Программа внеурочной деятельности учащихся "Дорожная азбука".
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Образовательная программа дополнительного образования детей "Дорожная азбука" предназначена для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, к соблюдению детьми правил дорожного движения, умения оказывать само- и взаимопомощь в условиях дорожной обстановки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_azbuka.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности учащихся
«Дорожная азбука»
Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-11 лет.
Срок реализации программы – 4 года.
Автор дополнительной образовательной программы:
ПЕНКИНА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,
учитель начальных классов.
город Кольчугино
2019 год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в целях реализации ФГОС нового поколения с учетом и на основе следующих нормативных документов:
1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06 октября 2009 г.
3. Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
Программа дополнительного образования «Дорожная азбука» гражданско-правовой направленности реализует социальное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Программа носит модифицированный (адаптированный) характер и составлена на основе программы Л.В.Кузьминой, Е.Ю.Завалей-Карасовой (Юношеская автомобильная школа, г. Владимир).
Образовательная программа дополнительного образования детей «Дорожная азбука» предназначена для формирования y учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, к соблюдению детьми правил дорожного движения, умения оказывать само- и взаимопомощь в условиях дорожной обстановки.
Актуальность
Программа «Дорожная азбука» раскрывает один из подходов к решению актуальной проблемы - предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров - детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности. Особое внимание уделяется тому, как должен поступить ребёнок в экстремальных ситуациях, к кому можно обратиться за помощью.
Цель: научить детей безопасному поведению на улицах и дорогах, что позволит обеспечить качественно новый уровень развития личности ребёнка и повысить степень его социализации и интеграции в современный российский социум.
Задачи:
- научить детей правилам дорожного движения и естественной культуре поведения на дороге через игровые занятия;
- обучить основам дорожной азбуки, подкрепляя теоретические знания отработкой практических навыков на школьной площадке;
- развить умения включать внимание, воображение, наблюдательность через систему специальных упражнений;
- воспитать грамотного пешехода, который сможет осознать всю серьёзность обстановки на дорогах и будет готов самостоятельно разобраться с любой дорожной ситуацией.
Программа адаптирована к реальным условиям и ориентирована на физическое и психологическое развитие детей начальной школы (возраст 6-11 лет).
Сроки реализации программы - 4 года. Программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года (34 часа в неделю).
Продолжительность занятия - 1 урок.
Программа «Дорожная азбука» предусматривает многообразие видов деятельности: познавательная, игровая, практическая.
В ходе всего обучения на занятиях доминирует познавательная и
практическая деятельность. Основными формами обучения являются:
• учебные занятия (теоретические и практические);
• ролевые игры:
• занятия на школьной площадке.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя задания, направленные на:
• воспитание грамотных участников дорожного движения;
• усвоение и закрепление знаний (правил дорожного движения, история и развитие средств передвижения и т.д.);
• развитие психических процессов (память, внимание, мышление и т. д.)
в ходе занятия дети должны научиться видеть дорожную ситуацию целиком, что способствует развитию мыслительных операций (анализ, синтез).
Особое место и значение отводится на каждом занятии игре:
• это ведущий вид деятельности этого возраста (6-11 лет);
• через игру ребёнок вступает во взрослый мир;
• через игру мы оказываем педагогическую помощь ребёнку в разрешении жизненных проблем, ставших перед ним в реальной действительности (правила перехода дороги на регулируемых и нерегулируемых перекрёстках, выбор места для игры нa свежем воздухе, особенности погодных условий в разное время года и их влияние на дорожную обстановку и т.д.)
• через игру педагог формирует у воспитанников чувства товарищества и дружбы между детьми, гуманистическую атмосферу в группе.
В процессе обучения используются:
• комплект таблиц «Дорожные знаки»;
• обучающие фильмы;
• спортивный инвентарь.
Успешность освоения материала проверяется в различных формах (практически на каждом занятии):
• опрос, тестирование, викторина, игра-путешествие, турнир эрудитов соревнование, занятие на школьной площадке.
