Воспитательный проект "Растём, играем, дружим"
проект (1 класс)

Баранова Ирина Владимировна

Прект включает в себя описание системы мероприятий в 1 -м классе, напрвленный на воспитание толерантности у школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rastyom_igraem_druzhim.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт воспитательного проекта

Название проекта

«Растём, играем, дружим»

Автор проекта

Баранова Ирина Владимировна

Должность

Учитель начальных классов

Место работы

МАОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1 имени В.Р.Гласко»

Адрес

Забайкальский край, Могойтуйский район, пгт. Могойтуй, ул. Ленина, 2

Адрес электронной почты

alesha-98@yandex.ru

Контактный телефон

89144873360

Участники проекта

учащиеся 1-го класса, родители, классный руководитель, вожатые класса

Сроки реализации проекта

1 месяц (ноябрь)

Актуальность проекта

      В современном мире с каждым годом нарастает напряженность в общении народов разных национальностей,  обострилась проблема межличностной неприязни,  жестокости и агрессии, которые несут в себе угрозу  разрушения и экономической не стабильности в мире.

      Основой межнациональной напряженности выступает несформированное духовное единение народов, межкультурные  связи сводятся к минимуму. Национальная неприязнь растёт, начиная с первой ступени образования, разносторонние взгляды, разобщенность по национальному типу, создают условия для нарастания напряженности в общении, тем самым не позволяя формировать толерантность у подрастающего поколения. И наше время не является исключением.

     Уважение детей  к другой национальности, полноценное общение на основах равноправия, оказание взаимной помощи, одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Цели проекта

- формирование у детей младшего школьного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам;

- воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей в Забайкальском крае, в посёлке Могойтуй.

Задачи проекта

- формировать толерантность как личностное качество при рассмотрении в региональной системе образования как одной из приоритетной целей воспитательной деятельности;

- вовлечь учащихся и родителей класса в активную и социально значимую этнокультурную деятельность;

- распространять идеи духовного единства, развивать чувства российского патриотизма;

- воспитывать уважение к истории, культуре народов Забайкальского края;

- родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений.

Ожидаемые результаты

- сформируется  представления воспитанников о культуре  и традициях народов Забайкалья (на основе посёлка Могойтуй);

- у учащихся  постепенно будут сформированы чувства взаимопонимания, взаимопомощи, солидарности, толерантности;

- познакомятся и разучат национальные игры разных народов;

- поучаствуют вместе с родителями в изготовлении национальных блюд.

План реализации проекта

- классный час «Мой край - наш край – Забайкалье»

- конкурс рисунков «Мой национальный костюм»

- конкурс «Национальное блюдо» (совместно с родителями)

- спортивный праздник «Игры народов края»

Конечный продукт

- создание и выставка папок-передвижек «Сила Забайкалья в дружбе народов»

-создание  классного уголка «Мы разные, но мы вместе»

Обеспечение проекта

Методическое обеспечение:

- демонстрационный и дидактический материал;

- образовательные презентации.

Материально-техническое обеспечение:

- изделия декоративно-прикладного искусства;

-аудио, видео, фотоматериалы, мультимедийное оборудование;

- материалы для продуктивной деятельности детей;

- куклы в национальных костюмах;

- атрибуты для подвижных игр.

Этапы проекта

Этап

Деятельность

Сроки

Ответственные

Подготовительный

-совместное планирование деятельности;

-выявить национальное состояние семей воспитанников класса;

-родительское собрание «Воспитание у детей позитивного отношения к представителям своего и других народов»;

- беседы-пятиминутки на уроках о народах края, посёлка (традициях, обычаях, праздниках, играх) с использованием мультмедиа презентаций;

- посещение окружного краеведческого музея в посёлке Агинское (организация турпоездки на осенних каникулах)

  1. 8 ноября

классный  руководитель, родительский комитет

Основной

проведение мероприятий:

- классный час «Мой край - наш край – Забайкалье»

-  конкурс рисунков «Мой национальный костюм»

-  конкурс «Национальное блюдо» (учащиеся совместно с родителями)

