Классный час "Действия при ЧС"
план-конспект занятия (1 класс)
Предварительный просмотр:
Жизнь в современном обществе сопряжена не только с различными авариями и несчастными случаями, опасность также может исходить от самих людей. Нападения с целью ограбления, насилия или похищения давно перестали быть редкими явлениями.
Под нападением понимается опасная ситуация, которая заключается в совершении различных противоправных действий, угрожающих жизни и здоровью человека. Она характеризуется внезапностью и непредсказуемым исходом. В результате всегда имеется нанесение морального, физического или материального вреда. Как следует себя вести, чтобы не стать жертвой атаки со стороны преступников, какие рекомендуется соблюдать правила поведения при нападении на улице, в школе, общественных местах?
Не все, конечно, зависит от нас. Но если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил и будем вести себя более осторожно, вероятность уберечь свою жизнь, здоровье, достоинство от преступного посягательства значительно возрастет. В наше время всё острее становится вопрос: “Как избежать насилия?”, “Как не стать жертвой насилия?” Самой беззащитной социальной группой в этом отношении являются дети, особенно подросткового возраста.
Самое главное – не стать жертвой преступления и источником преступления.
Сегодня мы поговорим о мерах безопасности, какие необходимо соблюдать, чтобы избежать подобных ситуаций и о том, как нужно вести себя в критической ситуации.
Но прежде мы должны выяснить, какими они могут быть.
– В зависимости от мест возникновения таких ситуаций они подразделяются на ситуации, происходящие на улице и в зданиях. Каждая из групп подразделяется на более мелкие. Рассмотрим схему на рисунке 1.
Учитель: – А как определить, от кого можно ожидать угрозу?
Люди, совершающие противоправные действия против других граждан, либо против государства, считаются преступниками. К потенциальным преступникам можно отнести несколько категории граждан (Рисунок 2). Особенно беспокоит статистика, которая указывает, что контингент преступников в последнее время значительно помолодел. А это значит, что на тропу преступности становятся подростки.
Рисунок 2. Категории людей, способных совершать преступные действия
- Какая категория лиц чаще становится жертвами преступников?
– Потенциальные жертвы условно подразделяются на 2 группы: группу риска и группу, которым практически не грозит опасность (Рисунок 4).
Учитель: – А знает ли вы, какие существуют правила поведения, которые необходимо соблюдать, для того, чтобы избежать криминогенных ситуаций?
Учащиеся: – Основное правило безопасного поведения в криминогенных ситуациях: предвидеть, избегать, действовать. Главное условие – возможность избежать непосредственного контакта с преступником, т.е. не стать жертвой.
Учитель: – Какое время и место считается самым опасным?
Учащиеся: – Опасное время – это период значительного повышения риска для личной безопасности, например, ночь, поздний вечер или раннее утро. Степень опасности в одно и то же время суток может быть разной в зависимости от того, где находится человек: ночью в лесопарке более опасно, нежели на освещенных улицах населенного пункта.
Учащиеся: – Опасное место – это такое место, где одинаково небезопасно в любое время суток.
Как правило, это такие объекты, где либо большое скопление людей (вокзалы, места массовых зрелищ, стадионы, многолюдные улицы с большим потоком машин), либо малолюдно (лесопарки и пустыри, стройки, старые дома, пустынные улицы).
Но существуют остающиеся безопасными в любое время суток места, где всегда можно найти укрытие от преступных посягательств, где не откажут в помощи и поддержке – это отделение милиции, любой магазин, пожарная часть, почта, банк, поликлиника, больница, парикмахерская, ремонтная мастерская и т.п. Важно не стесняться в случае необходимости обратиться к людям за помощью.
- А сейчас давайте разыграем ситуации:
Учитель: – Я хотела бы обратиться к классу и узнать, случается ли им в их жизни оказаться на грани опасных ситуаций?
(В центр класса выходит ученик, одетый в джинсы, яркую футболку, кепку и с плеером и наушниками.)
Ученик: – Я, считаю себя креативным подростком. Очень люблю музыку. Поэтому, я всегда гуляю с аудиоплеером в наушниках. Моя мама меня за эту привычку ругает. Она говорит, что я становлюсь лёгкой жертвой для хулиганов. Права ли она?
