но казак с возгласом «Казаки не сдаются!» взорвал гранатами гитлеровцев и сам пал смертью героя.

  Ученик:  Как богатырь дрался с фашистами Михаил Федосеевич Грачев. И когда его, раненого, взяли с поля боя, он заявил: «То, что меня ранило, ничего, но до боли в сердце жаль, что мало уничтожил фашистов».

  Ученик:  Командир орудия Гусько Алексей Васильевич,из ст.Новоминской,  раненый осколком снаряда в живот, зажал рану и припал к прицелу орудия. Выстрел. Танк противника загорелся. Но фашисты заметили пушку- все, кто был рядом, упали, сраженные осколками. Откуда в ту минуту взялись силы у смертельно раненого Алексея на последний прицельный огонь. И вот остановлен  еще один вражеский танк. Ненависть к фашистам помогла казаку найти эти силы. Погиб Гусько 1 апреля 1945г, Победа была рядом. Чтобы тот день еще ближе придвинулся к людям, сержант вложил и свою жизнь в последний выстрел по врагу.

Мы все пройдем, но с седел не сойдем,

Пока не грянем громом под Берлином.

Учитель: Кубанский казачий корпус с честью прошел трудный боевой путь от Кубани до Праги. Восемнадцать раз Москва победными залпами салютовала доблестным казакам кубани. И это служит ярким выражением признания их боевых заслуг.
   Памятник воинам-казакам 4-го Гвардейского Кубанского кавалерийского корпуса воздвигнут в ст.Кущевской.

Учитель: Все меньше с нами участников Великой Отечественной войны. В нашей станице их осталось не больше десяти. Вы всех их хорошо знаете. Мы чтим и помним их имена. Пока они живы, мы должны продолжать оказывать им помощь, поздравлять с праздником, проявлять к ним уважение и благодарность за наше счатье, свободу, за их великий подвиг.

     Путь к Победе был долог и труден – 1 418дней. Каждый миллиметр военного пути был пропитан кровью и потом, усыпан трупами солдат и мирных жителей: стариков, женщин и детей.

     Разгадав кроссворд, мы узнаем, что пришлось пережить и преодолеть нашему народу на пути к долгожданной победе.

П

О

Б

Е

Д

А

1. Как называлось сообщение о гибели солдата на войне? Похоронка.

2. Что принесла война всему народу? Горе

3. Как называлось сражение с врагом? Бой

4. На что шли солдаты, защищая нашу родину? На верную…? Смерть

5. От чего гибли мирные люди во время блокады Ленинграда? Голод

6.Что осталось после войны на месте городов и деревень? Разруха

Учитель: На борьбу с врагом поднялись не только взрослые, но и дети. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан и действующей армии. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку, помогали партизанам подрывать эшелоны врага, устраивать засады. «Сыновья полка», пионеры - герои - они сражались и гибли за мир, за Победу над врагом, за наше свами будущее. За боевые заслуги они награждались орденами и медалями.

Не щадя себя в огне войны, 
Не жалея сил во имя Родины, 
Дети героической страны 
Были настоящими героями!
 
Роберт Рождественский

Сегодня мы будем говорить о детях-героях Кубани, об их подвигах. О них не знает вся страна, но мы свами должны знать   и помнить о них.

Ученик: ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.

Ученик: ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года.

Ученик: . ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили, и после страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года.

Ученик: ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами.

Учитель: Можно много и долго говорить о маленьких героях этой ужасной войны. Враги их мучали, пытали, жгли, убивали, но так и не смогли сломить.Своими поступками юные герои  ПОКАЗываЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕрДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу,
Пионеры – и тысячи их,
Кто погиб за страну за свободу.
Их могилы ты всюду найдешь
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг,
Где-то рядом пройдешь -
То сними свою шапку, товарищ!

Практическая часть

1. (на столе лежит цв.бумаг, ножницы).Дети вырезают сердечки и составляют одно общее большое сердце.

2. Вы знаете, что в  память о погибших, зажжен  Вечный Огонь.

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит

 На плакате - звезда. Дети  вырезают  язычки пламени и приклеивают к звезде -«зажигают» Вечный огонь в  классе  в память о героях ВО войны, не доживших до наших дней.

Подведение итогов

Учитель: Наше мероприятие подходит к завершению. Пока мы свами живем, мы всегда будем помнить о тех, кому обязаны мирным небом над головой, жизнью, счастью. Идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории, в наших сердцах и памяти.

Давайте еще раз вспомним:

-Чему посвящено наше занятие?

- Когда началась война?

- Какая страна напала на Советский союз?

- С какой целью фашистская Германия начала войну?

-Сколько лет длилась война? Чем закончилась?

-Что помогло победить врага?

   Очень хочется, чтобы никогда не было войны. Война – самое страшное испытание для человечества. Нам нужен мир!

Мы не хотим войны, поверьте!
Желаем в мире жить всегда!
Ведь мир дороже всех на свете - 
Не забывайте никогда!

(Любовь Левакова)

На доске земной шар. Дети берут с парт голубя – символ мира и приклеивают на плакат.

Учитель: Молодцы. Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

1. История Кубани, 1998г. Москва

2.Сборник стихов. Просвещение.1975г. Москва

3.  Алмазов Б.А. «Мы казачьего рода» М., 1991г.

4. Анфимов Н.В. «История родного края» Кр. 1976г.

5. Певнев А.П. «Кубанские казаки» Кр. 1995г.

6. Сборник «Атаманы Кубани» Кр. 1998г.

7. Сборники стихов кубанских поэтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Краю- 75 лет:помним, гордимся, наследуем!"

Классный час "Краю -75 лет:помним, гордимся, наследуем!"проводится 1 сентября. Проводится в форме заочного путешествия....

Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» Маленькие герои большой войны.

классный час посвящен детям -героям войны , учащимся кубанских школ....

Классный час «Краю-75 лет: помним, гордимся, наследуем»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУАПСИНСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 С.КРИВЕНКОВСКОЕ    Кл...

Всекубанский классный час "Гордимся! Помним!"

Классный час в объединении казачьей направленности....

Классный час по теме: "Гордимся, помним!"

Рассказать про подвиги людей Великой Отечественной войны....

Классный час к 9 Мая "Помним! Гордимся! Наследуем!"

Единый всекубанский классный часТема: «Помним! Гордимся! Наследуем!»...

Классный час: «Край мой Краснодарский : помним, гордимся , наследуем».

Классный час посвящён 95-ти летию образования Тимашевского района и  85-ти летию образования Краснодарского края....