программа внеурочной деятельности "Я и мой мир" социальное направление 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Светлана Анатольевна  Афоньшина

Программа реализует социальное направление внеурочной деятельности. В основу программы заложены идеи формирования патриотических качеств личности младших школьников с умственной отсталостью на материале краеведения посредством вовлечения обучающихся в коллективную поисковую деятельность и социально значимые дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Светлана\Desktop\прог.jpg

Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Уже в младшем школьном возрасте актуализируется задача ориентации учащихся на традиционные духовные ценности, заостряется вопрос о формировании в образовательном процессе общечеловеческих, общероссийских и этнокультурных ценностей. В Концепции духовно – нравственного развития и социализации личности приводится следующий перечень базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество, на которые необходимо делать упор при воспитании личности школьника. 

Формирование всех перечисленных ценностей, в том числе и патриотизма происходит на основе установок, мировоззрения и опыта ребенка, который приобретается им в семье и детском коллективе через ведущий вид деятельности. У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются нарушения эмоционального развития, которые затрудняют формирование любых ценностей (включая и патриотизм). Дети ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально - приемлемым способом; испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Поэтому необходимо систематическое коррекционное воздействие на эмоциональные рецепторы умственно отсталых школьников через программы внеурочной деятельности.

В основу программы внеурочной деятельности «Я и мой мир» (социальное направление) положена авторская программа Н.И. Элиасберг «Этика и право в начальной школе», в которой темы «Жизнь на Земле», «Любимый город», «Родина — Россия», «Мир на планете Земля» изучаются на основе материала краеведческого содержания, и в частности образа малой родины- краснобаковского края. Именно краеведение имеет в своём арсенале те нужные составляющие, которые способствуют приобщению обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к духовно – нравственным, патриотическим ценностям, ценностям гражданственности, социальной солидарности и могут дать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей с нарушением интеллекта. На эти темы также увеличено количество часов за счет сокращения часов в других темах. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана на четыре года обучения, занятия проводятся 1 раз в неделю; в год 33 часа в 1 классе; 34 часа во 2-4 классах.

Цель: создание комфортной обстановки, благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого обучающегося; формирование патриотизма и гражданственности, через знакомство детей с историей и культурой родного края, традициями своей малой родины, через включение их в социально значимые дела.

Задачи:

1. Формирование знаний об истории родного края 

2.Формирование у обучающихся представлений о духовных и национальных традициях краснобаковского края и места, где они живут.

3.Формирование нравственной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умений соблюдать правила поведения в обществе и хорошего тона.

4.Формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой,  творческой созидательной деятельности в природе, социуме;

 5.Формирование умений  работать с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение  информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни;

 6. Освоение историко–обществоведческих  знаний об окружающем мире, распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей, зданий, посёлка, рода);

 7.Формирование культуры общения и поведения в социуме;

  8.Воспитание  положительной  привычки обучающихся в организации собственного досуга  на основе реализации деятельностного подхода;

 9. Воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности;

   10. Воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию родного края.

Общая характеристика занятий по программе

Программа «Я и мой мир» способствует формированию активной гражданской позиции; чувства патриотизма, верности Родине; способности к саморазвитию. В результате занятий каждый обучающийся может осознать и проявить себя, найти свое место в системе образовательных отношений. 

Стержнем программы «Я и мой мир» является раскрытие для обучающихся младших классов ценностей жизни на примерах своего края, семьи, социума, общественных норм. Основные задачи теоретического блока – дать необходимые знания о базовых национальных ценностях, об истории родного края, познакомить не только с прошлым, но и с современным состоянием посёлка. Структура содержания занятий создает условия для установления связей между элементами этических и правовых знаний. Компоненты правовой информации связываются по смыслу с гуманистическими этическими ценностями.

В процессе изучения тем используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Характерные для занятий формы организации внеучебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная деятельность; проектная и игровая деятельность, самостоятельная деятельность, экскурсии         в районный краеведческий музей; пешие экскурсии по посёлку; по малым населённым пунктам Краснобаковского района; встреча с ветеранами ВОВ и ветеранами труда.  Основными методами на занятиях являются словесные, наглядные, практические: эвристический рассказ, информационно-компьютерные технологии для визуализации информации, работа с краеведческими документами, моделирование, конкурсы рисунков, инсценированное представление и др.

Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые результаты реализации программы.

Результаты первого уровня - приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни обеспечивается формой социальной пробы – инициативное участие ребёнка в социально значимых делах.

Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: позитивная активность школьников, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Результаты третьего уровня - приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального взаимодействия, соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствования. 

Переход от одного уровня воспитательных результатов последовательный, постепенный и осуществляется каждым ребенком в индивидуальном темпе.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

- сформированность основ гражданской идентичности;

 -формирование ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества

- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя своего краснобаковского края;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях культуры своего края;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей своего края и других народов;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

- приобретение детьми способности и готовности к саморазвитию; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

В результате освоения программы «Я и мой мир» на конец обучения в начальной школе у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:

- знание истории возникновения поселка, его достопримечательностей;

- знание исторических событий и памятников родного края;

- знать и хранить историко-духовную память своего народа, любовь к родной земле, к своему дому, к старшим;

-чтить традиции народа родного края; знание старинных игр, забав, песен;

- знание основных правил мирной жизни на Земле, основанных на уважении к правам человека, отсутствии насилия, агрессии, войн;

-умение оценивать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали;

- соблюдение моральных норм и правил этикета, правовой нормы;

-знание прав детей и способов их защиты;

-умение называть правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями;

-знание характерных традиций здорового образа жизни, распределения обязанностей в семье;

-знание и соблюдение всех правил дорожного движения;

-знание и понимание ряда правил собственной безопасности.

Базовые  учебные действия

Регулятивные результаты программы «Я и мой мир»:

- умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- умение проговаривать последовательность действий;

- умение обнаруживать и формулировать нравственную проблему совместно с учителем;

- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, пытаться предлагать способ её проверки;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение планировать свою деятельность во внеурочное время;

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;

-умение вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец.

Познавательные результаты программы «Я и мой мир»:

- умение ориентироваться в различных источниках информации по краеведению;

     Средством формирования познавательных служат тексты краеведческих материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

- умение делать предварительный отбор информации для  решения задачи;

-умение отличать новое от уже известного под руководством учителя;

-умение находить и формулировать свое решение с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные результаты освоения программы «Я и мой мир»:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- умение работать  в парах и малых группах,  выполняя различные роли в группе (лидера, исполнителя); 

-умение договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя).

Содержание программы

1 класс

Жизнь на Земле (6 часов)

Природа, которая нас окружает. Связь человека с природой. Чудо жизни на Земле. Красота живой природы. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Закон на защите природы: запреты и ответственность за их нарушение. Как надо вести себя в лесу, в поле, в парке, на берегу реки, озера, моря. Животные краснобаковского края. Зимующие птицы нашего края. Что могут сделать дети для охраны природы. Помощь зимующим птицам.

Жизнь и здоровье человека (2 часа)

Жизнь человека — великий дар. Благодарность родителям за жизнь. В чем ценность жизни человека. Право каждого человека на жизнь. Что угрожает жизни человека. Кто защищает жизнь людей. Кто спасает жизнь людей. Счастливая и ответственная пора детства. До какого возраста человек по закону считается ребенком. Право ребенка на выживание; что оно означает. Дети с трудными судьбами. Чем можно помочь этим детям. Хорошее здоровье — условие полноценной жизни. Как стать сильным и ловким. Простые правила гигиены. Вредные привычки — угроза здоровью. Право детей на особую заботу о здоровье. Какие правила личной безопасности следует соблюдать в городе. Как не стать жертвой преступления. Как самому не причинить вред здоровью других людей.

Индивидуальность человека, его честь и достоинство (2 часа)

Мы все — разные. Знаем ли мы себя? Право человека быть самим собой. Необходимость терпимости по отношению к людям, не похожим на нас. В чем состоит достоинство человека. Самоуважение — важное свойство человека. Как ребенку защитить свое достоинство. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Право ребенка на собственное мнение. Как сделать, чтобы вас поняли.

