Внеклассное мероприятие "Зимующие птицы"
учебно-методический материал

Кирилина Галина Васильевна

Внеклассное мероприятие " Зимующие птицы", викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_zimuyushchie_ptitsy.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 «Зимующие птицы»

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
  2. Развивать внимание, память, речь учащихся.
  3. Формировать  коммуникативные компетентности, умение работать в группе.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Введение. Звучат голоса птиц.

 Учитель.

Морозы жестокие в этом году….

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку в её конуре –

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за них,

За наших воробышков, галок. Синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им…

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить, и тогда

Им будет легко пережить холода!

Елена Благинина

-Сегодня мы продолжим  путешествие по зимнему лесу и саду.  Сказочно красив лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди  белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы».

Это… птицы зимнего леса.

  1.  Проблемная постановка темы.

Как вы думаете , о чем или о ком мы будем сего говорить?

 Что хотите узнать сегодня о  птицах?

Зима у нас суровая , и зимующие птицы доставляют нам особую радость!

Наше занятие будет посвящено птицам, которые проводят с нами зиму.

-Как называют эти птиц? (Зимующими)

-Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

(Создают красоту природы.  Являются санитарами леса.)

  1. Основная часть занятия.

Учитель. -А сейчас поиграем в игру «Узнай по описанию»

Учащиеся разбиваются на группы , каждая группа должна ответить на вопрос, найти и показать рисунок птицы по описанию. За каждый правильный ответ даются баллы.

1.  Это серенькая маленькая подвижная птичка  с округлой головой, короткой шеей. Живёт рядом с человеком. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

(воробей)

  1. Это красивая птица. У неё на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто- зеленая, а брюшко – желтое.

(синица)

  1. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

(снегирь)

  1. Эта птица имеет очень красивое пестрое оперение: верх тела -  черный, на голове и шее белые пятна, на крыльях белые полосы, а темя красное. Клюв прочный,  длинный, острый.

(дятел)

  1. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а бока и живот – белые. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный, острый.

(сорока)

Учитель.-Молодцы, ребята! Но мы назвали не всех птиц нашего зимнего леса. Ответьте на вопросы  и узнаете, какие еще птицы у нас зимуют.

1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

2. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)

3. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)

 4. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)

  1. Какие птицы выводят птенцов зимой?( Клесты)
  1. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?( Тетерева, рябчики)
  2. У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? ( У клестов)

8.  Какая птица к зиме белеет? ( Белая куропатка)

Учитель. -Ребята, на наш адрес пришло четыре  письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо – описание для каждой группы .

  1. « У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

(Синица.)

  1. «Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?

(Поползень.)

  1. Лазит по веткам, как попугай, и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах.

(Клест)

  1. Уж  ее-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дергает хвостом. Когда летит – машут ее белые с черным крылья, а когда сидит – белое брюхо светится.

(Сорока)

Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать  в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Дети хлопают

Учитель. Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)

 Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…

Дети хлопают

Прилетели птицы:

голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и ватрушки.

Учитель. Молодцы, ни разу не ошиблись!

4.Значение природных условий для жизни зимующих птиц

Учитель. Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

Ученики. Холод.

Учитель. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. Мы должны изготовить кормушки.

Кормушки надо развешивать в местах, покойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать  кормушку корм. Для различных видов птиц  нужны различные корма. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Также в кормушку можно положить хлеб, семена подсолнечника, разные крупы, зерно.

  1. Конкурс кормушек. Работая в группах, учащиеся из пакетов от сока и пластиковых бутылок изготавливают кормушку.
  2. Итог занятия.

-Послушаем внимательно стихотворение  и запомним о том , о чем мы сегодня говорили.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ 
Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — 
И не страшна 
Будет им зима. 

Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну. 
1964 
Александр Яшин.

После занятия учащиеся развешивают кормушки около школы.

-Пусть девизом нашего занятия будут такие слова

«Сохраним природу земли»

http:http://krasivye-stihi.ucoz.ru/news/stikhi_pticy_zimoj_124_stikhi_o_pticakh_zimoj/2013-10-28-136

://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2011/04/25/klassnyy-chas-zimuyushchie-ptitsy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Внеклассное мероприятие "Птицы весной"

Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....

Внеклассное занятие «Птицы зимой»

Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Внеклассное мероприятие "Птицы - зто красота и тайна"

Данное внеклассное мероприятие познакомит обучающихся с птицами и их повадками. Дети узнают о значении птиц в жизни человека....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...