Профилактика детской агрессии.
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
- План-конспект родительского собрания
Тема: «Причины детской агрессивности. Как вести себя с агрессивным ребенком?».
Цель:
- Познакомить родителей с детской агрессивностью и способами ее профилактики.
- Способствовать гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
- Познакомить родителей с нарушением поведения в младшем школьном возрасте – агрессивностью;
- Рассмотреть причины детской агрессивности;
- Рассказать о способах ее профилактики;
- Дать рекомендации родителям по предупреждению детской агрессивности;
- Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.
Ход собрания.
- Организационный момент. Учитель сообщает тему родительского собрания, цель, задачи, регламент, план проведения, знакомит с обсуждаемыми вопросами.
- Вступительное слово. Дорогие родители, я рада видеть Вас всех на нашем собрании. Благодарю Вас за то, что Вы смогли прийти. Надеюсь, мы хорошо сегодня поработаем и поговорим о такой важной теме».
Сегодня мы вместе рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера — либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит. Агрессивное поведение принято разделять на конструктивное и деструктивное, где только последнее несет в себе потенциал враждебности, злобности, жестокости. И сегодня мы будем говорить именно о деструктивной агрессивности.
- Беседа по теме собрания. Как выявить агрессивного ребенка? Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Вопрос родителям: «Как, по вашему мнению, ведет себя агрессивный ребенок?» (совместная работа учителя с родителями по составлению портрета агрессивного ребенка).
Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках, имеет низкий уровень импатии.
Причины и виды агрессии.
Существуют следующие виды агрессивного поведения:
Физическое — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.);
Вербальное — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других);
Косвенное — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмирование и т.п.).
Вопрос родителям: «Какие по вашему мнению бывают причины проявления агрессивного поведения у детей?»
Причины
- Заболевание центральной нервной системы.
- Агрессивность как средство психологической защиты (самая распространённая). Это чаще холерики и сангвиники - дети с сильным типом НС.
- Различные нарушения семейного воспитания.
а) Алкоголизм родителей;
б) Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье);
в) Неуважение к личности ребенка;
г) Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы;
д) Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей);
е) Избыток или недостаток внимания со стороны родителей;
- Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое. Например, детское упрямство - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.
- Запрет на физическую активность. Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.
- Отказ в праве на личную свободу. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.
- Подсознательное ожидание страха. Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.
- Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций. Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.
- Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры. Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).
- Недовольство собой. При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично. [2]
Профилактика агрессивного поведения.
Вопрос родителям: «Как вы считаете, какие могут быть меры в целях профилактики детской агрессивности?».
- Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
- Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
- Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
- Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
- Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
- Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
- Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
- Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
- Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
- Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. [1]
- Анкетирование родителей.
С целью выявления агрессивности у ребенка предлагаю использовать специальную анкету (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992). Приложение №1.
Работа с родителями: «Прочитайте, пожалуйста, предложенные утверждения небольшой анкеты. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл».
Примечание: «Даже если у вашего ребенка наблюдаются все перечисленные признаки, не торопитесь вешать на него ярлык «агрессор» (как, собственно, и любой другой ярлык). В любом случае агрессивное поведение - это сигнал о неблагополучии ребенка и отражение его внутреннего дискомфорта.
- Подведение итогов. По необходимости учитель отвечает на вопросы родителей по теме собрания, успеваемости, дисциплины на уроке, предстоящих мероприятий в школе. Раздает родителям «Памятку по предупреждению детской агрессии». Приложение №2.
Примечание! Если в классе дети, у которых наблюдается агрессивное поведение или жалобы родителей на это, можно посоветовать, им обратиться за помощью к школьному психологу. В моем классе таких детей не выявлено, все дети доброжелательные, общительные, у них не наблюдается никаких видов агрессии и от родителей жалоб никаких не поступало. Имеются незначительные проблемы с дисциплиной и с прилежностью внешнего вида ученика, но это единичные случаи и об этом было сказано родителям в отдельности (при всем классе).
Совет! «Я хочу посоветовать вам хороший канал на youtube, называется он «Family is...», там вы найдете видеоролики на актуальные темы по воспитанию детей. Содержательно, доступно и по времени занимает несколько минут».
Показ поучительного видео ролика «Детская агрессия. Как справиться с агрессией ребенка».
«Наше собрание подошло к концу, хочется, чтобы оно оказалось для вас полезным, вызвало раздумия, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. На прощание хочу рассказать вам одну притчу.»
Притча о родителях и детях.
Однажды к мудрецу пришел человек.- Ты мудрый. Помоги мне. Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык. Она жестокая. Зачем ей сердце? Мудрец сказал.- Когда ты вернешься домой, напиши, ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей. На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:- Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок? Было плохо. А стало еще хуже. Она вернула мне рисунок, полная негодования.- Что же она сказала тебе: - спросил мудрец.- Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о наших детях. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребёнка и тогда военные действия, которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимостью, а в душе воцарится мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Возможные результаты:
Высокая агрессивность — 15—20 баллов.
Средняя агрессивность —7—14 баллов.
Низкая агрессивность —1—6 баллов. [3]
Приложение №2
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.
- Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. [1]
Список используемых источников.
- «Агрессия. Причины, формы проявления и профилактика агрессии у детей, подростков и взрослых.» [Электронный ресурс]. – PSYHODIC.RU Режим доступа: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=5008;
- «Каковы причины детской агрессии» - Психоголос энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru/articles/view/kakovy_prichiny_detskoy_agressivnosti;
- «Психокоррекционная работа с агрессивными людьми» - ФЬЮЖН центр развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fusionpiter.ru/articles/work-aggressive.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии....
Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...
Агрессия у детей. Причины и последствия детской агрессии.
Выявить и понять причины агрессии у детей школьного возраста. Почему возникает агрессия? Как можно с ней справиться?...
Профилактика детской агрессии
Детская агрессивность, что это? Любой родитель обязательно знаком с каким-либо проявлением агрессивного поведения, но при этом беспокойство взрослых может быть вызвано совершенно разными явлениями: ма...
Родительское собрание 2 четверть Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии
Родительское собрание 2 четверть...
Презентация "Профилактика и коррекция детской агрессии"
Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной Взрослым важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим...
Родительское собрание на тему: "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией"
Приложение №3. к Программе по работе с родителями. Родительское собрание на тему: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией. (4 класс). Форма проведения: круглый стол....