Права человека и способы их защиты (3часа)        

Что значит “иметь права”. Естественное право человека на жизнь, свободу и достоинство. Всеобщая декларация прав человека: права, делающие мир человечнее; жестокость и насилие под запретом. Кто и как защищает права человека. Уважение к правам другого человека — наша обязанность. Особая забота о правах детей. Конвенция о правах ребенка: важные для детей права. Кто должен защищать права ребенка.

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие (4 часа)

Мы живем среди людей. Радость добрых отношений между людьми. Необходимость взаимопонимания, терпимости, миролюбия в отношениях между людьми. Как смирять свой гнев и обиду. Если человек вам неприятен — как поступить? Осторожно: жестокость! Радость добрых дел. Что такое “милосердие”. Семья; любовь между близкими и родными людьми. Как ребенок может проявить свою любовь к родителям и другим членам семьи. Взаимопомощь в семье. Радость дружбы. Умеете ли вы дружить? Как сохранить дружбу.

Сознательный труд и его результаты (2 часа)

Что создано трудом людей. Трудом славен человек. Люди разных профессий. Радость труда. Труд школьника. Домашний труд. Что могут “умелые руки”. Как приучить себя к труду. В каждой вещи — труд людей. Необходимость бережного отношения к вещам. Значение слов “мое”; “наше”. Если потеряешь вещь. Как вести себя, найдя что-нибудь. Кража и ее последствия.

Дорогая цена вежливости (2 часа)

Как и почему возникли правила вежливости. Кого называют вежливым человеком. Дорогая цена вежливости. Правила вежливости, которым нужно следовать (формы общения со взрослыми и со сверстниками в разных жизненных ситуациях). Вежливость и речь. Слова, которые оскорбляют. Что такое хамство. Вежливость и культура. Человек воспитывает себя сам: знаю — хочу — умею — действую. Наш школьный этикет.

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона (2 часа)

Роль правил в жизни человека и общества. Правила, установленные государством. Что такое закон. Кто принимает законы. Конституция России — Основной Закон страны. Что такое общественный порядок. Правила поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кино, театре, музее). Кто охраняет общественный порядок. Что запрещено. Ответственность за нарушение общественного порядка. Правила поведения в школе. Права и обязанности ученика. Права и обязанности учителя, директора школы. Ответственность учеников за порядок в школе.

Любимый поселок (5 часов)

Знаем ли мы историю родного поселка? Красота поселка— результат труда и творчества многих поколений людей. Люди, прославившие наш поселок. История заселения и освоения Краснобаковского  района Охрана Законом памятников истории и культуры. Сохранение памятников истории и культуры — дело каждого. Охрана зеленого убранства поселка. Обязанность жителей поселка— соблюдать чистоту и порядок на улицах города, в транспорте, в общественных местах.

Родина — Россия (2 часа)

Наше государство — Россия. Символы государства: флаг, герб. Москва — столица России. Мы — граждане России. Россияне — люди разных национальностей. Они защищали Родину. Сила Родины — в труде ее граждан. Как государство защищает права своих граждан.

Мир на планете Земля (3 часа)

Счастье мирной жизни. Ужасы войны. Дети — жертвы войны. Войны — угроза жизни на Земле. Люди хотят мира. Кто защищает мир на Земле. Дружба между народами.

2 класс

Жизнь на Земле. Чудо жизни. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Почему надо беречь природу.  Мир вокруг нас. Родники Краснобаковского района. Реки и озера Краснобаковского района

Жизнь и здоровье человека. Что такое хорошо и что такое плохо. Составление комплекса утренней гимнастики. «Веселые старты». Простые правила гигиены.

Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Мы все разные. Дал слово – держи. Кто они – люди, достойные уважения? Береги честь смолоду.

Права человека и способы их защиты.  Это сладкое слово «свобода». Жестокость и насилие под запретом. Знакомство с Конституцией России. Инсценировка рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово».

