ДОРОЖНЫЕ ЛОВУШКИ. Методическая разработка занятия на базе пособия «Путешествие на зелёный свет»
классный час (2 класс)
Занятие подготовлено по материалам обучающего пособия «Путешествие на зеленый свет».
Цель занятия. Закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации – «ловушки».
Задачи
1. Обратить внимание детей на опасные моменты на дороге и тротуаре.
2. Закрепить ранее полученные знания детей по правилам дорожного движения.
3. Развивать внимание, речь, коммуникативные способности, умение ориентироваться в различных ситуациях.
4. Воспитание дисциплинированности детей на дорогах.
5. Предупреждение детского травматизма.
Универсальные учебные действия:
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnye_lovushki._puzanova_s.yu_.rar | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покровская основная общеобразовательная школа»
Ивнянского района Белгородской области
ДОРОЖНЫЕ ЛОВУШКИ
Методическая разработка занятия на базе пособия
«Путешествие на зелёный свет»
Подготовила: Пузанова Светлана
Юрьевна, учитель
начальных классов
МБОУ «Покровская ООШ»
Участники | Ученики 2 – 4 классов. |
Подготовила | Пузанова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области |
Тема занятия | ДОРОЖНЫЕ ЛОВУШКИ |
Источник | Занятие подготовлено по материалам обучающего пособия «Путешествие на зеленый свет». |
Цель занятия | Закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации – «ловушки». |
Задачи |
|
Универсальные учебные действия | Обучающиеся на занятии будут:
|
Оборудование для проведения занятия | Презентация, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями |
Ход занятия
Этап занятия | Цель | Форма проведения | Содержание деятельности |
1. Подготовительный этап 1) Организационно-подготовительный | Подготовка педагога и детей к занятию. | Создание благоприятного микроклимата, активизация внимания. | - Потрите свои ладошки. Почувствовали тепло? А теперь соедините ладошки с сидящим рядом ребёнком, объедините тепло и хорошее настроение, пожелайте успешной работы. |
2) Диагностический | Выяснить знания обучающихся по теме предыдущих занятий. | Диагностика жизненного и познавательного опыта обучающихся по теме занятия. | Слайд 1. - Когда-то Леонардо да Винчи сказал: «Жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает». Замечательное высказывание великого художника о той ответственности, которую должен нести человек за свою жизнь. Так почему же, несмотря на все старания учителей, родителей, связанные с обучением правильному поведению на дороге, ежегодно гибнут сотни детей? Ученики высказывают свои предположения. - Многие считают, что несчастье на дорогах – случайность, и уберечься от нее невозможно. На самом деле это не так: 95 из 100 дорожно-транспортных происшествий с участием детей-пешеходов происходят в примерно одинаковых, повторяющихся ситуациях – так называемых «дорожных ловушках». А знаете ли вы, что такое «дорожная ловушка»? Ученики высказывают свои предположения. «Дорожная ловушка» - это дорожная ситуация со скрытой, незамеченной опасностью. Существует несколько основных дорожных ситуаций – «ловушек», и очень важно каждому ребёнку научиться хорошо ориентироваться в них. Сформулируйте цель нашего занятия. Ученики высказывают свои предположения. - Сегодня мы закрепим ранее полученные знания по правилам дорожного движения и обратим особое внимание на опасные моменты на дороге и тротуаре. |
2. Конструирующий этап 1) Основной | Обеспечение восприятия обучающимися нового материала. | Максимальная активизация познавательной деятельности через обсуждение различных ситуаций на дороге. | Слайд 2. - Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Какие опасности подстерегают детей? Ученики дают свои варианты ответа. - Мы прекрасно знаем, что пешеходы должны ходить по тротуарам, а автомобили двигаться по проезжей части. Но бывают такие случаи, когда идёшь себе по тротуару, а перед тобой неожиданно оказывается машина! Если ты идёшь по тротуару вдоль здания, в котором есть арка, будь внимателен! Водитель, выезжая со двора, не видит пешеходов, идущих по тротуару, так же как и пешеходы могут не заметить опасности. Приближаясь к арке (кустам, ларьку или машине, которые закрывают обзор), остановись и внимательно посмотри по сторонам, нет ли машин поблизости. Слайд 3. - К магазинам и ларькам, которые находятся на тротуарах и в других пешеходных зонах, могут подъезжать автомобили, чтобы выгрузить товар. Рассмотрите внимательно картинку. Какие опасности подстерегают детей, играющих у хлебного магазина? Ученики дают свои варианты ответа. - Ребята! Будьте осторожны даже во дворе. Помните, что самые безопасные места для игр – это огороженные детские площадки! Слайд 4. - Ребёнок – пешеход. Какие опасности его подстерегают? Ученики дают свои варианты ответа. - Ребята, если вам приходится самостоятельно идти на занятия в школу, в клуб на занятие творческого объединения, обговорите заранее с родителями маршрут вашего движения, обратив внимание, где и как переходить проезжую часть. Дети привыкли почти