Ожидаемый результат:
К концу обучения дети должны:
- научиться считаться с реальными опасностями;
- уметь правильно определять расстояние до приближающейся машины и её скорость (решение практических задач);
-выработать способность предвидеть опасность;
- владеть практическими навыками вождения велосипеда, самоката;
- у обучающихся должна быть сформирована целостность знаний, умений и навыков по безопасности посредством структурированного материала и систематического отслеживания уровня овладения содержанием.
Любые теоретические знания будут иметь реальное отражение в процессе практического общения детей с дорогой (чтобы не было зафиксировано ни одного случая нарушения ПДД обучающимися по «Дорожной азбуке»).
Учебно-тематический план
(1-ый год обучения)
№ темы | № урока | Название темы | Количество часов | ||
Bceгo часов | Теоретичес- кие занятия | Практические занятия | |||
I. | 1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
II. | 2-5. | Безопасность дорожного движения
| 4 | 2 | 2 |
III. |
| Велосипед. | 4 | 2 | 2 |
6. | Велосипед. Велосипед, самокат - транспортные средства для детей. | 1 | |||
7. | Велосипед. IIравила дорожного движения для велосипедистов. | 1 | |||
8. | Велосипед. Практическое занятие на школьной площадке по вождению самоката, велосипеда. |
| 1 | ||
9. | Велосипед. Практическое занятие на школьной площадке по вождению самоката, велосипеда. | 1 | |||
IV. | Грузовой транспорт. | 2 | 2 | - | |
10. | Грузовой транспорт. История грузового транспорта. |
| 1 |
| |
11. | Грузовой транспорт. Виды и назначение грузовых автомобилей. | 1 | |||
V. | Дорога. | 3 | 2 | 1 | |
12. | Дорога. Элементы дороги и их назначение. |
| 1 |
| |
13. | Дорога. Участники дорожного движения. | 1 | |||
14. | Дорога. Практическое занятие на школьной площадке. | 1 | |||
VI. |
| Емеля. | 2 | 1 | 1 |
15. | Емеля. Волшебные виды транспорта. | 1 | |||
16. | Емеля. Конкурс «Лучший рисунок волшебного транспорта». | 1 | |||
VII. | Железнодорожный транспорт. | 3 | 2 | 1 | |
17. | Железнодорожный транспорт. История железнодорожного транспорта. | 1 | |||
18. | Железнодорожный транспорт. Правила на железнодорожном переезде. | 1 | |||
19. | Железнодорожный транспорт. Конструирование макета железной дороги. | 1 | |||
VIII. | Зебра. | 2 | 2 | - | |
20. | Зебра. Правила движения пешеходов. | 1 | |||
21. | Зебра. Дорожные знаки для пешеходов. | 1 | |||
IX. | Игры. | 2 | 1 | 1 | |
22. | Игры. Выбор безопасного места для игр на свежем воздухе. | 1 | |||
23. | Игры. Безопасные игры во дворе дома, школы. | 1 | |||
X. |
| Кран. | 4 | 2 | 2 |
24. | Кран. Специальные машины. | 1 | |||
25. | Кран. Техника, которая помогает людям. | 1 | |||
26. | Кран. Конструируем специальные машины. | 1 | |||
27. | Кран. Рисуем специальные машины. | 1 | |||
XI. |
| Лошадь. | 2 | 2 | - |
28. | Лошадь. История появления транспорта. | 1 | |||
29. | Лошадь. Гужевой транспорт. | 1 | |||
XII. |
| Маршрутные транспортные средства. | 2 | 2 | - |
30. | Маршрутные транспортные средства. Виды общественного транспорта. | 1 | |||
31. | Маршрутные транспортные средства. Поведение в общественном транспорте. | 1 | |||
XIII. | Опасные участки. | 2 | 2 | - | |
32. | Опасные участки. «Дорожные ловушки». | 1 | |||
33. | Опасные участки. Опасные участки дороги в нашем городе. | 1 | |||
XIV. | 34. | Итоговое занятие по правилам дорожного движения. | 1 | 1 | - |
| ИТОГО: | 34 | 24 | 10 |
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№ | Название темы. | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Автомобиль | 2 | 1 | 1 |