Человек среди людей. Любовь, дружба, доброта, милосердие. За что уважают в семье и обществе. Поделись улыбкою своей. Сила – хорошо, ум лучше, а добрая сила все покрывает.

Сознательный труд и его результаты. Труд школьника. Чем славен человек.

Дорогая цена вежливости. Человек, вежливость, общение. Не бойся сказать: «Прости!»

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. Что такое закон? Права и обязанности учащихся. Сила закона и сила примера.

Мой любимый поселок. История моей малой родины в названии улиц. Улицы нашего поселка. Конкурс рисунков «Мой любимый уголок поселка».

Родина-Россия. Мы-граждане России. Флаг, герб и гимн России. Герб и гимн Краснобаковского края.

Мир на планете Земля. Люди хотят мира. Встреча с ветеранами ВОв «Они сражались за Родину» Игра по станциям «Земля народом сильна».

3 класс

Жизнь на Земле. Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы. Красная книга Нижегородской области. Растения краснобаковского края, занесенные в Красную книгу

Жизнь и здоровье человека. Вредные привычки-угроза здоровью.

Спортивный конкурс «Веселые старты». Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров!»

Индивидуальность человека, его честь и достоинство.

Цени доверие других. Тренинг: «Загляни в себя». Мы все разные.

Рассуждение «Кому бы я поставил памятник»

Права человека и способы их защиты. Справедливость и права человека.

Ролевая игра «Суд идет». Диспут: «Полезна ли реклама?» Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Человек среди людей. Любовь, дружба, доброта, милосердие.

Дари близким любовь и заботу. Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает. Диспут: «Почему я совершаю добрые дела?» Дарю тебе свое доброе слово.

Сознательный труд и его результаты. 

В каждой вещи – труд людей.

Дорогая цена вежливости.

Диспут: «Кто для меня является рыцарем ордена вежливости». Простые правила этикета.

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. 

Правила-наш компас. Создание правил жизни на необитаемом острове.

Игра без правил. Нарушителей – к ответу.

Мой любимый поселок. 

Народные промыслы краснобаковского района

Большой России малый уголок. Зеленое убранство, достопримечательности

Родина-Россия. Славные страницы истории нашего города.

Мир на планете Земля.  Плакат: «Нет войне!» Земля народом сильна. Герои Советского Союза – краснобаковцы

4 класс

Жизнь на Земле. Зоркий хозяйский взгляд- окружающей природе. Человек и природа. Игра-КВН. Экскурсия в дендрологический сад Краснобаковского лесного колледжа. Сохраним Зелёную планету.

 Жизнь и здоровье человека. Берегите стариков! Мастерская радости-подарок –сюрприз ко дню пожилого человека. Вредные привычки. Беседа «Вредные привычки-угроза здоровью». Веселые старты. Игра

Индивидуальность человека, его честь и достоинство. Поделись улыбкою своей. Беседа «Лучшие моменты этого лета» Презентация детских рисунков. Игра

Мы все-разные. Беседа на тему «Индивидуальность человека»

Мой класс-мои друзья.

Нести людям добро. Беседа «Заботливый человек. Изба-читальня (А. Приставкин. «Человеческий коридор»)

Время-вечное движение. Беседа о рациональном использовании времени. Обсуждение произведений (М.Разумный «Вечное движение»; Е.Пермяк. «Счастливые часы»)

Права человека и способы их защиты. 

Декларация прав человека. Конкурс рисунков на тему «Самый счастливый день в моей жизни.

Человек среди людей.

Радость жизни. Игра «Откровенный разговор».

Мой дом-моя семья. Беседа по правилам поведения в семье.

Дарить близким любовь и заботу. Мастерская радости- подарок мамам и бабушкам.

О дружбе мальчиков и девочек. Беседа «Общее и особенное для мальчиков и девочек». Беседы за Круглым столом.

Прощание с начальной школой.

Сознательный труд и его результаты. 

Трудовой десант. Уборка пришкольной территории.

Умелые руки. Беседа «Для чего человеку руки?» Мастерская радости- подарок- сюрприз друзьям..

