Доклад «Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС»
методическая разработка
Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, игровая деятельность.
В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся 1 класса входят в период адаптации после детского сада, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе проведения начальной диагностики. Вследствие этого подбираются материалы, планируются уроки, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении.
В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска.
Главная задача школы - не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», - говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаются элементы новизны на уроке; используются различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяются ИКТ; подбирается содержание дидактического материала; применяются элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализуются требования к современному уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников начального звена считаю использование игровой деятельности.
Презентация.
• Актуальность применения игровых технологий
•- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
•- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
- Развлекательную (развлечение, пробуждение интереса)
- Коммуникативную (освоение диалектики общения)
- Игротерапевтическую (преодоление трудностей)
- Диагностическую (самопознание в процессе игры)
- Коррекционную (внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей)
- Социализации (усвоение норм человеческого общежития)
- Самореализации
Квалификация педагогических игр
•1. По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.
•2. По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные, диагностические, творческие.
•3. По игровой методике предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
•4. По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.
•5. По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами; настольные; комнатные; уличные; компьютерные.
Дидактическая игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Требования к организации игры на уроке:
• Игра должна быть построена на интересе.
• Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.
• Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, а цель игры – достижимой.
• Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
• В играх должен присутствовать элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по основным направлениям:
•- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
•- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
•- учебный материал используется в качестве её средства;
•- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
•- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Виды дидактических игр, используемые на уроках
- игры – упражнения;
- игры – путешествия;
- сюжетные (ролевые) игры;
- игры – соревнования.
Игры по характеру познавательной деятельности
• 1. Игры, требующие исполнительской деятельности.
• 2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
• 3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
• 4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
• 5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Технологическая карта урока по адаптивной физкультуре.
Дата: 22.03.18
Образовательное учреждение: МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»
Классы: 1 «Б» и 2 «Б»
Учителя: Ковальчук Ирина Сергеевна
Терещенко Екатерина Константиновна
Тип урока: закрепление навыков работы с мячом.
Результат использования игр в процессе обучения
• Приобретение детьми опыта адекватного эмоционального реагирования.
• Происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Доклад
«Игровая деятельность
как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС»
ШМО учителей начальных классов
Подготовил:
Учитель начальных классов
Е.К.Терещенко
28. 03. 2018 г.
Игровая деятельность как составляющая современного урока, отвечающего требованиям ФГОС
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, проблемное обучение, игровая деятельность.
В последнее время объём знаний, умений и навыков, заложенный в школьной программе, все увеличивается, а количество часов, отведенное на изучение и закрепление этих знаний, уменьшается. Учащиеся 1 класса входят в период адаптации после детского сада, и поэтому требуется особое внимание со стороны учителя. Учащиеся обладают разным интеллектуальным и творческим потенциалом, что выявляется в процессе проведения начальной диагностики. Вследствие этого подбираются материалы, планируются уроки, учитывая особенности каждого ребенка, т.е. осуществляя личностно-ориентированный подход в обучении.
В современной школе ученик является субъектом образовательного процесса, ему принадлежит ведущая роль: он анализирует, сопоставляет, делает выводы; он находится в позиции исследователя. Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного исследовательского поиска.
Главная задача школы - не только дать знания учащимся, но и привить интерес к обучению, «научить учиться», а также очень важно развивать способность к творчеству (креативность). Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. «Мышление начинается с удивления», - говорил Аристотель. Формирование интереса – одна из важнейших составных частей обучения. Чтобы вызвать, поддерживать и развивать интерес к предмету создаются элементы новизны на уроке; используются различные средства обучения, в том числе и ТСО, применяются ИКТ; подбирается содержание дидактического материала; применяются элементы занимательности, а также разнообразные формы ведения уроков. Но особенно, повышает интерес к предмету применение игровой деятельности. Таким образом, реализуются требования к современному уроку, используя в совокупности элементы образовательных технологий, но важной тенденцией в построении урока для школьников начального звена считаю использование игровой деятельности.
Презентация.
• Актуальность применения игровых технологий
•- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;
•- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
- Развлекательную (развлечение, пробуждение интереса)
- Коммуникативную (освоение диалектики общения)
- Игротерапевтическую (преодоление трудностей)
- Диагностическую (самопознание в процессе игры)
- Коррекционную (внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей)
- Социализации (усвоение норм человеческого общежития)
- Самореализации
Квалификация педагогических игр
•1. По области деятельности игры бывают: физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.
•2. По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные, диагностические, творческие.
•3. По игровой методике предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
•4. По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.
•5. По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами; настольные; комнатные; уличные; компьютерные.
Дидактическая игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Требования к организации игры на уроке:
• Игра должна быть построена на интересе.
• Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.
• Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, а цель игры – достижимой.
• Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
• В играх должен присутствовать элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по основным направлениям:
•- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
•- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
•- учебный материал используется в качестве её средства;
•- в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
•- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Виды дидактических игр, используемые на уроках
- игры – упражнения;
- игры – путешествия;
- сюжетные (ролевые) игры;
- игры – соревнования.
Игры по характеру познавательной деятельности
• 1. Игры, требующие исполнительской деятельности.
• 2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
• 3. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
• 4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
• 5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Технологическая карта урока по адаптивной физкультуре.
Дата: 22.03.18
Образовательное учреждение: МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»
Классы: 1 «Б» и 2 «Б»
Учителя: Ковальчук Ирина Сергеевна
Терещенко Екатерина Константиновна
Тип урока: закрепление навыков работы с мячом.
Результат использования игр в процессе обучения
• Приобретение детьми опыта адекватного эмоционального реагирования.
• Происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-367026-1386998300.jpg)
Требования к современному уроку в условиях ФГОС-2
В презентации указаны принципы построения современного урока, показаны отличия современного урока от традиционного....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-382841-1389823885.jpg)
Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения (презентация)
Требования к современному уроку в свете ФГОС второго поколения: самостоятельная работа на всех этапах......
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/09/picture-149301-1617919326.jpg)
Требования к современному уроку в условиях ФГОС
Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самост...
Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.
Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-837125-1477397460.jpg)
Требования к современному уроку в условиях ФГОС.
1 Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/28/picture-258748-1369760720.jpg)
Статья на тему «Игровая деятельность, как составляющая современного занятия, отвечающего требованием ФГОС»
В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/02/picture-573077-1499003431.jpg)
Технологическая карта как современная форма проектирования урока, соответствующая требованиям ФГОС
Материал для выступления на педагогическом совете...