-  спортивный праздник «Игры народов края»

11- 23 ноября

классный руководитель,

учащиеся

родители

классный руководитель, учитель физической культуры

Заключительный

- изготовление с детьми папок передвижек ««Сила Забайкалья в дружбе народов» и представление перед учащимися начальной школы

- создание классного уголка «Мы разные, но мы вместе»

25- 30 ноября

Классный руководитель, вожатые класса

Родители + классный руководитель

Заключение

        Воспитание духовно –нравственных , патриотических чувств, толерантность и уважительное отношение друг к другу возможно при единой системе образовательного процесса, как в семье, так и в социуме. Объединяя общие усилия в одно целое, выделяя приоритетные направления в воспитании и развитии воспитанника, постоянно обогащая их знания об окружающем мире, истории, культуре, своего народа и народов родного края, создавая условия для тесного творческого взаимодействия,  друг с другом,  позволяют  говорить о положительной тенденции к социализации, дружбе и сплочение детского коллектива.

       Обогащая окружающий  мир детей положительными впечатлениями, насыщенным художественно – эстетическими направлениями синтеза искусств, участие в совместной  творческой деятельности с активным участием в ней родителей, эффективно и плодотворно влияет на становление будущей личности ребёнка и успешной социализации в обществе.  

      Система постоянного взаимодействия школы, классного руководителя и учащихся  с социумом, родителями, культурными учреждениями, создают условия для  полноценного   всестороннего развития детей, успешной социализации в обществе, что в свою очередь, способствует положительному творческому росту и самореализации будущего поколения.

Список литературы:

1.Асеев В.Г. Возрастная психология.- Иркутск: Наука, 1989.

2. Газман О.С. Детский коллектив как субъект и объект воспитания. М.,1974.

3. Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни ребёнка в школе. М: Вита-Пресс, 2002.

4. Гин С.И. Мир человека (методическое пособие учителя начальной школы). М., Вита, 2003.

5. Степанов П.В. Толерантный человек :как его воспитать? // Народное образование – 2011 -№ 6

Интернет-источники:

  1. https://75.ru/
  2. https://chita.gks.ru/storage/mediabank/
  3. http://solnyshko-orlovsk.caduk.ru/p46aa1.html
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/-smeh-da-vesele-podvizhnye-i-horovodnye-igry-narodov-zabaikalja-scenarii-prazdnika.html
  5. https://infourok.ru/igry_semeyskih_i_kazakov_zabaykalya.-399300.htm
  6. https://znanio.ru/media/programma_kop_igraem_v_podvizhnye_igry_zabajkaltsev-288514/320363
  7. http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/ispolzovanie-malykh-form-folklora-v-protsesse-igry-86229/narody-zabajkalja-20.html

Приложение 1

Сценарий внеклассного мероприятия «Национальное блюдо»

       Цели и задачи:

  • демонстрация всего многообразия национальных блюд народов Забайкальского края (русские, буряты, узбеки, армяне, татары, китайцы);
  • представление кулинарных блюд народов  Забайкалья на основе проживающих в посёлке Могойтуй;
  • привлечение внимания обучающихся и их родителей к вопросам правильного питания.

      Подготовительная работа.  Для проведения конкурса создаются команды из числа семей класса. Все родители и воспитанники включаются  в поиск познавательного материала  о национальной кухне самостоятельно, с подготовкой фотоотчёта для конкурса. Продумываются этапы конкурса. Разрабатываются  задания  практического характера: формирование национального стола «Легенды земли забайкальской» (выставление приготовленных блюд), представление истории появления блюда и рецепт приготовления блюда.

Оформление зала: столы сервированы в соответствии с учётом национальных традиций.

Ход мероприятия:

  1. Орг. момент

         Ведущий: Мы приветствуем участников и гостей Конкурса на лучшее блюдо национальной кухни «Национальное блюдо». Каждый народ, проживающий в нашем крае, имеет свою историю, традиции и, конечно же, особенности национальной кухни. Национальная кухня - это оплот многовековых традиций, которыми дорожит каждый человек, сохраняя все секреты, и передавая их из поколения в поколение. Но шло время – рецепты совершенствовались и дополнялись, с тем, чтобы передать будущим поколениям кулинарные секреты. Чаще всего национальные блюда состоят из тех продуктов, которые являются доступными в той или иной местности.