Подарок малышам. Беседа «Что я могу подарить маленькому человеку». Мастерская радости-подарок-сюрприз детишкам из детского сада.

Дорогая цена вежливости.

Школьный этикет…и не только! беседа о правилах поведения и общения на тему «Слова, которые оскорбляют».

Рыцарский турнир вежливости. Игра.

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона. 

В гостях у Светофора. Беседа по ПДД.

Строгие требования Закона. Беседа «Человек в мире правил».

Мой любимый поселок

Культурное наследие земли краснобаковской. Стихи поэтов Краснобаковского района

Родина-Россия.

Достояние республики.

Мир на планете Земля. 

Нам нужен мир.

Что такое война. Кто такие «Дети Коминтерна»

Тематическое планирование 1 класс

Тема

Кол-во часов

Основные формы организации занятий и виды деятельности

I

Жизнь на Земле

6

Беседа, игра – практикум, конкурс рисунков, мини - проект А.Яшин «Покормите птиц»

1

Наши друзья – животные. Мы в ответе за тех, кого приручили.

1

2

Животные краснобаковского края. Конкурс рисунков «Защитим природу»

1

3

Зимующие птицы нашего края

1

4-6

Помощь зимующим птицам.

3

II

Жизнь и здоровье человека

2

Игра, соревнование,

работа в парах

7

Режим дня. Простые правила гигиены

1

8

Кто спасает жизнь людей. На приеме у врача: правила ухода за собой.

1

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство

2

Сюжетно – ролевая игра, беседа

9

Старайся быть самим собой.

1

10

Что такое собственное мнение? Мы все разные. Игра «Контакт»

1

IV

Права человека и способы их защиты

3

Беседа, инсценирование

11

Кто и как защищает права человека. Право ребенка на заботу и внимание.

1

12-13

Инсценировка сказки «Два жадных

Медвежонка»

2

V

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие

4

Конкурс рисунков, игра, беседа

Работа в парах

14-15

Мой дом – моя семья. Мы и наши родители.

2

16-17

Не стесняйся доброты своей. Дарю тебе свое доброе слово. Игра «Букет»

2

VI

Сознательный труд и его результаты 

2

Беседа, практикум, выставка творчества

18

Чем славен человек. Как приучить себя к труду.

1

19

Сознательный труд и его результаты. Выставка творчества.

1

VII

Дорогая цена вежливости

2

Сюжетно – ролевая игра, работа в группах

20

Слова, которые оскорбляют и унижают. Турнир вежливости.

1

21

Писатели – детям «Ежели вы вежливы»

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона

2

Работа  в группах,

беседа. Практикум, викторина. Конкурс «Знаем, умеем, можем»

22

Человек в мире правил. Правила поведения в школе, в общественных местах.

1

23

Правила, установленные государством.

1

IX

Любимый поселок

5

Беседа, сюжетно – ролевая игра

24-25

Поселок и его жители. Люди, прославившие краснобаковскую землю.

2

26-28

История заселения и освоения Краснобаковского  района

3

Экскурсия в музей, библиотеку Устный журнал «Предания об истории, заселения родного края»

X

Родина — Россия

2

Беседа, конкурс рисунков,

29

С чего начинается Родина 

1

30

Сила Родины в труде ее граждан

1

XI

Мир на планете Земля

3

Презентация с обсуждением, конкурс рисунков, экскурсия в музей

31

Дружба между народами. Игра «Земля народами сильна»

1

32-33

Счастье мирной жизни и ужасы войны. Презентация «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

2

                 

Тематическое планирование 2 класс

Тема

Кол-во часов

Основные формы организации занятий и виды деятельности

I

Жизнь на Земле

8

экскурсия на реку Ветлугу, экскурсия к роднику в д. Сенькино, д.Афанасиха, мини-проект «Родник»

1

Реки и озера Краснобаковского района.Охрана

1

2

Легенда о реке Ветлуге

1

3-8

Родники Краснобаковского района

6

II

Жизнь и здоровье человека

2

Игра, соревнование,

работа в парах. Игра «Ритм-лидер»

9

Что такое хорошо и что такое плохо.

1

10

Комплекс утренней гимнастики.

