Проект "Классный музей "75 лет Победы" на муниципальный конкурс "Лучшие экспозиции кабинетов кубановедения"
классный час (1 класс)
Проект "Классный музей "75 лет Победы" на муниципальный конкурс "Лучшие экспозиции кабинетов кубановедения" - победитель конкурса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_proekta.docx | 44.15 КБ |
annotatsiya.docx | 14.05 КБ |
prikaz_itogi_luchsh.kab_.kubanoved.pdf | 448.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Валуева С.И., учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова
Представление инновационного проекта
1. Тема: «Классный музей Победы»
- Обоснование проекта.
- Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к личностному развитию обучающихся в школе, опирается на системно-деятельностный подход к формированию личности в ходе освоения предметных знаний, умений, навыков, метапредметных умений мыслить, развития таких качеств личности, как интеллект, мышление, память, воображение, творческая активность и т.д.
Становление гражданского общества и модернизация российского государства требуют от системы образования тесного взаимодействия по формированию сознательного гражданина, патриота, начиная с первых лет обучения детей в школе.
Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. (Из материалов «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации»).
Инновационная составляющая проекта «Классный музей Победы» заключается в сопричастности каждого школьника в процессе реализации проекта к теме Победы советских войск в Великой Отечественной войне в год 75-летия этот события.
Данный проект направлен на пробуждение интереса младших школьников к тебе Великой Отечественной войны, сохранения памяти о предках, семейных традиций и формирования любви к своей Родине.
- Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта
- Закон от 29.12.2012 №273-Ф «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования;
- Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 год);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 года),
- Закон Краснодарского края от 16.07.2013 №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».
- Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической
и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.
Проблема заключается в том, что при обращении к историческим ценностям, заслугам и победам нашего государства младшие школьники часто выступают в роли пассивных наблюдателей, слушателей. Ситуация усугубляется тем, что все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, с которыми можно было лично побеседовать, услышать истории «из первых уст». Поэтому с каждым годом все труднее и труднее растить патриотов нашей Родины.
Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Решение этой задачи невозможно без создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.
Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.
Достаточно полно содержание данного понятия раскрыто в монографиях И.Е. Кравцова, И.Ф. Харламова, Т.Н. Мапькорской, трудах А.С. Макаренко.
- Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.
Целью инновационного проекта является: формирование патриотического сознания младших школьников через создание классного музея.
Основные образовательные задачи:
- первичное знакомство с проектной деятельностью,
- поиск эффективной формы воспитания патриотизма в мирное время.
Объектом инновационной деятельности является процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет инновационной деятельности – внеурочная деятельность, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников.
Гипотеза. Создание классного музея, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, будет способствовать повышению интереса учеников 1д класса к теме Победы и их вовлечённости в План мероприятий, посвящённых Дню Победы.
- Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).
Теоретико-методологическую основу проекта составляют научные идеи и положения, раскрытые в следующих монографиях:
- в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»;
- в своей монографии И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм, как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па мятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
- Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.
- А.С. Макаренко отмечал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».
Основой разработки проекта являются следующие концепции и подход:
Концепция критического мышления. Критическое мышление — это научный тип мышления, который используется для решения неординарных практических задач, включает в себя общее и предметное мышление, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, рефлексивностью, целеустремленностью, обоснованностью, контролируемостью и самоорганизованностью.
Концепция исторического образования. Функции которого заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии, а также предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа, формирование личности, ответственной перед обществом и государством.
Историко-культурный стандарт. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.
Личностно-ориентированный подход. Предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода заключается в создании условий для развития личности на основе изучения и учета ее задатков, интересов, способностей, права на ее уважение.
- Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.
В основе проекта положены следующие базовые идеи:
1. Патриотическое воспитание невозможно только в теории.
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся является процессом непрерывным и постепенным.
3. Единство образовательного и воспитательного аспектов.
4. Личностное развитие, самореализация учащихся - необходимая составляющая образовательного процесса школы.
5. Системно-деятельностный подход как методологическое основание развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
Механизм реализации инновационного проекта
Для реализации проекта разрабатывается план, определяется содержание конкретных шагов по его реализации. Основными исполнителями мероприятий являются ученики и учитель. Привлекаются к проекту и родители (по желанию).
- Обоснование новизны инновационной деятельности.
Новизна предлагаемого проекта: данный проект, позволяет отойти от традиционных форм патриотического воспитания младших школьников и вовлечь их в активную деятельность, которая учит их взаимодействию и сотрудничеству, дает возможность для формирования и проявления патриотических чувств и отношений.
- Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной. Управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов и т.д.
