Классный час "Дорогою добра"
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
Цели:
•утверждать в детских душах твёрдые ориентиры добра, истины, любви и красоты;
•вовлечь учеников в атмосферу доброжелательного общения и творчества;
•способствовать формированию нравственной культуры учащихся, эмпатии и сопереживания.
Оборудование: мультимедийный экран, компьютер, карточки для работы, выставка "Мои добрые дела".
Ход занятия
I. Организационный момент. Психологический настрой на занятие.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Учитель: - Каждое утро солнышко встаёт, чтобы дарить людям своё тепло и ласку. Давайте и мы настроимся на урок доброты.
- Медленно поднимите руки вверх. Представьте, что достали ими до нашего классного солнышка. Бережно "перенесите" солнечные лучики в своё сердце. В сердце появилась "звёздочка". - Сказали: "Любовь", звёздочка увеличилась. - "Здоровье" - стала ещё больше. "Добро" - стала, как солнышко большое. -Оно несёт тепло всем, кто рядом. Поделитесь друг с другом солнышком. Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку и мне. Тихо сели.
- Каким вы хотите видеть наше занятие?
II. Игра "Шифровальщик". Сообщение цели занятия.
Учитель: Сегодня мы постараемся провести поучительное, увлекательное путешествие. А вот какое, отгадайте криптограмму.
- Перед вами таблица с буквами и шифр. Прочитайте слова, двигаясь от точки по стрелочке.
к и ю д н ы й й н л з ж у х ч е о д о у м р ъ г о р а
- Итак, мы совершим путешествие в Изумрудный город.
- Какие сказочные герои отправились в Изумрудный город?
- Зачем каждому из них нужно было попасть к волшебнику Гудвину?
- Если выстроить все их желания в одну цепочку, то они хотели быть умными, смелыми, добрыми.
- Девиз нашего путешествия: "Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет".
- Путь в Изумрудный город долгий, нелёгкий, нас ожидают спуски и подъёмы. Но когда вместе с тобой друзья и действуют они сообща, то можно победить самого сильного врага и преодолеть невероятные препятствия.
"Самое лучшее, самое дорогое на свете - это дружба и взаимовыручка!" - это слова автора сказки А. Волкова.
III. Исполнение песни "Дорогою добра"
Учитель: Предлагаю отправиться в путешествие с песней "Дорогою добра".
IV. Замок " Добрые дела".
а) работа над словом "доброта"
Учитель: Доброта: Что означает это слово?
(Ребята объясняют, как они понимают это слово)
Учитель: По определению Сергея Ожегова, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Какие качества определяют доброту? Попробуйте составить сложные прилагательные, используя слова. Это мы подарим Страшиле ум:
•добро и дело (добродетельный);
•добро и душа (добродушный);
•добро и желать (доброжелательный);
•добро и порядок (добропорядочный);
•добро и сердце (добросердечный);
•добро и совесть (добросовестный).
- Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
- Наверняка, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. Какие чувства вы при этом испытывали?
- А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого - то?
- Поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?
- В Евангелии от Матфея сказано: ": во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".
Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребёнок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нём. Но мало только желать этого. Надо самому всё делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.
б) игра "Собери пословицы"
Учитель: Вот так мы незаметно добрались до первого замка. Но что за мрачная картина? Темные пальмы и кипарисы. Кругом подозрительная тишина. Вы видите, тучи затмили солнышко. Нашазадача разогнать эти тучи и освободить солнышко. Давайте сделаем доброе дело: составим пословицы о доброте.
Учитель: Вот мы и освободили наше солнышко, как оно ярко засверкало! Мы выполнили задание и подарили ум Страшиле, молодцы. Вы сделали доброе дело. Не одежда красит человека, а добрые дела.
в) сказка "Добро без ума"
Учитель: Доброта без разума пуста, почему?
- Послушайте сказку "Добро без ума".
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
- Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император.
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.
Но добро без ума - не лучше.
- Согласны ли вы с мудрецом?
- На что нужно опираться, совершая что-нибудь? (на разум)
г) тест "Добрый ли ты человек"
Учитель: Сейчас проведём тест, где каждый может проверить себя и ответить, добрый ли он человек.
- Поставьте напротив каждого вопроса ответ "да" или "нет".
У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить всё, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
Твой партнёр плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
Часто ли ты используешь злые шутки?
Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что - то выполнить за кого - то из домочадцев, например)?
Станешь ли ты передразнивать кого - то, чтобы развеселить своих друзей?
Учитель: Подсчитаем очки. Одно очко за утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и одно очко за отрицательный ответ на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Результаты:
•больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.
•от 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого - то ты идёшь на всё, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
•менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Учитель:
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети
V. Замок "Добрые слова"
Учитель: Отправляемся в путь. Перед нами замок "Добрые слова".
- Ребята, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?
- Конечно же, это добрые, тёплые слова. Какие?
- Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние этих слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда).
- Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
а) игра "Доскажи словечко"
Учитель: Давайте немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово. Пусть от этих добрых слов в душе Дровосека расцветут яркие цветы, пусть у него снова застучит сердечко!
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться:. ("Доброе утро")
Доброе утро! - солнцу и птицам.
Доброе утро! - улыбчивым лицам.
