Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье» 3 класс
методическая разработка (3 класс)
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье».
Цель: 1.Показать, что семейные традиции, моральные принципы родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка.
2.Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
3.Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_dnv.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Духовно-нравственное воспитание в семье»
Дата: 23.01.2018
Время: 17.00
Цель:
1.Показать, что семейные традиции, моральные принципы родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка.
2.Определить семейные условия, микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитой личности в семье.
3.Выявить уровень нравственного воспитания детей в семье.
Слайд 1.
Добрый вечер, уважаемые родители, тема нашего собрания «Духовно-нравственное воспитание в семье»
1. Актуальность.
Слайд 2.
Приоритетная задача Российской Федерации - формирование нового поколения, обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины.
Слайд 3.
Ценности духовно-нравственного воспитания: духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, свобода совести и вероисповедания; вера; традиционные религии и духовная культура народов России, российская светская (гражданская) этика.
Слайд 4.
Воспитание - процесс передачи накопленного опыта старшего поколения младшему. Нравственное воспитание-передача нравственных ценностей, духовных и душевных качеств, понятий, убеждений, таких как гуманизм, ответственность, доброта, справедливость, принципиальность, которые востребованы обществом, которые наши дети будут передавать своим детям. Процесс нравственного воспитания начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
Слайд 5.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Слайд 6.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Слайд 7.
Только семья может воспитать семьянина:
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность.
Слайд 8.
Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. И вот какие они:
1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
- почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
- супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
2. Повреждены устои семьи:
- фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
– нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей.
3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу,
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;
4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
- не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится "откупиться" от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
- утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока от дурных поступков;
5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
- в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью "тусовкой" в компаниях сверстников.
6. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
- в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
- массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти "свободной любви", половой распущенности, всевозможных извращений.
Слайд 9.
А сейчас я хочу остановиться на краткой характеристике составляющих семейного уклада. Он включает в себя пять компонентов:
1. Обычаи (установившиеся, привычные формы поведения)
2. Традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи)
3. Отношения: сердечные чувствования и настроения
4. Правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки)
5. Распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года.
Слайд 10.
Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.
Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.
Слайд 11.
Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.
Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.
Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.
Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…
Воспитать нравственные потребности детей – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Для её успешного решения необходимо знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.
Слайд 12.
Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье:
1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.
Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».
При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие.
Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»
3) Разъяснение. Воздействие словом.
Слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.
Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.
В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.
И содержание, и тон, и место, и время разговора – всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста В. А. Сухомлинский советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.
Слайд 13.
4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители. Которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.
7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних.
Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «…искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».
Слайд 14.
8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.
Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.
9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.
11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.
12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:
а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;
б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеское ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И. А. Ильин.
Слайд 15.
«Диагностика нравственной самооценки
При подготовке родительского собрания среди учащихся нашего класса мною была проведена диагностика нравственной самооценки учащихся.
Ребятам были предложены 10 высказываний, ответив на которые они должны были выразить свое согласие или не согласие по 4-х балльной шкале:
полностью согласен (да)- 4 балла,
скорее да, чем нет- 3 балла,
скорее нет, чем да- 2 балла,
если совсем не согласен (нет) -1 балл.
На предложенные высказывания ответили «Да» следующее количество учащихся.
1.Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми - «да» 73%
2.Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду - «да» 65%
3.Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми - «да» 16%
4.Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку - «да» 34%
5.Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо чувствовать себя среди людей - «да» 66%
6.Я думаю, что можно позволить себе выругаться в ответ на несправедливое замечание в мой адрес - «да» 27%
7.Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню - «да» 21%
8.Мне приятно делать людям радость - «да» 75%
9.Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки - «да» 49%
10. Я думаю, важно понимать других, даже если они неправы - «да» 33%
Слайд 16.
Из приведенной таблицы ответов детей можно сделать следующие выводы: всего лишь около 60% опрошенных учащихся считают себя вежливыми, добрыми, внимательными, понимающими и принимающими других, готовыми помочь в трудную минуту, сочувствующими.
Достаточно высокий процент учащихся около 27 %, которые могут позволить себе нагрубить, выругаться в ответ на несправедливое замечание в личный адрес учащегося, не всегда корректно высказываться в адрес одноклассников и взрослых.
Обращаю наше внимание на 21% процент ответов «да» - на высказывание: «Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню».
Конфликтное, агрессивное поведение младших школьников часто является следствием неправильных и искаженных нравственных представлений и понятий на фоне низкого уровня рефлексии подростка, что в свою очередь приводит к неадекватным действиям, поступкам, отношениям.
Исходя из результатов диагностики нравственной самооценки семье и педагогическому коллективу школы необходимо уделять особое внимание формированию комплекса поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющему человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Слайд 17.
Вместе с тем, воспитание детей в школе ни в коей мере не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, развивать, по возможности корректировать, создавать условия для применения имеющихся нравственных качеств.
Младшие школьники знакомятся с нравственными понятиями и учатся применять нравственные нормы и правила, учатся оценивать поведение и поступки окружающих. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств как: товарищество, дружба, взаимопомощь.
Старшеклассники имеют определенный жизненный опыт, поэтому имеют возможность сознательно управлять своим поведением, в соответствии с нравственными нормами и правилами, при этом стремятся воспитать у себя положительные качества: честность, справедливость, правдивость, скромность, уважение к старшим.
Еще Я.А.Коменский утверждал: «Несчастно то, образование, которое не переходит в нравственность и благочестие». «Образование без души убивает душу».
Слайд 18. (форма)
Культура внешнего вида детей также закладывается и воспитывается в первую очередь в семье.
Варианты повседневной и парадной школьной формы представлены на слайде. Весь педагогический коллектив гимназии выражает слова благодарности тем родителям, кто очень ответственно подошел к решению данного вопроса: приобрел школьную форму Воркутинской швейной фабрики и целенаправленно воспитывают в своих детях культуру внешнего вида.
Слайд 19
Школьная форма – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в образовательном учреждении.
В связи с обязательным поэтапным введением школьной формы, я обращаюсь к вам с настоятельным предложением приобрести школьную форму для учащихся 1-11 классов до 1 сентября 2019 года.
Музыкальный фон
Слайд 20 (С.Л. Соловейчик)
Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей.
Стих «Семья» (чтецы: мальчик, девочка – 3а класс)
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех,
Взлет и паденья, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!
Вот и подходит к завершению наше собрание, разрешите зачитать решения:
- Продолжить педагогическую пропаганду духовно-нравственного воспитания детей в семье.
- Изучить опыт семей в вопросах духовно-нравственного воспитания
3.Способствовать тесному сотрудничеству семьи и школы в вопросах духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Выдающийся российский педагог, публицист и философ Симон Львович Соловейчик (01.10.1930-18.10.1996) в своей главной книге «Педагогика для всех» писал: «Идеальное воспитание детей родителями – это умение объединить любовь и уважение в отношения равноправные, близкие и дружеские».
Слайд: 21
Терпения и взаимопонимания вам в воспитании ваших детей!
Успехов вашим семьям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"
Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...
Родительское собрание-диспут "Нравственное воспитание в семье".
Здоровый психологический микроклимат определяется нравственной атмосферой домашнего очага....
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся 3 класса
Программа используется для внеурочной деятельности в 3 классе....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся "Семь-Я"
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Семь-Я» на ступени начального общего образования направлена на приобщение обучающихся к ценностям семьи, своей этнической...
Родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящ...
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье»
Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье»...