3. | Билет | 2 | 1 | 1 |
4. | Велосипед | 3 | 2 | 1 |
5. | Главная дорога | 1 | 1 | - |
6. | Перекрёсток | 1 | 1 | - |
7. | Регулирование дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
8. | Самолёт | 3 | 2 | 1 |
9. | Телефон | 2 | 1 | 1 |
10. | Уголок безопасности | 2 | - | 2 |
11. | Флот | 3 | 2 | 1 |
12. | Переход | 3 | 2 | 1 |
13. | Циферблат | 1 | 1 | - |
14. | Человек на дороге | 3 | 2 | 1 |
15. | Шоссе | 1 | 1 | - |
16. | Щебёнка | 1 | 1 | - |
17. | Эскалатор | 1 | 1 | - |
18. | Юные инспектора движения | 1 | 1 | - |
19. | Итоговое занятие по правилам дорожного движения | 1 | 1 | - |
ИТОГО: | 34 | 23 | 11 |
Учебно-тематический план
(3-ый год обучения)
Учебно-тематический план. | Название темы. | Всего часов. | Теоретические занятия. | Практические занятия. | |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | |
2. | Дорожный знак. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Елленик Эмиль. | 1 | 1 | - | |
4. | Жесты регулировщика. | 1 | 1 | - | |
5. | Знаки особых предписаний. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Инспектор. | 1 | 1 | - | |
7. | Колесо. | 1 | 1 | - | |
8. | Луноход. | 2 | 1 | 1 | |
9. | Марки автомобилей. | 1 | 1 | - | |
10. | Номер. | 1 | 1 | - | |
11. | Ограждение. | 1 | 1 | - | |
12. | Предупреждающие знаки. | 2 | 1 | 1 | |
13. | Разметка проезжей части. | 1 | 1 | - | |
14. | Светофор. | 1 | 1 | - | |
15. | Тоннели. | 1 | 1 | - | |
16. | Улично-дорожная сеть. | 1 | 1 | - | |
17. | Фликер. | 1 | 1 | - | |
18. | Хонда. | 1 | 1 | - | |
19. | Цистерна. | 2 | 1 | 1 | |
20. | Чрезвычайная ситуация. | 3 | 2 | 1 | |
21. | Шофёр. | 1 | 1 | - | |
22. | Преимущество. | 1 | 1 | - | |
23. | Эстафета. | 2 | 1 | 1 | |
24. | Юные инспектора движения. | 1 | - | 1 | |
25. | Я - грамотный пешеход. | 2 | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 34 | 25 | 9 |
Учебно-тематический план
(4-ый год обучения )
№ | Название темы | Количество часов | ||||
Всего часов. | Теоретические занятия. | Практические занятия. | ||||
1._
2. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | ||
Авария. | 1 | 1 | - | |||
3. | Больница. | 2 | 1 | 1 | ||
4. | Велосипед. | 2 | 1 | 1 | ||
5. | ГИБДД – ГАИ. | 2 | 1 | 1 | ||
6.
| Дорожный калейдоскоп. | 1 | 1 | - | ||
7. | Единицы. | 1 | 1 | - | ||
8. | Жизнь - не игра! | 1 | 1 | - | ||
9. | Запрещающие знаки. | 1 | 1 | - | ||
10.
| Информационные знаки. | 1 | 1 | - | ||
11. | Кузов. | 1 | 1 | - | ||
12. | Ливень. | 1 | 1 | - | ||
13. | Машина времени. | 1 | 1 | - | ||
14. | Нарушения. | 1 | 1 | - | ||
15. | Общественный транспорт. | 1 | 1 | - | ||
16. | Предписывающие знаки. | 1 | 1 | - | ||
17. | Регулировщик. | 1 |
1 | - | ||
18. | Сервис. | 1 | 1 | - | ||
19. | Таблички. | 1 | 1 | - | ||
20. | УАЗ. | 1 | 1 | - | ||
21. | Фары. | 1 | 1 | - | ||
22. | Хроника автомобилестроения. | 1 | 1 | - | ||
23. | Цвет. | 1 | 1 | - | ||
24.
| Четыре колеса на дорогах Великой Отечественной войны. | 2 | 1 | 1 | ||
25. | Шумахер. | 1 | 1 | - | ||
26. | Щётки. | 1 | 1 | - | ||
27.
| Экология и автомобиль. | 1 | 1 | - | ||
28.
| Юные инспектора движения. |
2 | - | 2 | ||
29.
| Я. От грамотного пешехода - к профессиональному водителю. | 1 | 1 | - | ||
ИТОГО: | 34 | 28 | 6 |
Содержание программы
(1-й год обучения)
За первый год обучения дети должны научиться следить за движением машин в нашем городе не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки, разметка и т.д.), но и на маленьких дорогах; знать основные правила поведения в городском общественном транспорте; освоить вождение самоката, велосипеда.
