Интеграция ценностных ориентаций детей в младшем школьном возрасте.
статья

Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция ценностных ориентаций детей в младшем школьном возрасте.

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностей личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей, и,  при утрате ими побудительной силы в результате их достижения, стимулируя постановку новых значимых целей.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни[1].

Младший школьный возраст создает дополнительные возможности эффективного развития ценностных ориентаций, т.к. характеризуется такими возрастными особенностями, как повышенная эмоциональность, впечатлительность к внешним воздействиям, обращенность к миру позитивных ценностей, которые проявляются во всех видах деятельности: учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и т.д.

Цель нашего исследования – определить факторы, способствующие интеграции ценностных ориентаций детей в младшем школьном возрасте.

Прежде всего, мы обратились к философской и психолого-педагогической литературе, чтобы уточнить понятие «интеграция».

Интеграция - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной сплоченности группы, как  ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в какой-либо деятельности. Интеграция предполагает достаточно высокий уровень сформированности «Я-концепции», соответственно, осмысленного отношения к своим способностям и социальным ролям, другим людям и миру в целом. [2].

Анализ психолого-педагогической литературы [3; 4] позволил нам определить факторы, способствующие интеграции ценностных ориентаций детей в младшем школьном возрасте:

  1.  Знания о ценностных ориентациях (позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях).
  2. Деятельность, актуализирующая личностные функции учащихся (ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира).
  3. Социум (оценка ребенка другими людьми, потребность самооценки, самоуважения, которые, в свою очередь, базируются на потребностях в любви и признании у других людей).
  4. Школа (в процессе воспитания дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях).
  5. Приобщение ребенка к культуре (в процессе овладения культурой индивид становится личностью, так как личность есть человек, совокупность свойств которого позволяет ему жить в обществе в качестве полноправного и полноценного его члена, взаимодействовать с другими людьми и осуществлять деятельность по производству предметов культуры).

Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностей детей младшего школьного возраста.

С целью определения ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста нами были использованы: игровой тренинг «Кто я», посвященный самопредставлению себя окружающим; методика организации групповой деятельности Н.Е. Щурковой «Магазин одной покупки». В данной игре сочетаются игровая и ценностно-ориентационная деятельность, требующая определенных духовных усилий.

Проведенное эмпирическое исследование позволило получить большой объем информации.

Ответы детей показали их видение перспектив жизни, помогли лучше сформулировать свои жизненные цели, определить приоритетные ценности, качества личности своих друзей и свои качества, что является определенными ценностными ориентациями для младших школьников. Каждый из них уже определяет свою будущую дорогу «ведущую к счастью». Интеграция ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста показывает учащимся не только картины жизни, но и дает глубокое понимание законов, по которым они живут и развиваются. Кроме того, происходит всестороннее формирование личности учащегося,  так как он воспроизводит в своем опыте разные стороны жизни людей, всевозможные отношения между ними.

Литература

  1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. - Москва, 1973.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – Москва, 2003.
  3. Роджерс, А.В. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – Москва, 1994.  
  4. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников. – Москва, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства развития внимания детей в младшем школьном возрасте

Данная статья содержит описание различных средств развития внимания в младшем школьном возрасте....

Особенности закаливания детей в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте организм ребенка перестраивается. Это связано с тем, что у него меняется распорядок дня, увеличивается количество нагрузок. Готовность ребенка к школе определяется не тольк...

Как привить детям в младшем школьном возрасте любовь к чтению.

Стаья рекомендована для родителей, также для учителей начальных классов, можно использовать как лекционный материал на собраниях для родителей...

Практические рекомендации родителям по преодолению застенчивости у детей в младшем школьном возрасте

Как правило, застенчивость проявляется в детстве. Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей, когда ходят с ребенком в гости или к ним в дом приходят в гости. Ребёнок робеет, прижимаетс...