Фольклорный праздник "В гостях у Лопшо Педуня"
план-конспект
Внеклассное мероприятие проходит в форме командной игры. Позволяет обобщить знание удмуртских сказок детьми. Полезно классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам-организаторам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у Лопшо Педуня
(Фольклорный праздник)
Цели и задачи:
- углубить знания об удмуртских народных сказках;
- развивать познавательный интерес к изучению удмуртского фольклора;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать чувство взаимопомощи при работе в команде.
Подготовительная работа:
За две недели до мероприятия учащиеся 1-4 классов получают список удмуртских сказок, которые нужно прочитать.(приложение №1) На основе этих сказок будут составлены вопросы и задания на празднике. Также по жеребьёвке учащиеся готовят инсценировку фрагмента удмуртской сказки. Все учащиеся 1-4 классов участвуют в конкурсе рисунков к удмуртским сказкам. Из лучших работ оформляется выставка. На празднике от каждого класса участвует команда из 5 человек, а также болельщики по 3 человека. На празднике подводятся итоги конкурса рисунков, каждая команда награждается грамотой.
Ход мероприятия.
1 ВЕДУЩИЙ : Снова в небе светит солнце,
Что должно было взойти.
Гости к нам стучат в оконце,
Что должны были прийти.
Двор цветами засеваю,
Чтоб красиво было в нём.
Дверь гостям я открываю,
Чтоб весёлым был мой дом.
2 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дорогие гости, дети и взрослые! Зечбуресь, дуно куноос, пиналъёс но эшъёс!
1 ВЕДУЩИЙ: Наша встреча будет посвящена сегодня удмуртскому фольклору. Мы совершим путешествие в мир удмуртских сказок.
2 ВЕДУЩИЙ: Просим команды занять места в зале. Представляем наше многоуважаемое жюри, которое будет оценивать конкурсы.
(слышен стук в дверь)
1 ВЕДУЩИЙ: У нас ещё гости. Кто же это?
(вбегает Лопшо Педунь)
Лопшо Педунь: Зечбуресь, эшъёс! Здравствуйте, друзья! Вы узнали меня? Я – Лопшо Педунь. Лапти-самоходы принесли меня сюда. А что же здесь у вас происходит?
2 ВЕДУЩИЙ: Ребята собрались здесь, чтоб вспомнить удмуртские сказки, посоревноваться в смекалке, сообразительности, быстроте да ловкости.
Лопшо Педунь: Я люблю такие соревнования. Разрешите мне на празднике остаться.
1 ВЕДУЩИЙ: Конечно, Лопшо Педунь, оставайся, нам веселее будет.
2 ВЕДУЩИЙ: Пора начинать нашу праздничную конкурсную программу.
Первый наш конкурс называется «Театральный» Команды должны были приготовить инсценировку фрагмента удмуртской сказки. Посмотрим, как они справятся с этим заданием. Задание оценивается по 5-бальной системе.
Лопшо Педунь: Молодцы, ребята! Очень интересно. Как будто я в настоящих сказках побывал. А вот хочется мне проверить, как вы ребята внимательно сказки читали. В пестере моём волшебном есть вопросы. Капитан каждой команды подойдёт ко мне да и вытащит из моего пестеря по два вопроса. (приложение №2)
1 ВЕДУЩИЙ: На обдумывание вопросов даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команда может заработать дополнительные баллы, если сможет ответить на вопросы других команд.
2 ВЕДУЩИЙ: Следующий конкурс называется «Сказочные ошибки». Команды получат карточки с отрывками из сказок. В отрывках допущено по 3 ошибки. Эти ошибки нужно найти и исправить. За каждую правильно найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл. На выполнение задания даётся 3 минуты. (приложение №3)
1 ВЕДУЩИЙ: Что ж, Лопшо Педунь, команды у нас работают, а болельщики скучают. Надо бы позабавить их. Как ты думаешь?
