Взаимодействие классного руководителя с семьей как главным партнером в воспитании личности ребенка
опыты и эксперименты

ГАЛАБУРДА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

Взаимодействие классного руководителя с семьей как главным партнером в воспитании личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галабурда С. Н. МБОУ «СШ № 5»

Взаимодействие классного руководителя с семьей как главным партнером в воспитании личности ребенка

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

        Сегодня, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней, что в конечном счёте меняет отношение родителей к школе. Вовлеченность в воспитательный процесс способствует пониманию того, что воспитание детей - это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания его познать. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.

         Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Опорой для меня всегда были родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

На то, как проводить работу с теми или иными родителями влияет и стиль воспитания в семье.

  1. Попустительский стиль.

Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Взрослые очень заняты собой, своими делами. Они неумело используют методы поощрения и наказания. Родители строят свои отношения с детьми таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В ходе бесед родители жалуются, что их детей не любят, ему не дают проявить себя. Родители считают своего ребенка правым и не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации и полностью доверяют своему ребенку.

В данном случае необходимо родителей привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, на уроки, мероприятия, проводимые вместе с детьми и их родителями.

2.Состязательный стиль.

В данном случае родители ищут у своего ребенка проявление чего-то выдающегося и необычного, активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими. Если результат не устраивает их, они могут жестоко наказать своего ребенка. В своей любви к ребенку родители часто не обращают внимания на человеческие качества малыша, не терпят обидчиков своих детей, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию.

Задача учителя состоит в том, чтобы родители увидели сильные и слабые стороны своего ребенка, адекватно на них реагировать и своевременно исправлять. Здесь помогут индивидуальные беседы.

3.Рассудительный стиль.

Ребенку предоставляется полная свобода действий, родители дают ему возможность приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. В таких семьях дети вырастают активными и любознательными. Родители подробно разбираются во всех конфликтных ситуациях, помогают осмыслить проблему, взглянуть на нее с позиции другого человека.

Учитель может только поощрять такую линию поведения. Родители с огромным удовольствием будут участвовать в школьной работе, помогать учителю во всем, поняв, что его ребенка уважают и относятся к нему, как к личности.

4.Предупредительный стиль.

Чаще всего подобный стиль встречается в семьях, где ребенок болен. Родители такого ребенка не оставляют одного, без опеки и внимания. Ребенок огорожен от каких-либо наказаний, здесь удовлетворяется любая прихоть ребенка. Возникают проблемы в учебной деятельности, т.к. родители боятся утомить  ребенка.

Педагог должен знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с тем учителем, который им сочувствует и поддерживает их позицию. Вот тут учитель должен проявить хитрость и такт.

Он должен очень осторожно, но серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Таким родителям необходимы индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.

5.Контролирующий стиль.

В таких семьях свобода ребенка строго контролируется. Родители диктуют ребенку каждый шаг, достаточно активно используют различные методы наказания. В таких семьях дети лишены любви, тепла. Они угрюмы, подозрительны. У них часто наблюдается гипертрофированная любовь к себе. На критику и замечания в свой адрес они неадекватно реагируют. Например, улыбаются.

В данном случае с родителями необходимо проводить беседы, привлечь на собрании к обсуждению вопроса воспитания.

6.Сочувствующий стиль

В таких семьях ребенок предоставлен сам себе. Условием возникновения такого стиля является отсутствие материального достатка, плохие бытовые условия. Дети рано включатся во взрослую жизнь. Родители в таких семьях всегда благодарны учителю за разумную помощь и поддержку в воспитании ребенка. Педагог может положиться на них в своей деятельности, такие родители всегда с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

7.Гармоничный стиль.

Само название все объясняет. Дети такого воспитания проявляют свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Дети и родители работают в команде. Нужно позволять им творить и не ограничивать инициативу. В детях и родителях вы найдете помощников и партнеров.

В своей работе, классный руководитель должен придерживаться правил:

  1. Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
  2. Общение с родителями ученика   должно служить не во вред, а во благо ребенку;
  3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Знание стилей семейного воспитания поможет классному руководителю организовать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок.

Обязанности классного руководителя:

  1. Изучение условий воспитания в семье;
  2. Индивидуальная и групповая работа с родителями;
  3. Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
  4. Привлечение родителей к ремонту школьных помещений;
  5. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
  6. Влияние на общение родителей с детьми;
  7. Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.

Деятельность классного руководителя можно разделить условно на 3 направления

  1. психолого-педагогическое просвещение родителей:
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги;
  • конференции;

2. участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе:

  • участие родителей класса в работе Управляющего совета школы;
  • участие родителей класса в работе родительского коллектива;

3. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление

материально-технической базы школы и класса;

К нетрадиционным формам работы можно отнести следующие формы работы:

  • Родительские вечера
  • Родительские чтения
  • День открытых дверей
  • Индивидуальные консультации
  • Родительский лекторий
  • Групповые консультации
  • Тематические консультации
  • Ведение тетрадей общения и индивидуальных листов достижений учащихся (как в учебе, так и во внеклассной работе)
  • Внеклассные мероприятия с участием родителей
  • Тренинги
  • Родительские собрания с участием детей
  • Тематические мероприятия, проводимые родителями
  • Социальное проектирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи.

Данный материал был подготовлен для выступления на общешкольном  родительском собрании для того, чтобы помочь родителям и классным руководителям стать союзниками в воспитании детей....

Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика

1. Принципы взаимодействия классного руководителя и семьи ученика2. Родительское собрание - основная форма работы с родителями3. Индивидуальная работа с родителями4. Коллективные и групповые формы раб...

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

Выступление на МО учителей начальных классов "Методы взаимодействия классных руководителей с семьями социального риска".

Рекомендации классным руководителям  по  взаимодействию с семьями социального риска....

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

Взаимодействие классного руководителя с семьей как главным партнером в воспитании личности ребенка

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества....