Методическая разработка "Правильное питание -залог здоровья"
статья
В помощь воспитателям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_pitanie.docx | 27.43 КБ |
trudnye_podrostki.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
« Правильное питание – залог здоровья!»
Содержание :
Введение:……………………………………………………………….
1.Основные принципы здорового питания………………………….
1.1.Способы приготовления пищи……………………………………………
1.2.Структура потребления , свойства , состав и вкус пищи………..
1.3.Способы и условия употребления пищи……………………………………
1.4.Окружающая обстановка и внутреннее состояние организма………
2.Переход на здоровое питание……………………………………………………………
3.Основные принципы перехода на путь оздоровления и
здоровое питание………………………………………………………………………………..
Заключение ……………………………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………………….
Введение :
Питание является жизненной необходимостью человека. В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное внимание.
Она даёт энергию, силу, развитие ,а при грамотном её употреблении – и здоровье.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровье человека на 70 зависит от питания.
Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация. Повышенное содержание холестерина в крови, ожирение, кариес, диабет, нарушение жирового обмена веществ, гипертония, запоры, повышенное содержание мочевой кислоты в крови – вот неполный перечень так называемых «болезней цивилизации», вызванных неправильным питанием. С помощью здорового питания и здорового образа жизни можно :
- Предупредить возможные заболевания;
- Сохранить здоровье и привлекательную внешность;
- Оставаться стройным и моложавым;
- Быть физически и духовно активным,
А вообще, что такое здоровое питание ? Это :
- Разнообразие продуктов;
- Сбалансированный рацион;
- Вкусно;
- Недорого;
- Полезно для всех.
Основные принципы здорового питания.
Основными принципами здорового питания являются :
- Способ приготовления пищи,
- Структура потребления, свойства, состав и вкус пищи;
- Способы и условия употребления пищи,
- Окружающая обстановка и внутреннее состояние организма.
1.1.Способы приготовления пищи.
Приготовление пищи должно быть непосредственно перед употребление. Желательно готовить на один раз не более чем за 3 часа до еды ,так как в приготовленной пище начинают бурно развиваться микроорганизмы, приводящие их к порче. А повторно разогретую пищу употреблять не рекомендуется, так как в ней резко снижаются полезные вещества. Чем свежее продукт, тем он лучше восполняет энерго затраты организма.
Готовить пищу надо с хорошим настроением. Негативные вибрации накладываются на пищу ,портят её, делают невкусной и даже токсичной. А если готовить в хорошем расположении духа,- целебней, сытней и вкусней.
Важным правилом при приготовлении пищи – является правильный выбор термической обработки пищи , необходимо использовать такие способы тепловой обработки продуктов при которых в пище сохраняется максимальное количество витаминов ,минеральных веществ и живой энергии.
1.2.Структура потребления ,свойства, состав и вкус пищи.
Общие принципы питания, которых придерживаются многие известные натуропаты, заключается в том, что на завтрак и обед они употребляют преимущественно углеводные продукты, а на ужин – белковые. При употреблении привычной пищи в организме вырабатываются ферменты со свойствами, способными её быстро и качественно переработать.
Основываясь на анатомических и физиологических особенностях организма, считается что наиболее благоприятной для человека или видовой пищей, являются : фрукты, ягоды, овощи, корнеплоды, злаковые, бобовые, орехи, семена, мёд ,съедобные травы ,грибы ,молоко матери ,яйца птиц. Желательно питаться преимущественно сырыми продуктами ( до 50 – 70 овощей, зелени, фруктов, ягод, сухофруктов и ….), так как в них содержится больше полезных веществ, чем в варёных.
Пища должна быть вкусной, так как она вызывает чувство удовольствия и хорошего настроения и как правило, она полезна. Безвкусная – плохо усваивается , так как синтезом многих пищеварительных ферментов « управляет язык».
Рекомендуется не употреблять слишком горячих и очень холодных блюд , а также блюд с контрастными температурами за один приём .Как высокая, так и низкая температура снижает секреторную функцию пищеварительных желёз, уменьшая соковыделение и перерабатывающую способность желудка.
1.3. Способы и условия употребления пищи: соблюдение режима питания.
При стабильном режиме питания в организме перед предстоящей едой начинает активизироваться выработка ферментов, участвующих в переваривании и усвоении пищи, и возникает чувство здорового аппетита. Регулярность питания обеспечивает, не только качественное переваривание пищи, но и более полное усвоение.