Лопшо Педунь: Позабавить, это можно. В моём пестере загадок не меряно. Люблю загадки загадывать. В них мудрость нашего удмуртского народа кроется. Загадаю хотя бы некоторые. Слушайте. (приложение №4)
2 ВЕДУЩИЙ: Наши команды ждёт последнее испытание. Команды должны разгадать кроссворд, составленный по удмуртским сказкам. На выполнение задания даётся 2 минуты. (приложение №5)
1 ВЕДУЩИЙ: Лопшо Педунь, а, может, у тебя в пестере и игра какая-нибудь найдётся?
Лопшо Педунь: Конечно, найдётся. Вот у меня есть в пестере ремешок. Поиграем в мою любимую игру «Ремешок» (приложение №6)
2 ВЕДУЩИЙ: Наш праздник подходит к концу. Пора подвести итоги. Предоставляем слово жюри.
Приложение №1
Список сказок для подготовки к празднику «В гостях у Лопшо Педуня»
- «Топор-саморуб»
- «Три топора»
- «Кисель»
- «Лапти-самоходы»
- «Котофей Иванович»
- «Охотник и змея»
- «Алчный купец»
- «Ленивый Захар»
- «Стройная берёза»
- «Откормленная свинья»
- «Дом кота»
- «Девочка и белка»
- «Плохие приятели»
Приложение №2
Вопросы
- Какое решение приняли звери на собрании в сказке «Девочка и белка?»
- Какие дела поручила сделать Захару его жена в сказке «Ленивый Захар»
- Каких зверей в сказке «Дом кота» кот впустил в свой дом?
- Какой совет дала белка крестьянину в сказке «Плохие приятели?
- Как посоветовал удлиннить день Лопшо Педунь купцу в сказке «Алчный купец?»
- Сколько человек носили лапти-самоходы?»
- Почему не смогли срубить дуб на царском дворе?»
- Что попросила старуха у берёзы в сказке «Стройная берёза?»
- Куда спрятались звери от Котофея Ивановича, когда пригласили его в гости?
- Какую работу просил сделать царь взамен за большую награду в сказке «Топор-саморуб?»
Ответы
- Вернуть маленьких бельчат матери, а действовать сообща: медведь напугает деревенских ребят, волк – овец, лиса – гусей, а другие звери – кого только найдуд.
- Цыплят караулить, хлеб испечь, масло сбить.
- Петуха, гуся, козла.
- Волк и медведь никогда не будут хорошими приятелями.
- Одеться потеплее, залезть на высокую берёзу и вилами удерживать солнце.
- 7 человек: старик, прохожий, кум, работник, писарь, дочь писаря, пастух.
- Потому что на месте срубленной ветки вырастает 100 новых веток.
- Срубить дуб, выкопать колодец, победить великана.
- Лучину, ветки, дрова, муку, золото, в дом послать что-нибудь страшное.
- Медведь – на сосну, волк – под сосну в нору, лиса с зайцем – под хворост.
Приложение №3
- «…Шли, шли они и дошли до города. В городе узнали, что царь предлагает большую награду и дочь в жёны тому, кто сумеет срубить берёзу на царском дворе. У царя уже собралось много народу. Трудно понять, что творится: у одного нет носа, у другого – уха, у третьего – ноги. Иван взял свой топор и ударил один раз. На том месте выросли новые тысячу веток, ещё ударил – опять выросли новые тысяча веток.»
- «…Сел волк. За разговором всё ближе к курочке придвигается. Едут они дальше. Немного проехали – навстречу лохматый медведь. Сел и медведь. Сани наполнились сверх меры. Проехали немного, дуга выдернулась и сломалась. Никому не хочется в лес за дугой идти. Тогда решили жребий бросить. Выпало идти лисе.»
- «…Так и порешили. Медведь за лошадью, волк – за овечкой, лиса жирного гуся присмотрела, а заяц морковки приволок. Богатое угощение сообща-то собрали и посылают волка, чтобы пригласил Котофея Ивановича.»