Tемa I. Вводное занятие – 1час теория.
Знакомство с программой «Дорожная азбука» - 1 час теория.
Тема II. Безопасность дорожного движения - 4 часа (2 часа теория, 2 часа практика). Практическое занятие на школьной площадке «МЫ - пешеходы» - 2 часа - практика. Праздник «Посвящение в пешеходы» - 2 часа теория.
Тема III. Велосипед - 4 часа (2 часа теория, 2 часа практика).
Велосипед, самокат - транспортные средства для детей. IIравила дорожного движения для велосипедистов - 2 часа теория.
Практическое занятие на школьной площадке по вождению самоката,
велосипеда- 2часа практика.
Тема IV. Грузовой транспорт - 2 часа теория.
История грузового транспорта. Виды и назначение грузовых автомобилей-2часа теория.
Тема V. Дорога-3 часа (2 часа теория, 1 час практика).
Дорога. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар (обочина),
разделительная полоса. Назначение каждого элемента дороги.
Участники дорожного движения: пешеходы, пассажиры, водители - 2часа теория. Практическое занятие на школьной площадке с использованием транспортных средств (велосипедов, самокатов)- 1 час практика.
Тема VI. Емеля-2 часа (1 час-теория, 1час-практика).
Волшебные виды транспорта (транспорт из сказок и авторских произведений). Герои произведений (кто, на чём; куда). Сказочная викторина- 1час теория. Конкурс «Лучший рисунок волшебного транспорта»-1час практика.
Тема VII. Железнодорожный транспорт –3часа (2часа теория,1час практика).
История железнодорожного транспорта. Виды железнодорожного транспорта, их назначение. Правила дорожного движения на железнодорожном переезде – 2часа теория. Конструирование макета железной дороги-1час практика.
Тема VIII. 3ебра - 2 часа теория.
Разметка - зебра. История появления такой разметки. Правила движения пешеходов: где и как двигаются пешеходы; где и как можно переходить дорогу. Дорожные знаки для пешеходов.
Тема IX. Игры -2 часа(1час теория, 1час практика).
Выбор безопасного места для игр на свежем воздухе (зимой - катание на санках). Детская площадка. Чем опасны игры во дворе дома?- 1час теория. Безопасные игры во дворе дома, школы-1час практика.
Тема X. Кран -4часа(2часа теория,2часа практика).
Специальные машины. Техника, которая помогает людям. Виды и назначение специальной техники- 2часа теория. Конструируем и рисуем специальные машины. Выставка работ-2часа практика.
Тема XI. Лошадь - 2 часа теория.
История появления транспорта. Гужевой транспорт. Животные, которые используются человеком как гужевой транспорт-2часа теория.
Тема XII. Маршрутные транспортные средства- 2 часа тeopия.
Виды общественного транспорта. Поведение в общественном транспорте. Мы – пассажиры-2часа теория.
Тема XIII. Опасные участки -- 2 часа теория.
«Дорожные ловушки». Опасные участки дороги в городе Кольчугино-2часа теория.
Тема XIII. Итоговое занятие по правилам дорожного движения -1час теория. «Тот примерный пешеход, кто по правилам идёт. Детский праздник-1час.
Содержание программы
(2-й год обучения).
Второй год обучения ориентирует детей на ознакомление с правилами дорожного движения, их историей, историей транспорта. Дети должны уметь выбирать места для игр на улице, безопасный маршрут в школу, в гости или библиотеку. Уметь переходить дорогу на различных видах перекрестков. Научиться оказывать простейшую первую доврачебную помощь. В конце третьего года обучения ребята на тренингах должны показать хорошее знание дорожных знаков, типов светофоров, и применение своих знаний в практических ситуациях. Знать места, где движение пешеходов запрещено. Уметь действовать при чрезвычайных ситуациях в транспорте.