Еда только при наличии свободного времени приводит к ухудшению переваривания пищи ,перегрузке пищеварительного аппарата и организма в целом из-за недостатка собственных ферментов ;
-- активизация пищеварения перед приёмом пищи. Умеренная физическая нагрузка за 1 – 2 часа до еды позволяет повысить обменные процессы в организме, активизировать пищеварительные ферменты, нормализовать перестатику ;
-- еда при наступлении чувства голода. Настоящее чувство голода появляется лишь тогда, когда пища прошла все стадии пищеварения и усвоения. Еда без чувства голода не идёт в прок ,так как человека питает не то что он съел, а то , что усвоил ;
-- тщательное пережёвывание пищи. Среди множества рекомендаций по количеству жевательных движений наиболее естественной является следующая : пищу следует жевать до тех пор , пока сохраняется её вкус, и только потом проглатывать ;
-- медленная еда без спешки. Еда без спешки , в спокойном , размеренном темпе является эффективным средством поддержания хорошего здоровья . Быстрая еда неблагоприятна для пищеварения;
--. соблюдение правильных сочетаний продуктов. В соблюдении принципа совместимости продуктов заложен основной резерв здоровья и нормализации избыточного веса , что уже проверено многократно ;
-- соблюдение последовательности употребления различных продуктов .
Для сохранения здоровья следует запомнить следующие простейшие правила :
- Вначале жидкие продукты – затем твёрдые ; вначале сырые – затем, прошедшие тепловую обработку, сладкое – до еды, но не после неё ; жирная пища в конце еды, но не в начале ; острые блюда и алкоголь не употреблять на голодный желудок , а только после некоторого количества пищи ; холодные или горячие блюда не употреблять вначале еды , а только после пищи;
- Разумное употребление жидкости. Употребление воды, как и других жидкостей, оказывает положительное воздействие на процесс очищения внутренней среды. Приблизительной нормой бля взрослого человека является 2 литра жидкости ;
- Соблюдение необходимого интервала между приёмами пищи .
Перерывы между приёмами пищи не должны быть короче 3 – 4 часов, иначе новая пища может оказаться несовместимой с прежней ;
- Организация разгрузочных дней. Разгрузочные дни благоприятны для кратковременного отдыха пищеварительного тракта с целью его дальнейшего функционирования.
1.4. Окружающая обстановка и внутреннее состояние организма.
Благоприятно влияют на пищеварение : привлекательный вид блюд, сервировка стола, настрой на удовольствие от еды , душевный подъём, радость, дружеская беседа во время еды, приятная негромкая музыка.
После еды желательно 20 – 30 мин. отдохнуть , но в течение часа не лежать и не спать. Рекомендуется прогуляться в медленном темпе.
Переход на здоровое питания.
Целью совершенствования питания является улучшение самочувствия на начальном этапе , а затем общего состояния здоровья. Путь к здоровью через изменение структуры питания является наиболее простым и доступным.
Для перехода на здоровое питание нужно :
- Самое сложное – осознать потребность изменения сложившихся стереотипов в питании и начать действовать.
- Начать переход на здоровое питание и оздоровление
- Преодолеть негативное отношение близких. Однако со временем вашему примеру наверняка последуют домочадцы и знакомые.
3.Основные принципы перехода на путь оздоровления и здоровое питание.
Основными принципами перехода на здоровое питание является :
-- Постепенность. Принцип постепенности относится прежде всего , к изменению структуры питания и увеличению нагрузок;
--Комплексность. Наилучшие результаты достигаются только при комплексном выполнении рекомендаций ;
-Регулярность и систематичность. При регулярном выполнении рекомендаций первые признаки улучшения самочувствия и ощутимые изменения в состоянии здоровья наступает гораздо раньше, чем при эпизодических мерах воздействия ;
-- Тренировка неправильным питанием. Чтобы не утратить иммунитета к перевариванию различных продуктов , рекомендуется раз в неделю употреблять продукты относящиеся к неполезным;
-- Контроль результатов. Это ЭКГ, рентген ,анализы крови, мочи и т.п. Контроль результатов – это обязательный компонент комплексного подхода к оздоровлению.
Заключение :
Одним из эффективным способов оздоровления , как отдельных людей , так и общества является изменение структуры потребляемых продуктов с исключением или значительным сокращением неполезных продуктов и существенным увеличением продуктов с лечебно – профилактическими свойствами.
Предварительный просмотр:
Трудные подростки
«Дети – зеркало наших ошибок»
Как попробовать исправить это зеркало и не разбить его? Читаем!
В. Сатир, основательница системной семейной психотерапии
Они вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную музыку и не знают, кто такой Ленин, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем, сексом и наркотиками; они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта, они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.