- «…Вздумалось купцу конюшню за один день построить. Стал он искать человека, который бы день удлиннил. На четвёртый день купец встретился с одним человеком по имени Лопшо Педунь. Лопшо Педунь согласился за двадцать пудов муки рассказать ему, как можно день удлиннить.»
- «…Продал хозяин писарю лапти-самоходы за пару новых лаптей. Жадный был писарь. Своего молодого работника готов был заставить работать за семерых. Только заехал он во двор, сразу отдал лапти работнику.
- Вот, я привёз тебе новые лапти. Обуйся и ступай кормить коров.
Приложение №4
- На полу попляшет, в угол убежит. (веник)
- И уходящий и приходящий ей руку подаёт. (дверь)
- Из маленького облачка и зимой, и летом дождь идёт. (сито)
- Пять братьев всюду вместе работают.(пальцы)
- Волнами ходит, а ре море. (хлебное поле)
- В брюхе баня, в носу решето, одна рука и та на спине. (чайник)
- Днём ходит, ночью спит. (солнце)
- В поднебесье золотая дуга. (радуга)
- Жуёт, жуёт, а не ест. (пила)
- Один говорит «поговорим», двое говорят «послушаем», двое говорят «поглядим» (язык, уши, глаза)
Приложение №5
- Один из предметов, который нашёл младший брат в сказке «Топор-саморуб»
- Один из владельцев лаптей-самоходов.
- Какой первый топор вытащил из реки водяной в сказке «Три топора?»
- Имя старшего сына крестьянина в сказке «Топор –саморуб»?
- Кто помог охотнику в сказке « Охотник и змея»?
2
1
3
4
5
Приложение №6
Удмуртская народная игра «Ремешок»
Правила игры: Играющие встают в круг. Выбирается один галящий. В центр круга ставится стул. На стуле лежит ремешок. Галящий стоит около стула. Он берёт ремешок, подбегает к кому-либо из игроков и ремешком осаливает его. Затем возвращается к стулу и кладёт ремешок на стул. После того, как водящий положил ремешок на стул, он старается занять место того игрока в круге, которого осалил ремешком. Игрок, которого осалили, старается сохранить своё место в круге. Для этого ему нужно постараться взять ремешок со стула и заляпать водящего, пока тот не занял место в круге. Если игроку, которого осалили, не удаётся сохранить место в круге, он становится водящим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/28/picture-326-1511897145.jpg)
Сценарий фольклорного праздника « Зеленая планета 2010»
Помочь детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов....
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/27/picture-570.jpg)
Фольклорный КВН для учащихся 4-5 классов
Фольклорный КВН для учащихся 4 – 5 классов Цели: 1. закрепить и расширить знания детей о разных жанрах фольклора, 2. прививать любовь к устному народному творчеству, 3. работать над разви...
Фольклорный праздник "В гостях у Петрушки"
Фольклорный праздник для детей младшего школьного возрастаДействующие лица:Петрушка, Скоморохи: Фома и Ерема, Котя-Коток, Коза, Матрешки, Заинька, Лисичка, Петушок, Солнышко, танцевальная группа. Знак...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-54573-1380365739.jpg)
Фольклорный праздник "В гостях у Кузи и Нафани"
в нашей школе стало традицией проводить фольклорные праздники для обучающихся и их родителей. на праздник все приходят с народных костюмах (с первого класса родители готовят детям сарафаны, кокошники,...
Фольклорный праздник для учащихся начальной школы «Здравствуй, гостья наша дорогая - Масленица!»
Фольклорный праздник....
Сценарий фольклорного развлечения в старшей группе «В гостях у Матрены Ивановны»
Сценарий фольклорного развлечения в старшей группе ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/22/picture-1491160-1697972745.jpg)
Сценарий фольклорного праздника "Мы играем и поем, в гости всех к себе зовем!".
Сценарий фольклорного праздника включает в себя разнообразные виды устного и музыкального фольклора русского народа, что приобщает детей к творческой деятельности, развивает интере...