"Моя семья, мой дом"
план-конспект урока (1 класс)

Никулина Елена Эдуардовна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya.docx856.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моя семья, мой дом».

Форма проведения: Беседа, игровая.

Место проведения: МБОУ . Пушкинского муниципального района "Средняя общеобразовательная школа № 11 г. Пушкино»

Дата и время проведения мероприятия: 22 ноября  2019 г.

Мероприятие проведено: В 1-Ж классе.

Руководитель: Никулина Е. Э. 

Обоснование выбора формы и темы воспитательного мероприятия: Данное мероприятие проводилось в игровой форме, так как именно она в наибольшей степени вызывает  положительные эмоции у школьников. Выбор темы мероприятия я осуществляла самостоятельно, она показалась мне наиболее интересной, так как по моему мнению, не имеет границ, можно выйти за рамки проекта «Моя семья, мой дом» и провести выставку на тему «Моя семья» или при более доскональном изучении истории своей семьи составить генеалогическое древо. Я считаю, что именно в этой теме у детей больше вариантов творческой работы и подачи своего проекта.

Цель: Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к родителям, сформировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Задачи: Развивающая: Развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, способствовать развитию семейного творчества, сотрудничества семьи и школы; Воспитательная: Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге; Образовательная: учить выступать с подготовленными сообщениями.

Оборудование: Учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 часть – М.: Просвещение, 2011 г., ноутбук, мультимедийная доска, видеофрагмент «Это моя семья», раздаточный материал.

Ход проведения воспитательного мероприятия (сценарий)

Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

-Учитель приветствует класс, проверяет готовность к уроку, порядок на парте, опрятный внешний вид учеников. Напоминает правила поведения на уроке.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место, приводят себя в порядок. Внимательно слушают учителя. Запоминают правила поведения на уроке, как правильно сидеть, что надо поднять руку, прежде чем ответить и при ответе встать.

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Сообщение темы мероприятия.

-Сообщает детям тему нового раздела «Как, откуда и куда». Изучая этот раздел мы будем свами учиться:

  • Называть по именам, отчествам и фамилиям членов семьи;
  • Правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
  • Проводить опыты с водой, снегом и льдом;
  • Сравнивать реку и море;
  • Ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
  • Мастерить кормушки и подкармливать птиц;
  • Раздельно собирать мусор в быту.

Сегодня мы с вами будем говорить о семье, о ее значимости в становлении личности и поговорим о вашем творческом проекте, который называется «Моя семья, мой дом»!

Внимательно слушают учителя, открывают учебник.

Основополагающий вопрос.

-Показывает на мультимедийной доске видеофрагмент «Это моя семья» с музыкальным сопровождением Домисолька – Это моя семья.

Приложение №1.

-Спрашивает у детей что в их понимании семья?

-Задает вопрос классу «Что делает человека счастливым?».

-Слушает ответы учащихся, корректирует их, старается вывести на ответ «Человек счастлив у себя дома», следит за дисциплиной, делает замечания, если это необходимо.

Слушают вопросы учителя, высказывают свое мнение, слушают замечания.

Вопрос по теме.

- Задает вопрос классу, слушает ответы учеников, Беседует с учениками по следующим вопросам:

Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек – семьёй? Кто из вашей семьи учился в нашей школе?

Что называют семейными традициями?

Какие традиции есть в твоей семье?

Игра «Найди свою семью».

Заранее подготавливает раздаточный материал, разрезает картинки на небольшие кусочки и перемешивает их между собой.

Приложение №2.

-Раздает ученикам кусочки картинок и объясняет правила игры. «Я вам раздала кусочки от картинки, вам надо сейчас пройтись по классу и найти ребят, с которыми совпадет ваш пазл. Это будет ваша семья. После того как вы собрали картинку, вы садитесь вместе за одну парту.»

-Следит за игрой детей, помогает им.

-Когда дети собираются в семью, учитель подходит и смотрит какую картинку они собрали.