        Конкурс на лучшее блюдо национальной кухни проходит в три этапа:

  1. Представление блюда.
  2. Формирование национального стола «Легенды земли забайкальской» (выставление приготовленных блюд).
  3. Работа жюри, защита и оценка (с дегустацией) приготовленных блюд, подведение итогов.

         Представление жюри (дети класса, повар школы и гости )

Нам сегодня предстоит

Взвесить всё и оценить,

Блюда эти от семей –

С ними праздник веселей!

С ними лучше званый ужин!

Полуфабрикат не нужен!

Блюда национальные –

Из кухни национальной!

  • Хочу пожелать успешной работы участникам конкурса, вкусной дегустации членам жюри и призовых мест самым лучшим коллективам.
  1. Основной этап конкурса
  1. Презентация национального стола (выставление приготовленных блюд, сервировочной посуды).
  2. Презентация национального блюда семьями. 

Ведущий: Все семьи представили свои блюда. И мы приглашаем членов жюри продегустировать блюда наших участников.

3.Дегустация блюд членами жюри.

     Жюри дегустирует приготовленные конкурсантами блюд  и оценивает их по критериям. В это время с болельщиками проводится «конкурс вопросов».

3.Конкурс вопросов

       Ведущий: Пока жюри подводит итоги,  я хочу обратиться к зрителям: объявляю конкурс вопросов, которые требуют от вас знаний по кулинарии.

  • Перечень блюд. (меню);
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки);
  • В воде родится, а воды боится (соль);
  • Сидит на ложке, свесив ножки (лапша, капуста);
  • Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь);
  • На соломинке дом, сто ребяток в нем (мак);
  • Я бел как снег, в чести у всех. И нравлюсь вам. Хоть во вред зубам (сахар);
  • Сам алый, сахарный, кафтан зеленый бархатный (арбуз);
  • Круглое, да я не яблоко. С хвостом, да не мышь (редис);
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка);
  • Рассыпчатая, вязкая, жидкая, густая (каша);
  • Она бывает глубока, она бывает мелка, однако это не река, зовут ее (тарелка);
  • Из-под шапки пар валит, в животе вода кипит (самовар);
  • Сладкое лекарство от простуды (мед);
  • Любимое лакомство детей (мороженое);
  • Соус из растительного масла, уксуса, яичного желтка и различных приправ (майонез);
  • Изделия из пшеничной муки в виде длинных высушенных трубочек (макароны);
  • мелкая крупа из пшеницы (манная);
  • конфеты или густая сладкая масса, вырабатываемая из фруктово-ягодных соков, желейных веществ и сахара (мармелад);
  • белая жидкость, получаемая от домашних животных, продукт питания (молоко);
  • прохладительный сладкий напиток из разбавленного водой сока ягод (плодов) (морс);
  • с чем пекут пироги хозяйки? (с грибами, картошкой, капустой, яблоками, творогом, яйцом, луком, морковью…).

   

  1. Заключительная часть – объявление победителей.
  1. Подведение итогов конкурса блюд. Награждение- сладкий приз.
  2. Подведение итогов  конкурса вопросов. Награждение – грамота и сладкий приз.  

        А сейчас приглашаю всех за наш дружный и вкусный стол.

( совместное чаепитие)

      Ведущий: Благодарим всех за участие в конкурсе. Мы знакомились с культурой, национальной кухней народов, проживающих на территории Забайкальского края.. А сближение национальных кухонь облегчает общение и взаимопонимание народов. Творческих вам успехов!!!

       

Приложение 2

Спортивный праздник «Игры народов края»

         Цель праздника:

  • формирование у детей школьного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам;
  • воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России, крае, в посёлке.