Учащиеся: – Я, считаю, что мать абсолютно права, так как во-первых, ты не слышишь окружающие звуки; во– вторых, становишься из-за этого рассеянным: в третьих, плейер может привлечь внимание преступников.
Памятка
Как не стать жертвой преступления
на улице и в вечернее время.
1. Быть не вызывающе одетым.
2. Не носите с собой крупную сумму денег.
3. В вечернее время: Старайтесь избегать малолюдные и плохо освещенные места. Если вы возвращаетесь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили, или возьмите такси. Никогда не пользуйтесь плеером, иначе вы не сможете услышать преступника.
4. При контакте с посторонними людьми: не откровенничайте, не давайте свои данные без крайней надобности.
5. На трассе не голосуйте.
6. Пользуйтесь банкоматом, платным телефоном.
Учитель: – По утверждению специалистов, именно подъезды, лифты и лестничные клетки домов становятся все более опасными для жизни местами. Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций в подъезде, необходимо:
Во-первых, на лестничных клетках и у входа должны гореть вечером и всю ночь лампочки.
Во-вторых, при входе в подъезд не позволяйте себе “отключиться”, полностью погружаясь в собственные мысли. Осмотритесь внимательнее, помня о возможной опасности.
В-третьих, подходя к подъезду дома, убедитесь, что там нет посторонних, подозрительных субъектов. Увидев незнакомца, задержитесь, не искушайте судьбу.
В-четвёртых, по возможности старайтесь входить в подъезды, особенно в вечернее время, с кем-либо из знакомых или соседей. Преступники нападают, как правило, на одиночек.
В-пятых, никогда не ездите в лифте с незнакомым человеком, даже если “специально для вас” придерживают двери лифта. В ответ на такую любезность можно сказать, что ты не один и еще подождёшь родителей.
В-шестых, не подходить к своей квартире и тем более не открывать ее своим ключом, если рядом находится незнакомый человек, лучше выйти из подъезда, сделав вид, что не туда попали, и подождать, пока незнакомец не выйдет на улицу.
Если на вас напали:
- действуйте решительно и бесстрашно, ведь успех зависит только от вас, дайте отпор всеми возможными способами (громко кричите, убегайте);
- используйте технические особенности лифта (если во время движения резко подпрыгнуть и ударить ногами об пол, то кабина может застрять, и тогда нападающему придется иметь дело с механиками, так как по-другому из лифта в этом случае не выбраться);
- попробуйте вступить в переговоры с преступником, может быть, ему не чуждо чувство здравого смысла.
Учитель:
-У нас с вами ещё одна ситуация.
Модница может стать жертвой домогательств и насилия. Во многих других областях жизни насильник (совратитель) своим поведением обычно не отличается от остальных людей. Часто насильники заранее планируют свое преступление. Нередко они затрачивают немало времени для того, чтобы завоевать доверие и расположение будущей жертвы. Если неизвестные вам лица приглашают послушать музыку, сняться в кино, посмотреть видеофильм, поиграть в компьютерные игры – не спешите соглашаться. Рассказывайте родителям или людям, которым вы доверяете, о повышенном к вам интересе со стороны кого бы то ни было – и они подскажут, как правильно себя вести в этих случаях. Всегда предупреждайте родных, к кому и куда вы уходите в гости, чтобы взрослые знали адрес или телефон, по которым вас можно разыскать.
Аудитория: – Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо соблюдать ряд правил:
> Не ходите в вечернее время в одиночку в неблагоприятных районах.
1. Одежда не должна быть вызывающей, яркой, слишком откровенной.
2. Одежда должна быть удобной для движения, в том числе быстрого.
3. Обувь должна быть удобной не только для танцев, но и для ходьбы и бега.
4. Поведение не должно быть вызывающим, развязным.
5. Слишком яркий, грубый макияж выдаёт желание обратить на себя внимание.
6. Грубый с надрывом смех, развязный разговор привлекает лиц определённой наклонности.
7. Нельзя садиться в машину к незнакомым или мало знакомым людям.
8. Идти домой следует по людным, освещённым улицам.
9. Постарайтесь, чтобы ваши близкие встречали вас или сопровождали до дома.
10. Имейте под рукой простейшие защитные средства (баллончик с газом, лаком для волос, шпильки, свисток, пакетик с молотым перцем или табаком и т.д.).