1

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство

3

Беседа Игра «Росчерк». Конкурс поделок и рисунков «Цветик-семицветик»

11

Дал слово – держи.

1

12

Кто они – люди, достойные уважения?

1

13

Береги честь смолоду.

1

IV

Права человека и способы их защиты  

2

Беседа, игра

14

Жестокость и насилие под запретом.

1

15

Конституция Российской Федерации.

1

V

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие

3

Конкурс рисунков, игра, беседа

Работа в парах Изготовление книжек-малышек: «Моя семья»

16-17

За что уважают в семье и обществе. Поделись улыбкою своей.

2

18

Добрая сила все покрывает.        

1

VI

Сознательный труд и его результаты 

2

Игра «Праздник»

Реставрация книжек и учебников

19

Труд школьника.

1

20

Чем славен человек.

1

VII

Дорогая цена вежливости

1

Сюжетно – ролевая игра, работа в группах

21

Человек, вежливость, общение. Не бойся сказать: «Прости!»

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона

1

Работа в группах,

беседа. Презентация с обсуждением

22

Что такое закон? Права и обязанности учащихся.

1

IX

Любимый поселок

5

Конкурс рисунков Пешея экскурсия по поселку. Выставка рисунков. Экскурсия в музей, проект

23

Экскурсия «История моей малой родины в названии улиц»

1

24-27

Улицы поселка Красные Баки. Проект

4

X

Родина — Россия

2

Беседа, конкурс рисунков, просмотр презентации

28

Мы- граждане России. Флаг, герб и гимн России.

1

29

Герб и гимн Краснобаковского края.

1

XI

Мир на планете Земля

4

Игра по станциям защита проекта, встреча с ветеранами ВОв, вручение открытки

30-31

Люди хотят мира. Встреча с ветеранами ВОВ «Они сражались за Родину»

2

32-34

«Открытка ветерану»

2

Тематическое планирование 3 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

I

Жизнь на Земле

5

Составление «Красной книги»; конкурс стихов о природе; Создание плаката Синяя птица

1

Почему надо беречь природу. Разрушители и защитники природы.

1

2

Красная книга Нижегородской области

1

3-5

Растения краснобаковского края, занесенные в Красную книгу

3

II

Жизнь и здоровье человека

2

Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров! Игра «Зебра».

6-7

Вредные привычки-угроза здоровью.

2

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство

2

Конкурс рисунков, игра, беседа. Работа в парах. Игра «Калейдоскоп»

8

Цени доверие других. Тренинг: «Загляни в себя».

1

9

Мы все разные. Рассуждение «Кому бы я поставил памятник»

1

IV

Права человека и способы их защиты  

2

Ролевая игра «Суд идет», беседа.  Игра «Бюрократ». 

10

Справедливость и права человека. Конвенция о правах ребенка

1

11

Диспут: «Полезна ли реклама?

1

V

Человек среди людей. Любовь, дружба, милосердие

6

Диспут: «Почему я совершаю добрые дела?»

Изготовление книжки- малышки

12

Кто свой гнев одолевает, тот крепок бывает.

1

13-17

Дари близким любовь и заботу. Проект «Волшебная азбука для первоклассников»

5

VI

Сознательный труд и его результаты. 

1

Работа с презентацией, творческий конкурс.

18

В каждой вещи – труд людей.

1

VII

Дорогая цена вежливости

1

Ролевая игра,

Работа в парах.

19

Простые правила этикета.

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона

4

Игра «Можно».

Беседа, диспут.

20

Правила-наш компас. Создание правил жизни на необитаемом острове.

1

21

Игра без правил. Нарушителей – к ответу.

1

IX

Любимый поселок

3

Литературно- музыкальная композиция; игра «Зоркая прогулка». конкурс рисунков, виртуальная экскурсия.

22

Народные промыслы краснобаковского района

1

23-24

Большой России малый уголок.

2

X

Родина — Россия

2

Конкурс рисунков, просмотр презентации,  

25

Наш областной центр – Нижний Новгород.

1

26

Россия и её богатства.