Тема 1. Вводное занятие-1час теория.
Повторение правил дорожного движения. Игра-путешествие «В городе правил дорожного движения»-1час теория.
Тема 2. Автомобиль - 2 часа(1час теория,1час практика).
История появления автомобиля. Виды. Назначение. Конструктивные и технические особенности автомобилей-1час теория. Конструируем модели автомобилей-1час практика.
Тема 3. Билет - 2 часа (1час теория, 1час практик ).
Правила поведения в общественном транспорте. Билеты в разных видах транспорта. Работа кондуктора и контролёра- 1час теория. Ролевая игра «Мы пассажиры»-1час практика.
Тема 4. Велосипед - 3 часа (2часа теория, 1 час практика).
История создания велосипеда. Виды велосипедов. Правила для велосипедистов. Технические требования к движению на велосипедах - 2 часа теория.
Практическое занятие на велосипеде на школьной площадке - 1час практика.
Тема 5. Главная дорога- 1 час теория.
Составные части дороги. Правила перехода дороги. Выбор безопасного места для перехода-1час теория.
Тема 6. Перекрёсток-1час теория.
Типы перекрёстков (регулируемые, нерегулируемые; Т-образные, У-образные, четырёхсторонние). Правила перехода перекрёстков-1час теория.
Тема 7. Регулирование движения -2 часа( 1час теория, 1час практика).
Средства peгулирования дорожного движения: светофоры, дорожные знаки, жесты регулировщика-1час теория. Экскурсия к перекрёстку- 1час практика.
Тема 8. Самолёт- 3 часа (2 часа теория, 1час практика).
Воздушные вицы транспорта. История авиации. Мечта человека о полёте
(«Легенда об Икаре»). Виды воздушного транспорта. Конструктивные
особенности самолётов, вертолётов. Их назначение- 2 часа теория. Конкурс рисунков, поделок, моделей воздушного транспорта- 1час практика.
Тема 9. Телефон - 2 часа ( 1 час теория, 1час практика).
Специальные службы. Телефоны спецслужб. Особенности работы каждой службы-1час теория. Умей правильно говорить по телефону в экстремальной ситуации- 1час практика.
Тема 10. Уголок безопасности- 2 часа практика.
Оформление уголка безопасности. Подготовка наглядного материала и материалов для уголка безопасности- 2 часа практика.
Тема 11. Флот -3 часа(2 часа теория, 1час практика).
Водные виды транспорта. История. Назначение и особенности водных видов транспорта- 2часа теория. Конструируем модели водного вида транспорта-1 час
Тема 12. ПереХод - 3 часа (2 часа теория, 1 час практика). Наземный, подземный, надземный пешеходный переход. Самый
безопасный пешеходный переход. Знаки пешеходных переходов – 2 часа теория.
Практическое занятие на школьной площадке (выбор самого безопасного места для перехода) - 1 час практика
Тема 13. Циферблат - 1 час теория.
Виды различных приборов, их устройство и назначение. Приборы в автомобиле- 1час.
Теми 14.Человек на дороге - 3 часа (2 часа теория, 1час практика).
Пешеход, пассажир, водитель. Права и обязанности участников дорожного движения. Оказание первой медицинской помощи при ДТП – 2 часа теория.
Практическое занятие по оказанию первой доврачебной медицинской помощи - 1 час практика.
Тема 15. Шоссе - 1 час теория.
Автомагистраль, шоссе. Движение пешеходов по загородной дороге. Дороги, на которых движение пешеходов запрещено- 1час теория.
Тема 16. Щебёнка - 1 час теория.
Развязки, эстакады. Вертикальная разметка. История строительства дорог- 1час теория.
Тема 17. Эскалатор- 1 час теория.
Метро как особый вид транспорта. История метрополитена. Правила поведения в подземном транспорте- 1час теория.
Тема 18. Юные инспектора движения- 1 час теория.
История движения ЮИД. Деятельность отрядов ЮИД в нашем городе(в городе Владимире). ЮИДовцы - наши старшие братья-1 час теория.
Тема 19. Итоговое занятие по правилам дорожного движения – 1 час теория.