всегда бежать. И улицу пересекают они тоже бегом, «побыстрее». В основе такого ошибочного мнения лежит врожденный инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный. При движении бегом трудно, почти невозможно, внимательно наблюдать по сторонам! Не забывайте, что спешка на дороге может привести к беде. По пути в гости, школу или клуб лучше иметь в запасе несколько минут. И всё таки, если вы опаздываете, знайте, что разумнее прийти позже, чем оказаться потом на больничной койке. Слайд 5. - Почему надо переходить проезжую часть только по пешеходному переходу? Ученики дают свои варианты ответа. - Пешеходный переход является единственным участком на проезжей части дороги выделенным для её пересечения пешеходами. Водители обязаны быть готовыми к возможному появлению пешеходов в этом месте и заранее должны принимать меры предосторожности. - Почему опасно пересекать проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу? Ученики дают свои варианты ответа. - Можно ли оглядываться при переходе через проезжую часть? Ученики дают свои варианты ответа. - Оглядываться на дороге нельзя! При переходе проезжей части пешеход должен быть внимательным и следить за движением транспортных средств. Как поступить, если при переходе проезжей части ты уронил какую-либо вещь? Ученики дают свои варианты ответа. - Самому поднимать вещь опасно, так как, наклонившись за вещью, можно отвлечься и не заметить приближающиеся транспортные средства. Поэтому надо закончить переход проезжей части и попросить взрослого пешехода помочь достать эту вещь. - Как должны вести себя пешеходы при переходе дороги в капюшоне или с зонтиком? Ученики дают свои варианты ответа. - Зонтик и капюшон куртки закрывают обзор проезжей части и мешают следить за движением автомобилей. Это создает опасность для пешехода. Поэтому пешеход должен закрыть зонтик, а капюшон снять. - Какую дорожную «ловушку» на пешеходном переходе для пешехода может создать транспорт? Ученики дают свои варианты ответа. - Таких «ловушек» три. Рассмотрим их. 1) Приближается автобус, грузовик или другая машина, а пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытую за ними другую машину, которая едет быстрее. 2) Машина проехала через пешеходный переход, а пешеход в спешке может сразу начать движение и не заметить машину справа, скрытую в этот момент за проезжающей машиной. 3) У пешеходного перехода остановилась машина (для поворота или разворота, просто затор, поломка), она мешает заметить другие машины. Слайд 5. - Мальчики идут в школу. Какая опасность может их подстерегать? Ученики дают свои варианты ответа. - Какую одежду лучше носить в тёмное время суток? Ученики дают свои варианты ответа. - Ребята, ваша одежда не должна сливаться с проезжей частью и вы должны быть хорошо заметны водителю! Слайд 6. - Темная одежда сливается в темноте с темными окружающими предметами и поверхностью проезжей части. А вот в такой одежде мальчики хорошо видны водителю на фоне дороги. Желательно носить светлую одежду или по возможности использовать, светоотражающие наклейки, ленты для одежды и значки, которые помогают водителям увидеть пешехода на большом расстоянии даже в вечернее время. А при выборе школьного ранца отдавайте предпочтение ярким расцветкам с включением световозвращающих вставок и полосок. А ещё лучше, если родители приобретут вам световозвращающий жилет, который особенно будет полезен в тёмное время суток и ненастье. Слайд 7. - Мальчик собирается перейти дорогу по пешеходному переходу. Но тут его может ожидать неприятность! Представляет ли опасность большой сугроб снега вблизи проезжей части? Что может произойти? Ученики дают свои варианты ответа. - Часто дети превращают сугробы рядом с проезжей частью в горки для катания на санях, что само по себе уже опасно. Другая опасность состоит в том, что большой сугроб ограничивает обзор пешеходу, и он может не заметить движущиеся транспортные средства. Пешеход должен перейти проезжую часть по пешеходному переходу на таком расстоянии от препятствия, ограничивающего обзор, чтобы проезжая часть хорошо просматривалась в обоих направлениях. |
2) Систематизированный этап | Обеспечение осознанности усвоения новых знаний, способов действий и их применения. Самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Самостоятельное выполнение обучающимися тренировочных заданий, обыгрывание ситуаций. | - Что такое «Дорожная ловушка»? Ученики дают свои варианты ответа. - «Дорожная ловушка» - это дорожная ситуация со скрытой, незамеченной опасностью. - А сейчас мы поработаем в группах. Весь класс делится на четыре группы. - Каждая группа получит конверт с вопросами. На обсуждение ответов на вопросы даётся 3 минуты. Далее мы заслушаем каждую группу и решим, верно ли они ответили на поставленные вопросы. Если группа затрудняется дать ответ, она может воспользоваться подсказкой, которая напечатана на отдельной карточке. Вопросы для каждой группы:
(Подсказка. Ситуации-«ловушки» закрытого обзора – это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами).