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы. Ходят по классу, через общение с товарищами узнают у кого какой кусочек. Собирают пазл и объединяются в семью. Организовывают свое рабочее месте, если это необходимо просят помощи учителя.

Работа в группах.

-«Вы уже объединились в группы и сейчас я вам раздам карточки с заданиями, вам надо вместе, совещаясь друг с другом найти их решение». Раздает карточки с заданиями.

Приложение №4.

-Следит за дисциплиной в классе и порядком в группах.

-Коллективная проверка. Дети читают свои ответы, если кто-то из других семей не согласен, он поднимает руку и высказывает свое мнение.

-Беседует с учениками как они понимают эти пословицы.

-Просит подготовить рассказ о семье изображенной на картинки и рассказать одного ученика из группы.

-Слушают объяснения, получают карточки с заданиями. Совещаются друг с другом, приходят к общему решению. Следят за своей дисциплиной. Совместно составляют рассказ по картинке. Один ученик из группы его озвучивает классу.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Заключительная беседа.

-Хвалит работу учеников в группе, поощряет активность отдельных учеников.

-Задает вопрос классу «Какой урок они извлекли из игры, чем им помогло объединение в семьи?». Нацеливает детей на ответ «В семье все друг другу помогают, поддерживаю, дают советы. Объединение облегчает решение поставленной задачи».

Слушают замечания учителя. Анализируют свою работу в группах.

Домашнее задание.

-Проект «Моя семья, мой дом». Подготовить рассказ о своей семье, рассказать о ее членах, кто чем занимается, как семья проводит выходные, рассказать о любом понравившемся семейном времяпрепровождении. Оформить свой рассказ в виде доклада, сочинения с иллюстрациями, аппликации, презентации или в любой другой форме.

-Контролирует запись Д/з.

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы, записывают Д/З.

Ресурсный материал

Приложение №1

Музыкальное сопровождение.

Текст песни.

Детство лучистое, знамя российское это моя семья,
Радуга светлая, армия смелая это моя семья,
Школа любимая, родина сильная это моя семья,
Звёзды кремлёвские, храмы московские это моя семья.

Семья - это детские песни.
Семья - это дружеский круг.
Семья - это море созвездий
Семья это то чем живут.
Семья это вечные споры
семья это искренний смех
Семья- это главные роли.
СЕМЬЯ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ ВСЕХ.

Детство лучистое, знамя российское это моя семья,
Радуга светлая, армия смелая это моя семья,
Школа любимая, родина сильная это моя семья,
Звёзды кремлёвские, храмы московские это моя семья.

Семья - Это мамины руки
Семья - Это дом и уют.
Семья - Это Детство без скуки.
И праздника яркий Салют!!!!!!!!
Семья - это мама и папа
Семья - это брат и сестра.
И истории нашей этапы
И источник любви и добра.

Детство лучистое, знамя российское это моя семья,
Радуга светлая, армия смелая это моя семья,
Школа любимая, родина сильная это моя семья,
Звёзды кремлёвские, храмы московские это моя семья

Приложение №2

Пазлы.

C:\Users\Холод\Desktop\vnuki-i-babushka.jpeg                   C:\Users\Холод\Desktop\4.jpg

C:\Users\Холод\Desktop\1c1301c08087063e5a68e6616acc0ed1.jpg  C:\Users\Холод\Desktop\88af88c564ae5d65e63294c35b4207c7.jpg

C:\Users\Холод\Desktop\У-костра.gif

C:\Users\Холод\Desktop\p92.jpg

Приложение №4

Карточки с заданиями.

№ 1.

«Собери пословицу»

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ссора в совей семье до первого взгляда. [1]

№ 2.

«Собери пословицу»

В хорошей семье хорошие дети растут. 

Человек без семьи, что дерево без плодов. 

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме и стены помогают. [2]

№ 3.