Игра «ПДД ты должен знать обязательно на пять!»- 1 час теория.
Содержание программы
(3-ий год обучения).
Тема 1. Вводное занятие -1час теория.
Повторение правил дорожного движения - 1час теория.
Тема 2. Дорожный знак -2часа(1 час теория,1час практика)
История дорожных знаков. Группы знаков-1 час теория. Рисуем дорожные знаки – 1 час практика.
Тема 3. Елленик Эмиль -1 час теория.
Изобретатели автомобилей. Автозаводы-1 час теория.
Тема 4. Жесты регулировщика - 1 час теория.
Жесты регулировщика. Правила проезда перекрёстков и перехода дороги, регулируемых регулировщиком. Жезл и другие средства регулирования дорожного движения- 1 час теория.
Тема 5. Знаки особых предписаний -2 часа (1 час теория,1час практика).
Группа знаков особых предписаний. Название. Назначение. Установка-1 час теория. Конструируем модели знаков особого предписания- 1 час практика.
Тема 6. Инспектор -1 час теория.
Труд инспектора ГИБДД. Специальные службы. К кому можно обратиться за помощью -1 час теория.
Тема 7. Колесо - 1час теория.
История колеса. Сколько колёс бывает, в зависимости от транспортного средства. Устройство автомобиля-1 час теория.
Тема 8. Луноход -2 часа (1 час теория, 1 час практика ).
Освоение человеком космоса. Космические виды транспорта-1 час теория. Конструируем модели космического транспорта – 1час практика.
Тема 9. Марки автомобилей - 1 час теория.
Различные марки автомобилей. Эмблемы автомобилей. Страны -производители автомобилей. Правила перевозки детей в автомобиле- 1 час теория.
Тема 10. Номер - 1 час теория.
Номера, знаки, надписи и другие обозначения на транспортных средствах- 1 час теория.
Тема 11. Ограждение -1 час теория.
Пешеходные ограждения. Места, где движение пешеходов запрещено- 1 час теория.
Тема 12. Предупреждающие знаки --2 часа (1 час теория,1 час практика).
Группа предупреждающих знаков. Назначение. Установка- 1 час теория. Рисуем фрагмент улицы с предупреждающим знаком -1 час практика.
Тема 13. Разметка проезжей части -1час теория.
Виды разметки проезжей части: горизонтальная, вертикальная. Цвета разметки. Назначение разметки- 1 час теория.
Тема 14. Светофор - 1 час теория.
История появления светофора. Виды светофоров. Значение цветов сигналов светофора. Зелёная волна. Светофоры в нашем городе (история)- 1 час теория.
Тема 15. Тоннели -1 час теория.
Тоннели, тупики, арки как участки повышенной дорожной опасности. Улицы бывают такими разными- 1 час теория. .
Тема 16. Улично-дорожная сеть -1 час теория.
Совокупность улиц и дорог нашего города. История градостроения- 1 час теория.
Тема 17. Фликер -1 час теория.
Фликер, шеврон и другие светоотражающие элементы. Движение в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости- 1 час теория.
Тема 18. Хонда - 1 час теория.
Марки отечественных и зарубежных автомобилей -1 час теория.
Тема 19. Цистерна- 1 час теория.
Виды рабочего транспорта. Специальный транспорт- 1 час теория.
Тема 20. Чрезвычайная ситуация - 3 часа (2 часа теория, 1 час практика).
Действия при чрезвычайных ситуациях в транспорте. Действия, если вы потерялись. Вызов специальных служб. Действия, если вас сажают в чужую машину - 2 часа теория.
Оказание первой доврачебной медицинской помощи - 1 час практика.
Тема 21. Шофёр- 1 час теория.
Особенности труда водителя. Места работы водителя. Чем пахнут ремёсла? -1 час теория.
Тема 22. Преимущество-1час теория.
Кто на дороге главный? Разбор различных дорожных ситуаций на планшете- 1 час теория.
Тема 23. Эстафета-2 часа (1 час - теория, 1 час практика). Игры. Где можно играть? - 1 час теория.
Подвижные игры по правилам дорожного движения на школьной площадке - 1час практика.
Тема 24. Юные инспектора движения -1 час практика.