(Подсказка. Ситуации-«ловушки» отвлечения внимания – это когда пешеход не замечает опасность, потому что взгляд его прикован к интересующему его предмету – автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч).
(Подсказка. Часто дети играют на улице, окруженной жилыми домами, кустами, деревьями, по которой машины проезжают редко. Поэтому они выходят или выбегают на проезжую часть просто, не осмотрев ее).
(Подсказка. Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями. Нельзя выбегать из-за кустов, стоящих машин, из подъездов, не осмотревшись. Если возле дома стоит машина, не забывайте, что она может тронуться вперед, не подав сигнал, или дать задний ход. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и машины скорой помощи. Их водителям трудно наблюдать и замечать пешеходов, а такси и «скорая помощь» часто спешат). |
3. Итоговый этап 1) Аналитический этап | Анализ качества и уровня усвоения знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия. | Подведение итогов деятельности, поощрение обучающихся. | Движеньем полон город, Бегут машины в ряд, Цветные светофоры И день, и ночь горят. Всё чаще на дорогах Аварии случаются, По чьей вине, ребята, Всё это получается? Дети отвечают. Может, во всём виноват пешеход, Что в неположенном месте идёт? Дети отвечают. Может, водитель, который зевает, Дорожные правила нарушает? Дети отвечают. Мы можем точно Один дать ответ: Нас среди нарушителей … Ученики: Нет! - Дорожная наука – не такая простая, как кажется на первый взгляд. Она вовсе не ограничивается элементарными правилами вроде «переходи дорогу только на зеленый свет». На самом деле на дороге нас поджидает очень много «ловушек» и неожиданных ситуаций, сориентироваться в которых зачастую бывает сложно даже взрослому человеку, не говоря уж о вас, юных участниках дорожного движения. Приучайте себя быть внимательными и соблюдать правила безопасного поведения на дороге. |
2) Рефлексивный | Самооценка детьми собственной деятельности, оценка сотрудничества. | Организация рефлексии учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивация своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками. | - Вспомните, как называлась тема нашего занятия. - Что хотели узнать в начале занятия. - Чего достигли? - Какие открытия для себя вы сделали сегодня? - Есть такая пословица: Ученику – удача, учителю – радость. Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания. Мне будет очень радостно, если приобретённые сегодня знания помогут вам избежать неприятностей на дороге. Спасибо за работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия , тема :"Дорожные знаки".
Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему "Дорожные знаки"....
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения, 3 класс...
Методическая разработка занятия по изучению правил дорожного движения
Причинами роста дорожно- транспортных происшествий, по- прежнему является отсутствие у юных участников дорожного движения знаний и навыков безопасного поведения на проезжей части....
методическая разработка "Занятия по правилам дорожного движения в группе продлённого дня"
Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, привитие культуры и знания правил дорожного движения через игру и занимательные занятия в группе продлённого дня...
Методическая разработка занятия по ПДД "Помни правила дорожного движения"
Занятие-практикум по ПДД...
Методическая разработка занятия по правилам дорожного движения
Цели конкурса: проверить наличие навыков соблюдения правил дорожной безопасности и степень усвоения теоретического и практического материала по безопасности движения;привлечь внимание учащихся к изуче...
Методическая разработка занятия с презентацией для учащихся начальных классов по теме "Правила дорожного движения. Дорожные ловушки"
Материал для педагога дополнительного образования и учителя начальных классов для проведения классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаю Методическая разработка занятия ...