        Задачи:

  •  расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов;
  • объединение опыта и знаний детей для создания целостной картины многонациональности России, Забайкальского края.
  • формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей;
  • формировать культуру межличностного взаимодействия детей в классе;
  • воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.

        Подготовительная работа: проведение других национальных игр на уроках физкультуры, на уроках окружающего мира проведение пятиминуток.

       Длительность праздника: 1 час

Ход праздника:

  1. Орг. момент

      Учитель: Скажите-ка мне ребята, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причём как детей. Так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. И сегодня у нас праздник игр, но игр не простых, мы сегодня будем играть в игры народов России и нашего края..

       Наш край и наш посёлок населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие ребята вы знаете национальности?

(Ответы детей).

       У нас в посёлке также живут люди разных национальностей. Это русские, буряты, узбеки, татары, китайцы, армяне, калмыки, литовцы, украинцы, киргизы, монголы.

(на каждый народ на стене спортзала учитель открывает флаг страны,

национальную одежду)

      Так вот с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашем крае. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, традиции и обычаи. И открою еще один секрет – многие игры разных народов похожи и покажутся вам знакомыми.

  1. Основной этап

      1)А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы нашего большого Забайкальского края, я предлагаю вам оправиться к ним в гости. Вы согласны? Ну что же, тогда в путь!

     Но сначала мы вспомним правила всех игр. Вы знаете, что при беге и ходьбе нужно соблюдать дистанцию, не толкаться, резко останавливаться, слушать внимательно учителя, не кричать, быть осторожным при выполнении упражнений. И, конечно, не плакать,  не обижаться, играть честно.

(построение в одну шеренгу)

  1. «У медведя  во бору» -русская народная детская игра

           На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. 
Они подходят к медвежьей берлоге со словами:

У медведя во бору 
Грибы, ягоды беру. 
А медведь не спит, 
Все на нас глядит.

         На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

 «Гахай шэдэхэ- охота на кабанов» - бурятская народная детская игра

            Эта игра – очень подвижная и эмоциональная. В этой игре у детей развивается ловкость, быстрота, глазомер.

           Считалкой  выбираются  два «охотника» которые становятся по обе стороны «поляны» (прямоугольник длиной от 3 до 6 метров шириной от 1,5 – до 2 метров). Их «оружие» - мячик. В этой игре дети прыгают, падают, наклоняются, т.е. стараются не стать «добычей охотника».

 «Охотник», попав мячом в «кабана», забирает его к себе за черту. «Охотники» соревнуется между собой, у кого больше «кабанов».

     

«Тышыаулы атлар- спутанные кони» – татарская народная детская игра

           Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. Напротив линии ставят флажки, стойки. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки на двух ногах, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

         Расстояние от линии до флажков, стоек должно быть не более 20 м. Прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками. Бежать нужно в указанном направлении (справа или слева).

«Карарцан-  статуя»-  армянская народная детская игра

           Игроки делятся на ловцов и убегающих. На каждые 5 игроков назначают одного ловца, на 30 человек - пятерых ловцов. По назначению руководителя ловцы выходят за пределы поля, а убегающие свободно располагаются на площадке. По сигналу ловцы преследуют остальных игроков, стремясь одного из них осалить. Осаленный должен тут же остановиться (замереть на месте) в том положении, в котором его осалили. Того, кто замер, может «освободить» любой игрок, коснувшись его. Игра заканчивается, когда будут осалены все игроки.

           Осаливать игрока можно, коснувшись ладонью любого места тела, кроме головы. Убегающий, по инерции выбежавший за пределы поля, считается выбывшим из игры.

«Поймай за хвост дракона»  - китайская народная детская игра

        В игре принимают участие не меньше десяти человек. Они строятся друг за другом так, что правую руку кладут на правое плечо впереди стоящего. Тот, кто стоит впереди, — голова дракона, последний — его хвост. Детей класса делю на 3 команды.