«Собери пословицу»

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья в куче, не страшна и туча.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево. [3]

№ 4.

«Собери пословицу»

Сестра с сестрою, как река с водою.

Счастье родителей – честность и трудолюбие детей.

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

Старший брат как второй отец. [2]

№ 5.

«Собери пословицу»

Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

Земля без воды мертва, человек без семьи - пустоцвет.

В своем доме и стены помогают.

Семья в куче, не страшна и туча. [4]

Отчет о проделанной работе

Учебный проект «Моя семья, мой дом» для учащихся 1 класса. Данный учебный проект проводится во время изучения раздела «Как, откуда и куда» в рамках изучения предмета «Окружающий мир» Учебник Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 часть – М.: Просвещение, 2011 г., и основан на межпредметных связях с такими предметами, как «Литературное чтение», «Русский язык», «ИКТ», «ИЗО».

Основная цель   проекта:  формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысит интерес ребёнка к семье, её традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи. В ходе данного проекта дети учатся:

— Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; 

— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; 

— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; 

— оценивать значение семьи для человека и общества. 

Непосредственно при выполнении проекта дети с помощью взрослых учатся:

— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; 

— интервьюировать членов семьи; 

— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; 

— составлять экспозицию выставки; 

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Во время подготовки к мероприятию я старалась учесть индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Во время проведения мероприятия старалась поддерживать доброжелательную атмосферу в классе, взаимопонимания при работе в группах и уделить внимание каждому ученику, выслушать мнение, подойти, объяснить и проконтролировать каждого.

Данное мероприятие проводилось в игровой форме, так как именно она в наибольшей степени вызывают положительные эмоции у школьников. Основные акценты в ходе занятий в классах были сделаны на развития чувства духовной сопричастности ребёнка с группой, формирования чувства взаимоуважения между ее членами. В ходе игры детям была предоставлена возможность взаимодействия со всем классом, была достигнута цель работы всех учеников, дети не сидели без дела а принимали активное участие в ходе воспитательного мероприятия. Поделив детей на своеобразные семья, я хотела донести до них основную мысль мероприятия, что семья это их опора и поддержка, место, где им всегда помогут, показать значимость семьи, а так же групповая работа способствовала сплочению класса.

В результате проведения данного мероприятия были выполнены все его воспитательные задачи и, соответственно, воспитательная цель. К положительным сторонам проведения сего мероприятия можно отнести участие в нём всего класса, а также непосредственное участие родителей в подготовки проекта. К незначительным упущениям в организации мероприятия я могла бы отнести отсутствие призов, что, однако, не является обязательным, ведь работа детей на уроке была все равно оценена. В ходе проведения данного мероприятия нарушений дисциплины не было замечено, все игроки были заинтересованы процессом игры.

После проведения воспитательного мероприятия детям было дано домашнее задание подготовить и презентовать рассказ о своей семье. Это предусматривало работу с фотоархивом семьи, интервьюирование ее членов и непосредственно участие взрослых в подготовки проекта.  Спустя неделю после воспитательного мероприятия, на уроке по окружающему миру дети защитили свои проекты.

Воспитательное мероприятие соответствовало тематике. Был сделан еще один шаг к укреплению содружества семьи и школы. Мероприятие помогло обозначить стратегию и тактику педагога в  совместной работе с семьей не только по утверждению  в детях нравственных ценностей, но и по совершенствованию внеурочной воспитательной деятельности.

Список используемых источников.

  1.  «Пословицы и поговорки о семье» - Учебно-методический КАБИНЕТ [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-o-seme.html;
  2. «Пословицы о семье» - ПОСЛОВИЦЫ большой сборник пословиц [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://posloviz.ru/category/semya/;
  3. «Пословицы о семье» - Фламингуру для детей и родителей [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://flaminguru.ru/posl4.htm;
  4. «Пословицы о семье» Мир сказок [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://mir-skazok.net/poslovitsyi-o-seme.html;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...