Многие семьи знают, что это такое. Редакторы газет размещают статьи на тему подростковых культурных течений, педагоги стремятся сделать вид, что их нет, родители наговаривают сотни часов бесполезных и нравоучительных речей, спортклубы напрасно стараются привлечь их к культуре здоровья. Трудные подростки не собираются прислушиваться к вам, сколько бы у вас не было денег, как бы Вы не умели плавать или тягать штангу, каких бы высот в политике или культуре вы не достигли. У них на всё есть своё мнение, и для них совершенно неважно, что они не могут подтвердить и доказать его никакими аргументами. Они признают только свои желания; если они и раскаиваются – то только затем, чтобы получить от вас деньги и затем обмануть ваши ожидания. Иногда вы, возможно задумываетесь – кто же кем управляет: родители – ими, или же они родителями; по результату последний довод кажется пугающе верным.
Почему они становятся «трудными»? Как из вчера ещё милых, таких смешных и забавных детей возникают эти ужасные трудные подростки? Думаю, мы сумеем объяснить вам это. Равно как и то, что делать родителям, если вчера любимый ребёнок сегодня стал необъяснимо «трудным».
Трудный подросток – это в недавнем прошлом милый ребёнок, родители которого, не подозревая об этом, допустили множество стратегических и тактических ошибок в его воспитании.
Для того, чтобы вам было проще понять причинную связь между воспитанием и «трудностью» (большинству родителей, не владеющих элементарными психолого-педагогическими знаниями, эта связь может быть не очевидна), мы предлагаем вам следующую краткую схему.
Подростки становятся «трудными», когда:
1. Требования родителей не соответствуют их возрасту:
- Родители слишком многое позволяют, слишком мало требуют.
- Родители слишком мало позволяют, слишком много требуют.
2. Отношение родителей к детям неадекватны их возрасту:
- Родители мнят ребёнка младше, чем он есть на самом деле, и общаются с ним как с маленьким.
- Родители рассматривают ребёнка как взрослого и общаются с ним с детства как со взрослым человеком, уже имеющим жизненный опыт.
3. Родители часто заявляют ребёнку, что всё, что они из себя представляют, и что имеют – принадлежит на самом деле им, родителям; психологически как бы лишая тем самым ребенка право на собственную жизнь, личность, чувства и достижения.
4. Родители занимаются «обеспечением» материальных потребностей ребенка, не устанавливая с ним душевный контакт и теплые, дружеские отношения, наполненные взаимным интересом.
5. Родители стремятся вырастить из ребёнка «идеального себя», чтобы он стал таким, какими «они сами хотели, не смогли стать»; подменяют любовь к реальному ребёнку любовью к его идеальному «образу» в их сознании. Для ребёнка нет ничего трагичнее такой подмены.
6. Родители непоследовательны в воспитании:
- В семье вообще нет чётких правил – за что ребёнка накажут, а за что поощрят; всё определяется «свободной прихотью» родителя.
- В семье существует 2 противоречивых набора правил воспитания – один мамин, другой папин, и они не согласованы друг с другом.
- Правила в семье есть, но родители непоследовательны в их применении: то применяют, то нет; накажут за проступок, а потом просят прощения, ласкают и дарят подарки.
Подростки становятся трудными, чтобы:
1.Получить недостающее им внимание родителей – неважно, положительное или отрицательное
- В случае, если в детстве они не получили достаточно этого внимания.
- В случае, если в детстве приучили их к избыточным дозам этого внимания, и у ребенка в силу инфантилизма возникла так называемая «бесконечная» (невротическая) потребность в любви.
2.Отстоять своё право быть самостоятельной, отдельной от родителей личностью; самоутвердиться и уважать себя.
Подростки становятся трудными, в результате того, что:
- Родители всё свободное время и силы посвящают ребёнку, он является «краеугольным камнем» для семьи, смыслом существования и единственным «светом в окошке».
- Родители не уделяют достаточно времени ребёнку, общению с ним, беседам и воспитанию. Они «содержат» и «питают» его; в семье царят холодновато-вежливые отношения, чувства и эмоции не принято проявлять открыто.
- Родители не живут в согласии и любви друг с другом, в семье преобладают явные или скрытые непонимание, конфликты, взаимное неудовольствие.
- Родители противоречивы или непоследовательны в принципах воспитания ребёнка.
Подростки становятся трудными, потому что:
- Воспитывая детей, родители нарушают главные правила и принципы воспитания.
- В семье с несколькими детьми родители используют разные принципы в воспитании и отношениях со старшими и младшими.
- Родители пренебрегают воспитанием как таковым, и только «содержат» и «кормят» ребёнка, наивно надеясь, что его воспитает «школа», «улица», «жизнь», «государство»…
Подростки становятся «трудными», после того как:
- Родители разводятся, и сохраняют плохие отношения друг с другом; ребёнка настраивают против одного из родителей, или он после развода не имеет с ним нормального общения.
- Ребёнок растёт в «одинокой» семье: «только с мамой», «только с папой», «только с бабушкой», и не видит полноценного и счастливого взаимодействия полов, мужчин и женщин.
