Программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса школы 8 вида "Малая моя Родина"
рабочая программа (4 класс)
Программа занятий внеурочной деятельности "Малая моя Родина" разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в рамках нравственного напавления в 4 классе.
Цель программы: Создание условий для воспитания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начал патриотизма и гражданственности.
Программа расчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malaya_moya_rodina_4_klass.docx | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа занятий внеурочной деятельности «Малая моя Родина» разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в рамках нравственного направления в 4 - А классе МКОУ «Школа « 75».
Актуальность.
Проблема формирования нравственных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуальна в настоящее время. Основная задача в работе с такими детьми максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции.
Многие из детей не знакомы с историей своих семей, не знают истории своего края, не видят связь истории своей семьи с историей страны. Программа внеурочной деятельности «Малая моя Родина» направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории города, пробудить в них интерес к изучению истории своей Республики, пробудить дух патриотизма.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Программа предполагает формирование понятий о малой Родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь.
Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.
Цель программы:
- Создание условий для воспитания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начал патриотизма и гражданственности.
Задачи программы:
- Расширение представлений о своей малой Родине;
- Воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
- Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;
- Воспитание у учащихся любви и привязанности к своей семье, родному дому, школе, городу;
- Формирование и расширение бережного отношения к родной природе и всему живому.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
Программа внеурочной деятельности по нравственному направлению «Малая моя Родина» составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Программа внеурочной деятельности «Малая моя Родина» предназначена для обучающихся 4 класса, в котором обучаются дети с легкой степенью УО – 11 человек. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания.
Режим занятий:
Общее количество часов в год | Количество занятий в неделю | Продолжительность одного занятия | Время проведения |
34 | 1 | Продолжительность занятий соответствует рекомендациям СанПин, т.е. 35 - 40 минут. | Четверг 15. 00 – 15.40. |
Данная программа реализуется через следующие виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество, трудовая.
Формы работы: игры, беседы, наблюдения, рассматривание рисунков и фотографий, обсуждение заданных ситуаций, просмотр и обсуждение презентаций, конкурсы загадок о животном и растительном мире родного края, конкурсы рисунков, экскурсии с различной тематикой, викторины и т.д.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Малая моя Родина»
Личностные результаты:
- ценностное отношение и любовь к близким, школе, своему городу, своей малой Родине;
- развитие нравственных качеств, творческих способностей;
- ценностное отношение к Родине, своему народу, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним;
- знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
- ценностное отношение к природе.
Предметные результаты:
- формирование представлений обучающихся о родном крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, края;
- освоение основ элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде
- развитие интереса к народным праздникам и важнейшим событиям в жизни города, района;
- развитие стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Малая моя Родина».
В ходе реализации программы учащиеся должны знать:
Минимальный уровень | Допустимый уровень |
- имена и отчества родителей; - элементарные правила поведения и общения в семье и школе; - безопасную дорогу в школу и домой; - свой домашний адрес; - название своего города, республики; - названия растений и животных; - основные признаки времен года. - названия русских и удмуртских национальных блюд; -название города, улицы, где ребенок живет; -основные достопримечательности; -название животных и растений; -праздники; -историю своей семьи, семейные традиции | - имена и отчества родителей, бабушек, дедушек; - правила поведения и общения в семье и школе; - названия некоторых улиц города; - историю школы; - название города, республики и некоторые достопримечательности города; - символы нашей республики; - виды народных промыслов; -значимые даты и события города; -достопримечательности города; -символику; -традиции и культурное достояние города; -историю народа; -имена знаменитых соотечественников; |
Должны уметь:
Минимальный уровень | Допустимый уровень |
- соблюдать правила поведения в школе и дома, на природе, в общественных местах; - любить свою семью, школу, Родину; - с уважением относиться к старшим; - выполнять обязанности дежурного: мыть доску, протирать стол в столовой, протирать пыль; - в согласии делать общие дела. -донести сведения о своем роде, своей семье; -ценить красоту и богатство родной природы; -рассказать народные сказки. | - соблюдать правила поведения в школе и дома на природе, в общественных местах; - радоваться успехам друзей; - заботиться о младших членах семьи; - помогать родителям, выполнять домашние дела; - соблюдать правила поведения в общественном транспорте; - бережно относиться к родной природе, родному городу. -находить на карте свой город; -растения и животных родного края -находить на карте свой город; -рассказать основные исторические события; -рассказать о соотечественниках, прославивших город; -рассказать о культуре своего народа |
Календарно – тематическое планирование. 4 класс.