Деятельность отрядов ЮИД в городе Владимире. Патрулирование перекрестков с ЮИДовцами в рамках рейда «Внимание дети!»-1 час практика.
Тема 25. Я - грамотный пешеход – 2 часа (1 час теория, 1час практика.) Итоговое занятие по правилам дорожного движения. Турнир Эрудитов - 1 час теория.
Практическое занятие на школьной площадке - 1 час практика.
Содержание программы
(4-ый год обучения).
Тема 1. Вводное занятие - 1час (1 час- теория).
Повторение правил дорожного движения. Турнир «Самый умный» по
правилам дорожного движения - 1 час теория.
Тема 2. Авария -1час теория.
Дорожно-транспортное происшествие. Действия участника и свидетеля ДТП- 1час теория.
Тема 3. Больница - 2 часа (1 час теория, 1- час практика). Оказание первой медицинской помощи. Средства из автомобильной аптечки - 1 час теория. Практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи,
используя средства из автомобильной аптечки - 1 час практика.
Тема 4. Велосипед - 2 часа (1час - теория, 1 час - практика). Правила для велосипедистов. Технические требования к движению на
велосипедах - 1 час теория.
Практическое занятие на велосипеде на школьной площадке - 1 час практика.
Тема 5. ГИБДД-ГАИ -2 часа ( 1 час теория,1 час практика ).
История возникновения службы. ОРУД. Труд работника ГИБДД - 1 час теория.
Встреча с работником ГИБДД - 1 час практика.
Тема 6. Дорожный калейдоскоп -1 час теория.
Интересное о неизвестном. Дорожные (транспортные) рекорды из книги Гиннеса - 1 час теория.
Тема 7. Единицы - 1 час теория.
Единицы: лошадиная сила, литры, мощности- 1 час теория.
Тема 8. Жизнь - не игра! -1 час теория.
Главное на дороге - быть внимательным! Вежливость – закон дopoг,
безопасности залог! – 1час теория.
Тема 9. Запрещающие знаки -1 час теория.
Группа запрещающих знаков. Назначение. Установка- 1час теория.
Тема 10. Информационные знаки-1 час теория.
Группа информационных знаков. Назначение. Установка- 1 час теория.
Тема 11. Кузов - 1 час теория.
Типы кузова у автомобилей. Моделирование автомобилей с различными кузовами- 1час теория.
Тема 12. Ливень-1час теория.
Ливень, лёд, снег. Особенности погодных условий поздней осенью, зимой. Безопасность движения в зимний период. Тормозной путь автомобиля. Решение задач- 1 час теория.
Тема 13. Машина времени --1 час теория.
Проект машины будущего. Создание макета машины будущего – 1 час теория.
Тема 14. Нарушения - 1 час теория.
Ответственность участников дорожного движения за нарушение правил
дорожного движения- 1 час теория.
Тема 15. Общественный транспорт -1 час теория.
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Маршруты
общественного транспорта в нашем городе. Места остановок. Правила
поведения на остановках- 1 час теория.
Тема 16. Предписывающие знаки - 1 час теория.
Группа предписывающих знаков. Группа знаков приоритета. Назначение. Установка – 1 час теория.
Тема 17. Регулировщик - 1 час теория.
Жесты регулировщика. Сигналы светофора – 1 час теория.
Тема 18. Сервис -- 1 час теория.
Группа знаков сервиса. Установка. Назначение – 1 час теория.
Тема 19. Таблички- 1 час теория.
Знаки дополнительной информации. Назначение. Установка – 1 час теория.
Тема 20. УАЗ-1 час теория.
Внедорожники. Автомобили - самолёты. Автомобили – корабли – 1 час теория.
Тема 21. Фары - 1 час теория.
Предупредительные сигналы, подаваемые водителями велосипедов и автомобилей – 1 час теория.
Тема 22. Хроника автомобилестроения- 1 час теория.
Крупнейшие отечественные и зарубежные автозаводы. История развития – 1 час теория.
Тема 23. Цвет-1 час теория.
Использование цвета (разметка, светофор). Цветовые модели автомобилей – 1 час теория.
Тема 24. Четыре колеса на дорогах Великой Отечественной войны - 2 часа ( 1 час теория, 1 час практика).
