Ситуация
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Описание ситуации
Ф.И.О участника: Медведева Маргарита Николаевна
Педагогическая ситуация:
На уроке окружающего мира учитель проводит вступительную беседу о досуге и увлечениях детей. Обращаясь к детям, он спросил: «А какие у вас увлечения?». Учитель был удивлен, что большинство детей класса ответили, что у них только одно увлечение, это – «играть в компьютерные игры» или в «игры в телефоне».
Участники:
Участниками ситуации являются учитель и обучающиеся класса, которые не имеют никаких увлечений, кроме компьютерных игр.
Проблема:
Проблема заключается в том, как учителю показать учащимся значимость разнообразных увлечений и хобби и вовлечь их в данную деятельность.
Причины:
Социальные:
- Учащиеся не умеют взаимодействовать с другими людьми в реальности и поэтому им легче жить в виртуальном мире.
- Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его.
- Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
Педагогические:
1.Учитель не познакомил детей с разнообразными кружками, в которых они могут проявить себя.
2. Педагог не отвёл достаточного количества времени на проведение классных часов, лекториев, семинаров и тд. на тему хобби, увлечения.
Психологические:
- Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть.
- У ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность и ему проще поиграть в компьютер, чем поиграть в футбол с друзьями.
Физиологические:
- Наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним и ребёнку легче найти друзей в интернете, где его никто не увидит.
Педагогические задачи:
- Привлечь учащихся в разнообразные кружки, секции и тд.
- Выяснить причину заинтересованности в компьютерных играх.
- Организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
- Провести воспитательные мероприятия на тему хобби, увлечения.
Все вышеперечисленное доказывает, что данную проблему нельзя оставить без внимания.
Решение:
Любая задача может решаться, как «здесь и сейчас», но в большинстве случаев предстоит большая работа в будущем.
- В ситуации «здесь и сейчас» учителю рекомендуется выяснить причины заинтересованности учащихся в компьютерных играх. Объяснить почему данное увлечение для него не желательно и как оно влияет на здоровье.
- Привести плюсы других увлечений (показать видеоролик, провести беседу и тд.)
Но данную задачу не решить способами «здесь и сейчас», поэтому способами «на будущее» могут являться:
- Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.
- Самый простой и доступный способ решения зависимости - это приобретение другой зависимости. Ведение здорового образа жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
- Поднять самооценку ребенка. Найти ему занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, кружок квиллинга.
- Провести диагностику и выявить, есть ли у учащихся компьютерная зависимость. Если она есть у многих учащихся, тогда учителю следует привлечь к работе с детьми психотерапевта, психолога.
- Проведения воспитательных мероприятий на тему увлечения, хобби, а также заняться тренингом, играми с психологом и социальным педагогом по предотвращению игровой зависимости.
- Очень действенный метод — отдать ребёнка в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
- Посоветовать учащимся развивающие игры и сайты. Обсудить с ними те игры, в которые им было бы, полезнее играть.
- Составить рекомендации для родителей по работе с ребёнком, имеющим компьютерную зависимость.
- Провести родительское собрание по теме : «Компьютерная зависимость у детей» , «Увлечения, хобби ребёнка», как говорил В. А. Сухомлинский : «Воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/16/picture-432.jpg)
Классный час «Основы безопасности жизнедеятельности человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Классный час на конец учебного года...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/26/picture-476-1395849612.jpg)
Урок окружающего мира по теме "Опасные и безопасные ситуации"
обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье ...
Презентация выступления на МО "Ситуация успеха как средство положительной мотивации"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5490...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/25/picture-305891-1474818494.jpg)
Урок ОБЖ 1 класс«Опасные ситуации на дорогах и способы их предотвращения». «Меры пожарной безопасности в быту». «Действия в экстремальных ситуациях и угрозе террористического акта». «Правила безопасности на воде».
Урок - безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-95228-1547015333.jpg)
"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.
Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189205-1359269488.jpg)
Ситуация успеха и ситуация неуспеха
Мотивация не оказывает прямого влияния на качество работы, так как оно зависит ещё и от способностей. Но она влияет на старания ученика. Задача учителя состоит в том, чтобы ученик был постоянно мотиви...