Ситуация
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Описание ситуации
Ф.И.О участника: Медведева Маргарита Николаевна
Педагогическая ситуация:
На уроке окружающего мира учитель проводит вступительную беседу о досуге и увлечениях детей. Обращаясь к детям, он спросил: «А какие у вас увлечения?». Учитель был удивлен, что большинство детей класса ответили, что у них только одно увлечение, это – «играть в компьютерные игры» или в «игры в телефоне».
Участники:
Участниками ситуации являются учитель и обучающиеся класса, которые не имеют никаких увлечений, кроме компьютерных игр.
Проблема:
Проблема заключается в том, как учителю показать учащимся значимость разнообразных увлечений и хобби и вовлечь их в данную деятельность.
Причины:
Социальные:
- Учащиеся не умеют взаимодействовать с другими людьми в реальности и поэтому им легче жить в виртуальном мире.
- Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.
- Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
Педагогические:
1.Учитель не познакомил детей с разнообразными кружками, в которых они могут проявить себя.
2. Педагог не отвёл достаточного количества времени на проведение классных часов, лекториев, семинаров и тд. на тему хобби, увлечения.
Психологические:
- Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть.
- У ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность и ему проще поиграть в компьютер, чем поиграть в футбол с друзьями.
Физиологические:
- Наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним и ребёнку легче найти друзей в интернете, где его никто не увидит.
Педагогические задачи:
- Привлечь учащихся в разнообразные кружки, секции и тд.
- Выяснить причину заинтересованности в компьютерных играх.
- Организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
- Провести воспитательные мероприятия на тему хобби, увлечения.
Все вышеперечисленное доказывает, что данную проблему нельзя оставить без внимания.
Решение:
Любая задача может решаться, как «здесь и сейчас», но в большинстве случаев предстоит большая работа в будущем.
- В ситуации «здесь и сейчас» учителю рекомендуется выяснить причины заинтересованности учащихся в компьютерных играх. Объяснить почему данное увлечение для него не желательно и как оно влияет на здоровье.
- Привести плюсы других увлечений (показать видеоролик, провести беседу и тд.)
Но данную задачу не решить способами «здесь и сейчас», поэтому способами «на будущее» могут являться:
- Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
- Самый простой и доступный способ решения зависимости - это приобретение другой зависимости. Ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
- Поднять самооценку ребенка. Найти ему занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, кружок квиллинга.
- Провести диагностику и выявить, есть ли у учащихся компьютерная зависимость. Если она есть у многих учащихся, тогда учителю следует привлечь к работе с детьми психотерапевта, психолога.
- Проведения воспитательных мероприятий на тему увлечения, хобби, а также заняться тренингом, играми с психологом и социальным педагогом по предотвращению игровой зависимости.
- Очень действенный метод — отдать ребёнка в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
- Посоветовать учащимся развивающие игры и сайты. Обсудить с ними те игры, в которые им было бы, полезнее играть.
- Составить рекомендации для родителей по работе с ребёнком, имеющим компьютерную зависимость.
- Провести родительское собрание по теме : «Компьютерная зависимость у детей» , «Увлечения, хобби ребёнка», как говорил В. А. Сухомлинский : «Воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
Урок окружающего мира по теме "Опасные и безопасные ситуации"
обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье ...
Создание проблемных ситуаций на уроках "Мир вокруг нас"
Проблеммные ситуации, вопросы....
Презентация выступления на МО "Ситуация успеха как средство положительной мотивации"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5490...
Урок ОБЖ 1 класс«Опасные ситуации на дорогах и способы их предотвращения». «Меры пожарной безопасности в быту». «Действия в экстремальных ситуациях и угрозе террористического акта». «Правила безопасности на воде».
Урок - безопасности....
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
Ситуация успеха и ситуация неуспеха
Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...