Боевая техника. Особенности. Военные заводы. Помощь тружеников тыла нашего города – 1 час теория. Посещение заводского музея- 1 час практика.
Тема 25. Шумахер-1час теория.
Спортивные автомобили. Особенности. Великие гонщики – 1 час теория.
Тема 26. Щётки - 1 час теория.
Чистота автомобиля. Видимость дороги. Грязное стекло. Приспособление для мойки автомобиля – 1 час теория.
Тема 27. Экология и автомобиль -1час теория.
Окружающая среда и автомобиль. Экологически чистый автомобиль. Экологически чистое топливо – 1 час теория.
Тема 28. Юные инспектора движения -2 часа практика. Подготовка и выступление агитбригады – 2 часа практика.
Тема 29. Я. От грамотного пешехода к профессиональному водителю- 1 час теория. Итоговое занятие по правилам дорожного движения - 1 час теория.
Методическое обеспечение программы:
- Доска магнитно - маркерная панорамная «Дорожное движение в городе»;
- Настольные игры «Лихие гонщики», «Говорящие знаки»;
- Обучающая игра «Правила дорожного движения»;
- Игра «Сто вопросов по дорожной безопасности»;
- Таблицы «Дорожные знаки», «Безопасность на дороге».
Литература, рекомендуемая педагогам:
1. Азбука дорожной науки. - Казань: Рут, 1999.
2. Вайнер Б.Г. Парад шарад: Фонд безопасности дорожного движения ОГИБДД УВД г.Казани. - Казань, 2001.
3. Вини - Пух в стране дорожных знаков. - Казань, 2004.
4. Володарская В.Н. Рабочая тетрадь по ПДД. - KAЛAН, СОКРАТ.
5. Воронова Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! -Ростов н/Д: Феникс, 2006. 6. Дорога и дети. - Курск, 2002.
7. Дорожные кроссворды.- Казань, 2001.
8. Казаков В.И. Лото дорожное. - Екатеритгбург,2001.
9. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность. - Ростов н- Д: Феникс
2004.
10. Ковалёва Н.В. Конкурсы, викторины по ПДД для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
11. Козловская Е.А. Дорожная безопасность, - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
12. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
13. Методические рекомендации по обучению детей ПДД и безопасному поведению на улице. - Владимир, 2006.
14. Нефёдова К.П. Транспорт. Какой он? - М.: Гном и Д, 2005.
15. Помни: правила ГАИ -- это правила твои! - Иваново, Талка, 1995.
16. Правила дорожного движения. 1- 3 класс. - Иваново, Талка, 1995.
17. Сосунова Е.М. Учись быть пешеходом. - СПб. : ИД М и М, 1998.
18. Форштат М.Л. и др. Обучающий минимум по правилам и безопасности
дорожного движения. - СПб, 2001.
19. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. - М.: Просвещение, 1988. 20. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. - Тула: Тульский полиграфист, 2000.
Литература для чтения, рекомендуемая детям.
1. Дмитрук В. Что, где, когда в истории дорожного движения?
2. Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста. - М.: Просвещение, 1992.
3. Старинные автомобили. - Мн.: JIИЛЬT, 1996.
4. Суковицин В.И. ОРУД, ГАИ - ГИБДД. - М.: Вариант, 2001.
5. Сухарев А.П. Всё об автомобиле. - Молва, 1993.
6. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Книголюб,2003.
7. Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. – М.: Просвещение, I995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука"
Программа внеурочной деятельности составлена для обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО...
Программа внеурочной деятельности "Компьютерная азбука"
Программа "Компьютерная азбука" создана для освоения учениками начальных классов практической работы на компьютере. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра» МБОУ « Поповская СОШ»В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука добра» рассчитана в 1 классе...
Программа внеурочной деятельности "Малиновая азбука" 2 класс
Данная программа пердставляет собой методическое обеспечение внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления, направлена на создание условий для всестороннего развития личности младшего школ...
Программа внеурочной деятельности .Кружок ,,Азбука нравственности,, 1 класс
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» Левченко Ирина ИвановнаВозраст воспитанников – 7-10 лет 2016-2017 учебный год...