Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании и развитии личности ребёнка, совершенствует заложенное в ребенке природой, помогает корректировать нравственные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_kachestva.odt | 35.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности
Выполнила: Черниту Валентина Фёдоровна.
Истра
2017
Оглавление
Введение ……………………………………………………………. ………..
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств младших школьников…………………………………………………………………….
1.1. Сущность нравственных качеств младших школьников и особенности их формирования
1.2. Понятие и сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ
1.3. Особенности формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности
Заключение ………………………………………………………….
Список используемой литературы …………………………………
Приложение ………………………………………………………….
Введение
Вопросы нравственного воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. В настоящее время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Современные ученые указывают на то, что в настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо. У детей нет веры ни во что, они не знают своих корней, вытравлено чувство коллективизма, у детей отсутствует стремление помочь друг другу, нет доброты сострадания к товарищу.
На неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности ежедневно обрушивается большое количество негативной информации. А от того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит будущее нашей страны, ее благополучие.
В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2012 г. В рамках стандарта была разработана Концепция нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т.д., дано подробное описание нравственных качеств гражданина России.
Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своем выборе.
Конкретно проблемой формирования нравственных ценностных ориентаций личности уделяли большое внимание такие отечественные педагоги как Л.И. Гриценко, Н.Е. Щуркова, C.В. Кульневич, Н.В. Аникеев, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепикови другие. Все эти требования можно осуществить, только в насыщенной внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании и развитии личности ребёнка, совершенствует заложенное в ребенке природой, помогает корректировать нравственные качества.
Исходя из вышесказанного возникают противоречия между запросом общества и государства на развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Это позволило сформулировать проблему нашей работы.
Актуальность темы работы «Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности» обусловлено тем, что в современном мире человек живет и развивается окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивно, так и негативно, которые постоянно оказывают влияние на формирование нравственности.
Внеурочная деятельность обладает серьёзным потенциалом в формировании и развитии нравственных качеств младших школьников, совершенствует заложенное в ребенке природой, помогает корректировать поведение и сознание.
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему выпускной квалификационной работы: «Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности».
Объект: формирование нравственных качества младших школьников.
Предмет: формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель изучения: формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности
Задачи изучения.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность нравственных качества младших школьников и особенности их формирования;
- проанализировать понятие и сущность внеурочной деятельности в системе образования Российской Федерации;
- выявить особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности;
Методы изучения: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; анкетирование; беседы с использованием ситуаций морального выбора.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы.
Работу можно использовать учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и учащимся педагогических колледжей. Практическая часть будет полезна при разработке образовательных программ начальных школ.
- Сущность нравственных качеств младших школьников и особенности их формирования
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.
По мнению Сергея Ивановича Ожегова: "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами" [16, c. 128].
Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека"[17, с.189].
Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка. Нравственность - особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Он писал, что необходимо учить "умению чувствовать человека" [17, с.189].
Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине.
- человеколюбие,
- вежливость;
- бескорыстие;
- терпимость;
- тактичность;
- трудолюбие;
- бережное отношение к природе.
Все это можно отнести к нравственным качествам личности.
Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель [1].
Нравственное формирование личности - сложный и многогранный процесс, осуществляемый под воздействием различных факторов и условий. Подрастающее поколение развивается под влиянием внешних и внутренних воздействий. Все, с чем соприкасаются дети, - люди, вещи, явления окружающей жизни - накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик.
Нравственное воспитание в школе должно быть ориентировано на требования нашей жизни не только в настоящем, но и в будущем. Важным разделом является воспитание морально-волевых черт характера: честности и правдивости, нравственной чистоты, простоты и скромности в общественной и личной жизни, уважение к старшим.
Уже с детства следует воспитывать нетерпимое отношение к несправедливости, нечестности, к отрицательным качествам и поступкам, которые мешают строить новое общество.
Необходимость нравственного воспитания детей обусловлена несколькими причинами. Во-первых, дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе целенаправленного воспитания. Во-вторых, для освоения нравственного опыта, дети нуждаются в постоянной помощи взрослых, педагогов, уже владеющих этим опытом. Личный опыт детей весьма узок, ограничен. Отсюда необходимость в систематическом воспитании, направленном на формирование положительных моральных качеств и на преодоление отрицательных. Любые качества личности, уровень ее интеллектуального развития, физическое совершенство, силы воли имеют положительный социальный смысл лишь в сочетании с нравственным развитием личности [2].
Педагогу важно разобраться в том, как нравственное воспитание влияет на развитие воспитанника, как ученик изменяется, поднимается на новую ступеньку нравственного совершенства. Это можно понять, если расчленить целостный процесс нравственного воспитания на отдельные звенья и рассмотреть каждое из них.