Как психолог может помочь
Существуют чёткие законы биологии, например: если ходить зимой без одежды, то замёрзнешь, если пить воду из болота, велик риск заразиться дизентерией, если долго не принимать пищи, человек ослабеет. Есть такие же чёткие законы психологии и законы воспитания. Если родители их нарушают – то возникают проблемы, укладывающиеся в общую формулу «трудный подросток». Можно эти законы отрицать, можно сколько угодно доказывать, что на осинах родятся апельсины, но факт остаётся фактом: наши дети – зеркало наших ошибок.
Как практикующие психологи мы за 7 лет ни разу не встречали ни одного случая «трудного подростка», в котором не было бы многочисленных упущений в воспитании (неважно, осознают родители эти упущения или нет) и не видели ни одного из них, который стал «трудными» сам по себе. Всегда имеются причины:
- Неполная семья.
- Гиперзаботливое воспитание с минимумом требований и удовлетворением любых желаний.
- Отстранение родителей от эмоциональных контактов с ребёнком.
- Отдание ребёнка «на откуп» бабушкам и дедушкам.
- Жестокость и несоразмерные наказания.
- Отсутствие дружеских отношений с ребёнком и воспитания как такового.
… И во всех случаях, вольно или невольно, по доброй воле или по неведению, причинами нынешних трудностей выступают родители.
Но зато за 7 лет мы встречали массу родителей, которые приводили к нам своих чад, гордо заявляя: «Вот вам, возьмите, дорогие психологи, а я пошёл». Если объяснение того факта, что без изменения отношения и действий родителя никакое перевоспитание «трудного» подростка невозможно, не поможет никакой «самый сильный гипноз» принимались родителями, то процесс совместного взаимодействия психолога и родителей приводил к решению имеющихся проблем и восстановлению не только нормального поведения последнего, но и дружеских, душевно-тёплых отношений между родителями и их ребёнком. Если же родители игнорировали или не желали принимать это объяснение, то проблемы всегда продолжались… Игнорирование причин не может привести к решению.
Отсутствие желания родителей взять на себя ответственность и научиться правильному воспитанию и общению никогда не приводит ни к каким изменениям. И любая работа с трудным подростком, мыслящим и ведущим себя неправильно в кабинете психолога не приведёт к надёжному результату – потому что после посещения психолога он возвращается домой, где родители продолжают мыслить и общаться с ним неправильно. Это подобно тому, как невозможно вылечить от туберкулёза человека, каждый вечер возвращающегося из больницы ночевать в туберкулёзный барак. Пока существует причина – существует следствие. Родители являются причиной происходящего с трудным подростком в 99,9 % случаев, как не трудно или болезненно им бывает иногда это признать.
Но до сих пор голоса психологов – любых школ, любых направлений – пока являются гласом вопиющего в пустыне. Заверения компетентных специалистов любой величины: «Не существует проблем ребёнка отдельно от проблем семьи, дети – не автономны, их девиантное поведение – всегда следствие ошибок в воспитании, помочь трудному подростку без активного включения в эту помощь самих родителей невозможно» остаются по большей части без внимания. Работать над собой – всегда трудно. И родители трудных подростков это понимают. И чаще они хотят не меняя себя, не исправляя ошибок воспитания и общения, чтобы их ребёнок сделал всё сам… Наивная и эгоистичная надежда, вызванная всеобщим психологическим бескультурием.
Напротив, если родители понимают, что в перевоспитании проблемного чада должна быть и их обязательная часть работы, и активно в неё включаются – результат не заставляет себя ждать.
Да, меняться трудно, проблематично, но меняться необходимо. И ребёнку, и родителям. Совместные усилия при активном содействии психолога приводят к быстрому изменению ситуации, разрешению проблем, налаживанию живого, душевного и искреннего общения внутри семьи.
Можем ли мы помочь в решении проблем трудного подростка?
Можем. Но только при активном участии в решении проблемы его родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"
Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...
Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка»
Методическая разработка «Здоровое питание - залог здоровья ребёнка» - это программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоро...
Методическая разработка. Конспект занятия "Правильное питание - залог здоровья"
Цель:формирование у воспитанников представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....
Здоровое питание- залог здоровья
Презентация...
" Здоровое питание -залог здоровья"
Родительское собрание...
Методическая разработка по теме "Здоровое питание - залог здоровья"
В помощь коллегам....
«Школьное питание – залог здоровья школьников» (из опыта работы по организации питания школьников ) МБОУ «СОШ №55 им. А. Невского» г. Курска
Одним из аспектов сохранения здоровья является правильно организованное рациональное питание, которое в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором. Но, в последнее...