№ п/п | Форма и тема занятия | Содержание | Дата проведения |
1 | Урок – путешествие «Школа, здравствуй!»
| Организация урока – праздника, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе после летних каникул. | 05.09. |
2 | Сюжетно – ролевые игры «Я в классе и школе». | Организация сюжетно – ролевых игр с целью развития у учащихся мотивов сотрудничества и толерантности. Игры «Кто я? « Кораблекрушение» и т. д. | 12.09. |
3 | Проект «Школа – наш дом». | Защита проекта с целью вовлечения учащихся в жизнь школы и привития интереса к изучению истории школы. | 19.09. |
4 | Конкурс рисунков «Моя дружная семья». | Конкурс рисунков о своей семье, составление устного рассказа о членах своей семьи. | 26.09. |
5 | Час общения «Профессии моих родителей». | Организация беседы с целью расширения представлений детей о различных профессиях. | 03.10. |
6 | Устный журнал «Осень в родном краю». | Знакомство с стихотворениями удмуртских поэтов об осени. Ф. Кедров «Снова осень», А. Леонтьев «Ветер, листья мои пожалей» и другие. | 10.10. |
7 | Беседа «Удмуртия – Родина моя». | Беседа с целью развития познавательного интереса к своей Родине, просмотр и обсуждение презентации об Удмуртии. | 17.10. |
8 | Беседа «Ижевск – город оружейников. | Знакомство с историей возникновения города Ижевска. | 24.10. |
9 | Игра «Тайны живой природы». | Организация игры в форме состязаний двух команд с целью воспитания бережного отношения к природным богатствам Удмуртии. | 31.10 |
10 11 | Игра - путешествие «Мой родной город». Беседа «Главная площадь Ижевска». | Организация игры -путешествия по станциям: «История», «Транспорт», «Достопримечательности», «Творческая» с целью воспитания активной жизненной позиции. Беседа по данной теме. | 07.11. 14.11. |
12. | Урок – презентация «М. Т. Калашников». | Просмотр и обсуждение презентации. | 21.11. |
13 | Час общения «Считаете ли вы себя патриотом?» | Беседа – знакомство с понятием «патриот», диспут «Кого можно назвать патриотом?» | 28.11. |
14 | Устный журнал «Песня – душа народа». | Прослушивание и обсуждение русских и удмуртских народных песен. | 05.12. |
15 | Экскурсия - наблюдение «Зимний город». | Организация экскурсии – наблюдения с целью выявления изменений в городе зимой. | 12.12. |
16 | Игра – путешествие «Ты помни – мира не узнаешь, не зная края своего». | Организация игры - путешествия по станциям «Игровая», «Сказочная», «Угадай – ка», «Переводчики». | 19.12. |
17 | Животный и растительный мир Удмуртии в загадках. | Конкурс рисунков о животном и растительном мире Удмуртии. | 26.12. |
18 | Заочное путешествие «Чем богат наш край?» | Просмотр и обсуждение презентации. | 09.01. |
19 | Беседа «Великий русский композитор П. И. Чайковский». | Организация беседы с целью ознакомления учащихся с жизнью П. И. Чайковского». | 16.01 |
120 | Экскурсия «Главная площадь Ижевска». | Организация экскурсии на Центральную площадь. | 23.01. |
21 | Урок – презентация «Символы Удмуртии». | Просмотр и обсуждение презентации. | 30.01. |
22 | Беседа «Известные спортсмены». | Организация беседы с целью ознакомления учащихся с именами известных спортсменов: Г. Кулакова, Т. Тихонова и т. д. | 06.02. |
23 | Викторина «Люби и знай свой край». | Организация викторины с целью обобщения и систематизации знаний учащихся о своей Республике. | 13.02. |
24 | Русские народные игры. | Разучивание русских народных игр. | 20.02. |
25 | Удмуртские народные игры. | Разучивание удмуртских народных игр. | 27.02. |
26 | Экскурсия – наблюдение «Современный Ижевск». | Организация экскурсии по улице Карла Либкнехта. | 05.03. |
27 | Конкурс рисунков «Ижевские зарисовки» | Организация конкурса рисунков с целью привития любви к родному городу. | 12.03. |
28 | Беседа «Полезные ископаемые Удмуртии». | Организация беседы с целью ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, добываемыми в Удмуртии – нефтью, торфом и т. д. | 19.03. |
29 | Устный журнал «Кто живет рядом с нами?» | Знакомство с разными народами, населяющими Удмуртию, привитие уважительного отношения к культуре разных народов. | 02.04. |
30 | Игра «Узнай птицу по описанию». | Организация игры с целью систематизации знаний учащихся о перелетных птицах. | 09.04. |
31 | Беседа «Их именами названы улицы нашего города». | Организация беседы с целью ознакомления учащихся с историей улицы Татьяны Барамзиной. | 16.04. |
32 | Урок – презентация «Этих дней не смолкнет слава». | Просмотр и обсуждение презентации о Великой Отечественной войне. | 23.04. |
33 | Практическая работа «Сделаем город краше и чище» | Организация трудового десанта, уборка мусора на пришкольном участке. | 30.04. |
34 | Практическая работа «Посажу цветок». | Посадка цветов на пришкольном участке. | 07.05. |
Научно-методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Интернет-ресурсы | Методические пособия | Другое |
http://ped- kopilka.ru http://www.uchportal.ru | Бродовская З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003. Перевозчикова Т.Г. Мелодия небесной росы. – Ижевск: Удмуртия, 1988. Природа Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 2012. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Риторика". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чемпион". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чемпион". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика". 1 класс. Школа 2100...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 класса "Школа добрых дел"
Данная программа предназначена для социального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....
"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...
Программа по внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Юный патриот»
Рабочая программа учебного предмета «Юный Патриот» для 2 класса разработана на основе примерной программы начального и основного образования, разработанной на основе стандарта второго поколения под ре...