        Голова дракона пытается поймать свой хвост. Шеренга находится в постоянном движении, тело послушно следует за го-лозой, а голова старается схватить последнего игрока. Шеренга никогда не разрывается. Игроки на стороне хвоста не дают голове ухватить хвост. Если все же голова ухватит себя за хвост, последний в шеренге игрок идет вперед, становится головой, а новым хвостом — игрок, бывший в шеренге предпоследним.

  1. Заключительная часть

(Построение класса)

Учитель: Молодцы! Все в наших играх победители! Всем вручаем золотые медали за ловкость, упорство, скорость и ДРУЖБУ!

 Ученик 1

В России дружной и большой национальностей не счесть:

Калмыки с дагестанцами, карелы, чукчи есть.

Татары и мордовцы, армяне, ингуши,

Башкиры и буряты, коряки, чуваши.

Ученик 2

Народностей так много, что всех не перечесть,

Но главное в России – народ единый есть.

Вражде и ссорам места нет,

Кругом лишь радость и веселье.

И жизнь в стране кипит, летит.

Большой и пестрой каруселью.

Приложение 3

Положение о проведении внутриклассного конкурса рисунков

«Национальный костюм»

1. Общее положение

1.1.Конкурс детских рисунков «Национальный костюм» приурочен ко Дню народного единства.

1.2. Участниками конкурса могут стать все учащиеся 1-а класса.        

2. Цели и задачи конкурса

  • развитие познавательного интереса детей к истории своей страны и края;
  • воспитание патриотизма и гордости за свою страну, край;
  • развитие творческого потенциала учащихся;

3. Порядок проведения конкурса

3.1. Начало конкурса: 11 ноября 2019 года.

3.2. Этапы проведения конкурса:

  • информирование классным руководителем учащихся 1-а класса о проведении конкурса
  • прием работ на конкурс
  • определение победителей
  • проведение выставки рисунков в классном кабинете №7
  • награждение победителей

3.3. Сроки подачи работ на конкурс: до 15 ноября  2019 года.

3.4. Награждение победителей на классном часу.

4. Требования к конкурсным работам

4.1. Рисунки должны соответствовать тематике Конкурса.

4.2. Рисунки могут быть выполнены на ватмане и исполнены в любой технике рисования (акварель, тушь, цветные карандаши, мелки и т.д.). Представленные на Конкурс работы должны быть формата А3.

4.3.Рисунки должны быть подписаны с обратной стороны: Ф.И.О. автора; название рисунка.

5.Критерии оценки

  • соответствие содержания работы заданной теме;
  • качество исполнение рисунка;
  • дизайн костюма и его соответствие выбранной национальности

6. Работа жюри конкурса

6.1. Состав Жюри Конкурса:

  • классный руководитель
  • члены родительского комитета
  • вожатые класса

6.2. Жюри осуществляет оценку представленных на конкурс рисунков в соответствии с критериями оценки, указанными в настоящем Положении.

6.3. Жюри определяет Победителей конкурса, занявших I, II, III места, Лауреатов конкурса и Участников конкурса.

  • победители награждаются Дипломом Победителя конкурса.
  • лауреаты награждаются Дипломом Лауреата конкурса.
  • участники награждаются Сертификатом Участника конкурса.

        На основании решения жюри вправе предложить специальные номинации, обосновав свое предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные технологии в воспитательном процессе: игра, как средство воспитания.

   Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, кот...

Воспитательное значение игры

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна тво...

Проект "Растём, играем, дружим"

Проект включает в себя внеурочные мероприятия, посвященные дружбе народов Забайкальского края для 1-го класса...

Настольная игра "Дружи с финансами"

Настольная дидактическая игра. Цель - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу «Финансовой грамотности" в начальной школе.Игра может быть использована для  внеурочных заняти...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Давайте дружить с Природой" (экологическое направление)

В современном обществе проблема бережного отношения к окружающей среде стоит очень остро. С самого раннего возраста дети учатся использовать достижения современных технологий, но вместе с тем, всё мен...

Конспект воспитательного мероприятия "Учимся дружить"

Конспект воспитательного мероприятия "Учимся дружить"...

Воспитательное мероприятие "Давай дружить!"

Конспект воспитательного мероприятия на тему дружбы....