Статья "Музыкотерапия в образовательном учреждении как компонент здоровьесбережения обучающихся"
статья
Коррекционная педагогика
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рыжкова Г.И.,
ГБОУ школа №432 Колпинского района
Санкт-Петербург
Статья «Музыкотерапия в образовательном учреждении как компонент здоровьесбережения обучающихся»
Одним из таких методов здоровьесбережения, который является наиболее перспективным, считается музыкотерапия. Данный термин имеет греко-латинское происхождение и его можно перевести как «исцеление музыкой». В настоящее время музыкотерапия активно используется во многих странах мира для профилактики и лечения различных нарушений. Так, с ее помощью лечат психосоматические заболевания, речевые нарушения, отклонения в развитии.
Уникальность музыкотерапии заключается в простоте ее применения, низкой затратности и достижении высокого эффекта. К тому же одновременно музыкой можно воздействовать на значительное количество людей.
Данный вид терапии развивается преимущественно как интегративная дисциплина. Она находится на стыке психологии, музыковедения, рефлексологии, нейрофизиологии, но постепенно утверждается как самостоятельная универсальная воспитательная система, которая позволяет оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных современных условиях общественной жизни.
Музыкотерапию можно рассматривать в качестве новой здоровьесберегающей технологии, ведь она способна повысить резервные возможности организма, а также решить ряд психологических и соматических проблем. Данная методика может успешно применяться во всех школах в целях снижения уровня заболеваемости среди обучающихся.
Основной же целью музыкотерапии в образовательном учреждении является создание условий по обеспечению охраны и укреплению физического и психического здоровья обучающихся. Одновременно использование этой технологии будет положительно влиять на формирование культуры здоровья среди детей и приобретение ими навыков здорового образа жизни, а также обеспечит сохранение здоровья с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого ребенка.
Обеспечение профилактики различных заболеваний осуществляется благодаря применению различных видов и жанров музыки. При этом применение музыкотерапии возможно в любое время: до начала уроков, во время перемен, после уроков и непосредственно во время самих занятий.
В зависимости от времени использования музыкотерапии выбирается подходящая музыка. Так, перед началом занятий рекомендуется дать послушать такие композиции, как:
- «Болеро» М. Равеля. Эта музыка направлена на активизацию жизненных сил;
- ноктюрны Ф. Шопена, которые эффективно снимают агрессию;
- «Радость жизни» Ж. Бизе, танцевальные отрывки из оперетт И. Кальмана и Р. Штрауса, которые позволяют создать у детей оптимистическое настроение;
- музыка Д. Шостаковича из кинофильма «Овод» позволяет снять раздражительность и расслабиться.
Прослушивание данной музыки обеспечивает коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, формирует у него навыки расслабления. Во время звучания музыкальных композиций важно отвлечь ребенка от различных травмирующих переживаний и помочь ему посредством музыки увидеть красоту мира.
Педагогу также желательно комментировать все музыкальные композиции и за счет этого вызывать разнообразные эмоции. Однако это касается только произведений, которые дети слушают до и после уроков.
По завершению занятий детям можно дать послушать:
- органную музыку И. Баха;
- инструментальную классическую музыку С. Сиротина, Д. Ливингстона, Э. Симона, которая подверглась современной обработке;
- «Времена года» А. Вивальди;
- разнообразные звуки природы.
Во время прослушивания у детей снимается накопившаяся усталость и стресс. Такая музыка расслабляет, успокаивает, нормализует кровяное давление и работу нервной системы.
При выполнении творческих заданий во время уроков или когда дети работают в парах (самостоятельно) можно слушать такую музыку, как:
- инструментальная музыка Поля Мариа, Диего Модена;
- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига;
- мелодии для релаксации «День», «Вечер», «Утро»;
- «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» Сен-Санса.
За счет применения музыкотерапии удается моделировать эмоции, приводить в норму психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. При прослушивании мажорных мелодий можно уменьшить чувство неуверенности и тревоги. Детская и народная музыка позволяет почувствовать себя в безопасности, а звуки природы носят успокаивающий эффект.
Благодаря музыке активный ребенок успокоится, а нерешительный и неконтактный ребенок сможет значительно повысить свой уровень бодрости и собственный тонус. Музыкотерапия предоставляет детям богатый опыт общения и наполняет жизнь яркими и радостными впечатлениями, а также прививает детям чувство прекрасного.
Музыкотерапия – это отличный способ, который позволяют укрепить психологическое здоровье детей и тем самым повысить их психологическую безопасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».
Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...
Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей....
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Мониторинг образовательных достижений обучающихся, как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении....
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения .
Речевой профиль обучающегося...
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых структурным подразделением образовательного учреждения...