В младшем школьном возрасте, в период собственного нравственного развития детей, нравственная сфера претерпевает дальнейшие изменения. В начальной школе дети сталкиваются с тем что они постоянно должны следовать моральным правилам и нормам, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Младшие школьники должны постоянно учиться применять данные правила и нормы во взаимоотношениях с учителями, другими взрослыми, сверстниками. Дети младшего школьного возраста психологически готовы к пониманию смысла всех нравственных норм и правил. В этом возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, коллективизма, способности к сопереживанию, эмпатии.
Но нравственному развитию младшего школьника присуще возрастные изменения. На этом возрастном этапе дети еще не способны к выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая моральные требования, младший школьник продолжает полагаться на авторитет родителей, учителя, более старших учащихся. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к отрицательному влиянию.
Все факторы, обусловливающее нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения [3].
Итак, рассмотрим процессы нравственного развития у учащихся на всех этапах обучения.
Основные процессы формирования нравственных качеств:
1. Формирование нравственного сознания.
Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей.
2. Формирование навыков и привычек поведения.
Действенность педагога во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.
Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.
Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников.
3. Формирование внутреннего идеала.
С формирование идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля. Таким образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь представленный в форме идеала, становиться внутренним.
4. Формирование нравственных чувств.
Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область в нравственном воспитании [9].
При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель - испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.
Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.
Нравственное воспитание - непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И тем не менее это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни [9].
Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, по внеурочное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей [14].
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что при формировании нравственных качеств ребенок преодолевает жизненные противоречия и становится личностью. Вот почему формированию нравственных качеств должно уделяться особое внимание.
Именно они, по мнению многих известных педагогов, определяют высшие принципы человеческой жизни, регулируют его поведение и деятельность
1.2. Понятие и сущность внеурочной деятельности в системе образования РФ
Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличающихся от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность младших школьников включает в себя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность [6].
Целью организации внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интересах внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
2. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
3. Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
4. Развитие опыта творческой деятельности;
5. Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
7. Расширение рамок общения ребенка с социумом;
В педагогике принято выделять несколько принципов, на которых базируется внеурочная воспитательная деятельность.
Принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеурочной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания – формированию всесторонне развитой личности.
Одним из фундаментальных принципов организации внеурочной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Внеурочная деятельность в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, при этом не исключая индивидуальной работы социального педагога с отдельными ребятами, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика.
Кроме того, важным для организации внеурочной деятельности является также принцип преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование
Не менее важным принципом организации внеурочной деятельности является принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Уважать ребенка и предъявлять требования к нему – это значит внимательно относиться к нему, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его дальнейшего роста и совершенствования [11].
Провоторова, В.П. «Понятие и сущность внеучебной деятельности в РФ»[Текст] / В.П. Проворотова // Начальная школа. – 2016. с. 51.
Роль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как эта работа способствует решению актуальных задач воспитания, развивает у учащихся деалектическо-математические взгляды на взаимодействие общества и природы, способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы школьников, обеспечивает развитие их творческих способностей, устойчивых интересов к предметам.
Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Специфика внеурочной деятельности проявляется в различиях между результатом и эффектом этой деятельности. Результатом внеурочной деятельности является непосредственно итог участия школьника в деятельности. А эффектом внеурочной деятельности можно считать последствия результата, то к чему привела эта деятельность. В связи с этим выделяют три уровня достигнутых воспитательных результатов:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком [8].
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Виды и направления внеурочной деятельности:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Принципы;
-добровольность в выборе форм и направления занятия;
-системность и комплексный подход в реализации цели и воспитания;
-инициатива и самостоятельность детей; личная ориентированность;
-романтика, игра, интерес;
-сочетание массовых, коллективных и индивидуальных форм работы;
-преемственность и взаимодействие всех видов внеурочной воспитательной работы [8].
Куприянов Б.В. статья: Дополнительное внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов Изд-во ОмГПУ Омск 2014, с. 22.
Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа представляет школу, создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей, преподавателей вузов, работников детских учреждений дополнительного образования, культурных и спортивных учреждений.
В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:
1) проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
2) организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
3) аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.
По мнению автора Ю. Ю. Баранова: «При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность» [13, c.31]. (Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования «Внеурочная деятельность» / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2015. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Педагогу важно учитывать желания школьников при организации внеурочной работы. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью.
Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов [12].
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том что, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время, направленное на удовлетворение культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.
Профессионально грамотно организованные условия внеурочной деятельности направлены на создание уникальной среды неформального образования, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.
иИли (Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность — это неотделимая часть образовательного процесса в школе, которая позволяет осуществлять требования федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Особенностями данного компонента процесса образования и воспитания являются возможность предоставления младшим школьникам широкого круга занятий, которые направлены на их развитие, а так же самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием).
1.3. Особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности образовательной организации
В течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России, нравственных ценностей и идеалов.
Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Современные ученые указывают на то, что в настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо. У детей нет веры ни во что, они не знают своих корней, вытравлено чувство коллективизма, у детей отсутствует стремление помочь друг другу, нет доброты сострадания к товарищу [4].
Васильева З.Н. «Нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности». - М.: Просвещение, 2013 с. 124.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Несмотря на важность рассматриваемых вопросов, решение задачи нравственного воспитания молодого поколения в процессе внеурочной деятельности исследовано на недостаточном уровне.
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время [5].
Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2014. –225 с.
Основной целью внеурочной работы как раз и является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, адаптация к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Она способствует воспитанию в них добра, милосердия, справедливости. Все это делается не просто так, ведь в настоящее время одной из основных задач школы становится «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности», а выпускник школы, как указано в стандартах второго поколения, должен быть «носителем ценностей гражданского общества» .
Задачи по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, которые призван решать классный руководитель, достаточно точно раскрыл М.И. Рожков:
• обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
• вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
• систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;
• организация нравственного самовоспитания детей.
Внеурочная деятельность выступает как средство нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников.
Внеурочная деятельность обладает серьезным потенциалом в формировании нравственных качеств личности. Она обычно сопровождается ярким интересом детей, их стремлением реализовать себя, раскрыть свои таланты. Они с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, организуемых учителем. Внеурочный характер занятий выражается в отсутствии строгой урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценивания в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет и т. п.
Все это способствует эффективной реализации задач нравственного воспитания [10].
Михайлова Е.В. "Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности" автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2014. С 278.
Роль внеурочной деятельности в нравственном воспитании:
- удовлетворение потребностей в общении;
- самоутверждение в коллективе;
- создание благоприятных условий для включения воспитанников в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности;
- формирование у обучающегося активной деятельности позиции.
Основные формы внеурочной деятельности по нравственному воспитанию детей:
- игры;
- классные часы;
- этические беседы;
- занятия клубного типа.
Внеурочную деятельность в начальной школе можно разделить на разделы.
1. Раздел «Воспитание личностной культуры» включает ряд занятий, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
2. Раздел «Формирование культуры взаимоотношений» на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.
Уже в начальной школе необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодатный материал — литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя — свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, учитель помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе[7].
Цель работы учителя по формированию нравственных качеств учащимся, передать определенный багаж знаний как основу нравственных отношений и нравственного поведения.
Данная цель реализуется в следующем содержании:
– ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе;
– знакомство с основными нравственными качествами человека;
– формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений;
– формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение.
Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей [15].
Ходоренко, Е.П. Нравственное воспитание учащихся начальной школы Просвещение, 2013. –225 с.
Таким образом, внеурочная деятельность способствует формированию нравственных качеств младших школьников.
На основе вышесказанного можно сделать вывод по первой главе, что главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению.
Именно внеурочная деятельность способствует формированию нравственных качеств, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, нравственными людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя воспитать в учениках всесторонне нравственных людей. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.
В дальнейшем в ВКР мы выявим особенности формирования нравственных качеств младших школьников во внеурочную деятельность.
Список используемой литературы
- 1.Архангельский Н.В. Нравственное воспитание – М: Просвящение,2013.
- 1.Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения/ Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014.
- 1.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2015.
- 3.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся во внеурочной деятельности. - М.: Просвещение, 2013.
- 3Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2014. –225 с.
- 2Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму / Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2016. - с. 15-21.
- 3 Жарковская Т.Г. Возможные пути организации нравственного образования во внеурочной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, 2015, - с. 9-12.
- 2Куприянов Б.В. статья: Дополнительное внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В.
- 1Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 2016 – с. 234.
- 3Михайлова Е.В. "Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности" автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2014.
- 2 Провоторова, В.П. Понятие и сущность внеучебной деятельности в РФ [Текст] / В.П. Проворотова // Начальная школа. – 2016. С. 51-53.
- 2Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.
- 2 Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования «Внеурочная деятельность» / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2015. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
- 1 Холодкова О.Г. Становление личности младшего школьника: монография / О.Г. Холодкова. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 167 с.
- Ходоренко, Е.П. Нравственное воспитание учащихся начальной школы Просвещение, 2013. –225 с.
- 1 Хаткевич О.А., Минич О.А. «Поговорим о нравственности». - Минск: ООО «Красико- Принт», 2014. - 128 с.
- 1Чепиков В.Т. «Воспитание нравственных качеств младших школьников:» Учеб.-метод. пособие. - Гродно: ГрГУ, 2014. - 189 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Дипломная работа....
Формирование нравственных качеств младших школьников на гуманистических народных традициях.
Доклад на педсовете....
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.
По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...
Тематический план на основе модульной программы по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности
Тематический планна основе модульной программы "Ручеек общения" по формированию нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности...
«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».
В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....