И каждым становится добрым, доверчивым,
И доброе утро продлится до вечера,
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: (Добрый день")
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь:: ("Здравствуйте")
Растает ледяная глыба
От слова доброго: ("Спасибо")
Когда бранят за шалости,
Мы говорим: :. ("Прости, пожалуйста")
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы: : ("Спасибо")
И во Франции и в Дании
Говорят, прощаясь: : ("До свидания")
Всем вам с большой любовью
Желаю :. ("Крепкого здоровья")
Учитель: А как бы поступили, если бы вам сказали злое слово?
Ученица:
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
б) динамическая физминутка.
Учитель: Давайте наполним сердце Дровосека чувствами. Я вам буду называть существительные, а вы образуйте от них глаголы. Найдите эти глаголы на карточках в классе: ЛЮБОВЬ, ЛАСКА, ДРУЖБА, ЖАЛОСТЬ, ПЕРЕЖИВАНИЕ, МЕЧТА, СОСТРАДАНИЕ, ГРУСТЬ, ИГРА.
Учитель: Какие чудесные, добрые слова! (Звучит стук сердца)
- Вы слышите, как застучало сердце Железного Дровосека. И это помогли сделать вы! Вы - настоящие, добрые, верные друзья.
VI. Замок "Защита позиции"
Учитель: Итак, последнее препятствие на пути в Изумрудный город - замок "Защита позиции". Наша задача помочь Трусливому Льву приобрести смелость.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда.
Добро - творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого - зло родится. (пословица)
- Л. Кассиль, обращаясь к юношеству, подчеркивал: "На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи".
а) обсуждение проблемных ситуаций
1. Мама говорит: "Моя дочь ходит в музыкальную школу и на фигурное катание. Дома я ее избавляю от всех хлопот, а тут ей, видите ли, нужно сходить к подруге, объяснить задание. Какая добрая!"
Учитель: Ваше мнение?
Вывод: отучив дочь заботиться о других, мать отучит её по-доброму заботиться и о своих родных и близких.
2. На глазах у встречающих детей родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.
- Ты что делаешь? - возмущённо крикнула мать мальчика. - Ручка-то у портфеля совсем слабая, отлетит. С чем в школу ходить будешь?
Мальчика со всех сторон стали стыдить другие родители.
- А пусть не плюётся на переменах! - с искренней убеждённостью в правоте содеянного ответил тот.
- Видите? - воодушевилась объяснением сына мать и обратилась к людям. - Он защищался. Какие все добрые! Правильно, сынок, не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет. Но портфель всё же беречь надо. Год только начался.
Учитель: А как бы поступили вы на месте мамы мальчика?
- Старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку. Существует маленькая доброта - пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для собственной выгоды?
И, наконец, доброта сознательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина - человека с чувством обостренной справедливости, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение другого человека и способен бороться со злом.
Помни, что добрый человек:
- не наступит, а уступит;
- не захватит, а отдаст;
- не кулак покажет, а протянет ладонь;
- не спрячет, а поделится;
- не закричит, а выслушает.
- не разорвет, а склеит.
б) творческое задание
Учитель: Ребята, сейчас я попрошу выполнить вас творческое задание. Не раз мы убеждались в том, что добро побеждает зло. Доброта сильнее несправедливости, зла, насилия. Нарисуйте, пожалуйста, какой вы представляете собой ДОБРОТУ, а какой - Зло.
Учитель: Ребята, давайте рисунки со Злом закроем маленькими солнышками - добрыми поступками, помыслами. Ведь недаром К.Паустовский сказал: "Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее - от человека". Э. Асадов как-то заметил: "Лучше добрым на свете быть, злого в мире и так довольно". Каждый нуждается в поддержке и любви, но и сам человек должен стремиться делать добро другим людям.
Учитель: Вы у меня молодцы. Совершили ещё одно доброе дело, подарили Льву смелость. Посмотрите, какой он стал! Настоящий царь зверей!
VII. Игра-тренинг "Волшебный цветок добра".
Учитель: Мы с вами в Изумрудном городе. Великий и могучий Гудвин приготовил для вас письмо: "Дорогие дети! Мне очень приятно, что в изумрудный город пришли добрые, внимательные, умные, смелые ребята, верные друзья. Всегда помните, что доброе братство - лучшее богатство. Ваш Гудвин. 2010 г."
- Какие добрые слова. Давайте и мы создадим наш цветок добра.
- Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперёд ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Звучит приятная, красивая мелодия).
Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе:
Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
VII. Подведение итогов.
Учитель: Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошее.
- Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами:
- Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Добро и зло"
В данной разработке даны тексты и вопросы к ним для обсуждения....
классный час "Добро и зло"
данный классный час разработан для учащихся 4 класса по теме "Добро и зло". Он стал продолжеие тем по курсу ОРКЭСе....
Классный час "Добрым быть совсем,совсем не просто."..
В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей это и есть человеческое счастье....
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОБРО И ЗЛО».
«добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому....
Классный час "Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло..." (В. О. Ключевский) 2 класс
Данный материал содержит сценарий классного часа о добре, доброте. Рассуждая на эту тему, дети создают картину ДОБРА....
Классный час "Доброму везде добро".
Мой педагогический опыт представлен на Фестивале педагогических идей "Открытый урок" Тема "Доброму везде добро"...
Классный час "Добрые мысли, добрые слова"
Классный час для детей 9-11 лет...