1

XI

Мир на планете Земля

7

Игра по станциям Презентация с обсуждением, проект, оформление альбома

27-33

Земля народом сильна. Герои Советского Союза - краснобаковцы

1

34

Нет войне! Акция «Ветеран живет рядом».

1

Итого

34

Тематическое планирование 4 класс

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся

I

Жизнь на Земле

5

Презентация творческих работ уч-ся на тему «Наедине с природой». Экскурсия. Игра-КВН. Работа в группах. Чтение и обсуждение произведений («Маленький принц» «Зачем я убил коростеля?»). Деловая игра «Разрушители и защитники природы». Творческий проект «Красная книга»

1

Зоркий хозяйский взгляд- окружающей природе.

1

2

Человек и природа. Игра-КВН.

1

3

Экскурсия в дендрологический сад

«Флора Краснобаковского района»

1

4-5

Сохраним Зелёную планету.

2

II

Жизнь и здоровье человека

1

6

Берегите стариков!

1

III

Индивидуальность человека, его честь и достоинство

3

Беседа «Лучшие моменты этого лета» Презентация детских рисунков. Игра. Праздник. Работа в парах Деловая игра «Помоги обиженному».

7

Поделись улыбкою своей.

1

8

Мой класс-мои друзья.

1

9

Нести людям добро.

1

IV

Права человека и способы их защиты  

1

Конкурс рисунков

10

Декларация прав человека.

1

V

Человек среди людей.

4

Сценки-миниатюры. Игра «Грецкий орех». Игра «Дарю тебе своё доброе слово» Деловая игра «Мы и наши родители». Презентация детских сочинений и рисунков «Моя семья. Традиции.» Спектакль.

11-13

Радость жизни. Мой дом-моя семья.

3

14

О дружбе мальчиков и девочек. Беседы за Круглым столом.

1

VI

Сознательный труд и его результаты.

2

Уборка территории у школы. Выставка

15

Трудовой десант.

1

16

Умелые руки. Мастерская радости- подарок- сюрприз друзьям.

1

VII

Дорогая цена вежливости

2

Деловая игра.

17

Школьный этикет…и не только!

1

18

Рыцарский турнир вежливости.

1

VIII

Общественный порядок и его охрана. Строгие требования закона

1

Конкурс рисунков «Опасные ситуации на дорогах» Презентация по ПДД.

19

В гостях у Светофора. Строгие требования Закона.

1

IX

Мой любимый поселок

     3

Экскурсия, встреча с поэтами краснобаковской земли в районной библиотеке

20-21

Культурное наследие земли краснобаковской

2

22

Вечер поэзии. Стихи поэтов Краснобаковского районна

1

X

Родина — Россия

2

Беседа. Муз. Калейдоскоп, литературная композиция

23

Достояние республики.

1

24

 Моя Родина – Россия.

1

XI

Мир на планете Земля

10

Послание ООН «Наши предложения по защите мира»

Экскурсия в музей, районную библиотеку, п. Лесной Курорт

25

Нам нужен мир. Экскурсия в музей МАОУ СОШ№1 «Военный госпиталь»

1

26-34

Что такое война. Кто такие «Дети Коминтерна» Проект

9

Итого

34

  Материально – техническое обеспечение

Методическая литература для учителя.

1.Элиасберг Н. И. Этика и право в начальной школе. Санкт-Петербург, изд –во «Перспектива», 2009.

2. Ермолаева М. Г., Элиасберг Н. И. Я и мой мир. Игры 1-4классы. Санкт-Петербург, 2006.

Детская литература.

Б.Заходер,А.Барто,С.Маршак,С.Михалков,В.Берестов,Е.Пермяк,М.Пришвин,Ю.Дмитриев, В.Бороздин, О.Высотская, В.Осеева, И.Токмакова, В.Голявкин, Н.Носов

Материально-техническое обеспечение.

Компьютер, акустические колонки.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска.

Экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 3 класса.

Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлениюдля 3 класса.   Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 3 класса.

                   Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 3 к...

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 2 класса

Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для 1-2 класса.Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) Подвижная иг...

Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс

Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....