Насильники, как правило, не поддаются на уговоры и просьбы. Надо попытаться их ошеломить, отвлечь, привести в состояние шока. Ваша задача – не бороться с насильником, который наверняка сильнее вас, а использовать любые действия, которые дадут вам возможность вырваться и убежать (Рисунок 7).
Можно ли рассказывать незнакомым людям информацию о своей семье и доме?
Класс: – Нельзя:
- упоминать в присутствии посторонних о доходах вашей семьи, об отъезде родителей, хвастаться имеющимися дома ценностями, дорогой аудио- и видеоаппаратурой;
- сообщать в разговорах по телефону с незнакомыми какие-либо сведения (номер телефона, информацию о родителях и т.п.);
- давать адреса и домашнего телефона незнакомым лицам без явной необходимости.
Учитель: – Подведём итог нашей дискуссии. И ответим на главный вопрос: Как не оказаться жертвой преступления?
Порядок действий сотрудников и учащихся школы при возникновении угрозы совершения террористического акта
Сигналом для немедленных действий по предотвращению террористического акта в школе может стать обнаружение кем-либо из сотрудников или учащихся подозрительного предмета (сумка, пакет, ящик, коробка, игрушка) с торчащими проводами, веревками, изолентой, издающего подозрительные звуки (щелчки, тикание часов), от которого исходит необычный запах, например, миндаля, хлора, аммиака. Такой предмет может оказаться взрывным устройством или быть начиненным отравляющими химическими веществами (ОХВ), или биологическими агентами (возбудителями опасных инфекций, типа сибирской язвы, натуральной оспы, туляремии и др.).
Сигналом для немедленных действий может стать также поступление в школу угрозы по телефону или в письменном виде, захват террористами в заложники учащихся и/или сотрудников в здании школы или на её территории.
ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ:
1. Руководство школы немедленно сообщает о случившемся:
2. При обнаружении подозрительного предмета:
— учащимся и сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от этого предмета (не ближе 100 м), не приближаться, не трогать, не вскрывать и не перемещать находку;
— заместителю директора школы по обеспечению безопасности выставить оцепление из числа постоянных сотрудников школы для обеспечения общественного порядка;
— заместителю директора школы обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения опасного или подозрительного предмета автомашин правоохранительных органов, медицинской помощи, пожарной охраны и служб МЧС;
— лицам, обнаружившим опасный или подозрительный предмет, до прибытия оперативно-следственной группы находиться на безопасном расстоянии от этого предмета в готовности дать показания, касающиеся случившегося;
— в случае необходимости или по указанию правоохранительных органов и спецслужб директор школы или лицо, его замещающее, подает команду для осуществления эвакуации всего личного состава согласно плану эвакуации.
3. При поступлении угрозы по телефону:
— немедленно докладывать об этом директору школы или лицу, его замещающему, для принятия соответствующих мер и сообщения о поступившей угрозе по экстренным телефонам (см. п.1);
— сотруднику или учащемуся, получившему это сообщение, надо постараться дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге, отметить точное время начала разговора и его окончания, запомнить и записать особенности речи звонившего. Это поможет правоохранительным органам и спецслужбам быстрее задержать преступника.
6. Оказавшись в заложниках в помещениях школы, учащиеся и сотрудники должны:
— помнить: ваша цель – остаться в живых;
— сохранять выдержку и самообладание;
— не пререкаться с террористами, выполнять их требования;
— на все действия спрашивать разрешения у террористов;
— не допускать никаких действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
— помнить, что, получив сообщения о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут все необходимое для вашего освобождения;
— при проведении операции по вашему освобождению ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступников;
— по возможности держаться дальше от проемов дверей и окон, лежать лицом вниз, закрыв голову руками и не двигаться.
7. Учащимся и сотрудникам, которым стало известно о готовящемся или совершенном террористическом акте или ином преступлении, немедленно сообщить об этом директору школы или лицу, его замещающему.
3. Подведение итогов урока.
Учитель: – Сегодня мы попытались проиграть в вашем воображении некоторые ситуации, которые, к сожалению, очень часто встречаются в нашей жизни. И от того, как Вы сумеете повести себя в подобных ситуациях, будет зависеть ваше здоровье и жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "Самый классный классный руководитель"
В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...
Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"
Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм) (на правой половине доски)Ход ...
Районный конкурс «Самый «классный» классный руководитель» Классный час на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Классный час на районный конкурс...
Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"
Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...