Этапы инновационного проекта
№ | Задача | Действие (наименование мероприятия) | Срок реализации | Полученный (ожидаемый) результат |
Этап 1. Наименование этапа, срок реализации | ||||
1 | Подготовительный | Поиск и обработка информации из разных источников. Анализ программ, практического опыта. Составление плана реализации проекта. Выработка алгоритма работы над проектом | август 2019 г. | Привлечение родителей к участию в проекте. Алгоритм реализации проекта |
2 | Анкетирование участников проекта | 1 неделя сентября | Результаты 1 среза мониторинга | |
Этап 2. Наименование этапа, срок реализации | ||||
1 | Деятельностный | Проведение комплекса действий по поиску экспонатов для Классного музея силами родителей, учителя, администрации школы | сентябрь 2019 г. | Накопление экспонатов будущего Музея |
2 | Проведение встреч с библиотекарем школы, офицерами кадетско-суворовского братства г. Геленджика | Повышение мотивации школьников к участию в проекте | ||
Этап 3. Наименование этапа, срок реализации | ||||
1 | Итоговый | Анкетирование участников проекта | октябрь 2019 г. | Результаты 2 среза мониторинга |
2 | Оформление экспозиции Классного музея | Экспозиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, развёрнутая в классе | ||
3 | Подготовка юных экскурсоводов из числа обучающихся | Проведение экскурсий по Классному музею для учеников начальной школы | ||
4 | Публичная презентация проекта за пределами школы | Участие в муниципальных/ краевых конкурсах патриотической направленности |
- Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта.
№ | Критерии и показатели (индикаторы) эффективности | Ожидаемый результат | Фактический результат |
| |||
Количество обучающихся - участников создания Классного музея, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне | 35% | 40% | |
| |||
Проведение экскурсий в Классном музее силами учеников 1Д класса/ количество учащихся начальной школы, посетивших Классный музей | 5/150 | 9/254 | |
| |||
Количество родителей - активных участников проекта | 35% | 70% | |
| |||
Авторский опросник | у 50% учеников –средний и высокий уровень интереса | у 64% учеников - средний и высокий уровень интереса |
Для оценки эффективности проекта будут использоваться следующие диагностические методы: анкетирование, беседа, анализ, наблюдение.
- Проектируемые результаты и инновационные продукты:
- ученики имеют первое представление о проектной деятельности;
- ученики совместно с родителями участвуют в проекте;
- повышение интереса учеников 1д класса к теме Победы;
- увеличение количества учеников и их родителей, желающих активно участвовать в Плане классных мероприятий, посвящённых Дню Победы.
Конечным продуктом является создание Классного музея, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
- Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта).
Практическая значимость заключается в возможности:
- распространения данного опыта в других классах начальной школы;
- апробации нетрадиционного для младших школьников конечного продукта.
Перспективы развития проекта
Основные перспективы развития проекта заключаются в следующем:
- формирование стойкого интереса к изучению темы Великой Отечественной войны и роли советского народа в Победе 1945 года;
- формирование высокой мотивации к участию в классных, школьных и городских мероприятий, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне;
- создание в классе Стены Памяти героев семей учеников 1Д класса – участников Великой Отечественной войны;
- участие учеников класса и их родителей во Всероссийской акции «Бессмертный полк» в г. Геленджике 9 мая 2020 года;
- трансляция инновационного опыта на разных образовательных уровнях.
- Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.
Для выполнения задач проекта необходима:
- вовлечённость родителей в План реализации проекта;
- сотрудничество с сотрудниками школьной библиотеки и школьного музея;
- поддержка администрации школы.
Ресурсами являются учебно-методические комплексы, книги, фильмы военной тематики, родители, родственники, сотрудники школы и сам педагог.
- Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.
Проект участвовал в муниципальном конкурсе «Лучшая экспозиция кабинетов кубановедения» в 2019 году. Стал победителем в номинации «Лучшая школьная экспозиция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» (Приказ УО администрации МО г-к Геленджик от 14.11.2019 г. № 845).
Список литературы
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)
- Издательство: Школьная Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен 2008г.
- «Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е. Лапина М.: ВАКО 2008г.
- Патриотический клуб «Память» В. Бартеньева. Волгоград: Учитель 2009г.
- «Патриотическое воспитание» И. Пашкович. Волгоград: Учитель 2006г.
- Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков. М.: Глобус 2008г.
- Дни воинской Славы России. А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» , 2009г.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.
- Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная Пресса 2008 г.
- Бузский, М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев ; Волгоград : ВолГУ 2008.
Предварительный просмотр:
Валуева Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова
Инновационный проект
«Классный музей Победы»
Аннотация
Проект был инициирован классным руководителем на первом родительском собрании будущих первоклассников в августе 2019 года в рамках Плана воспитательной работы к 1Д классе общеобразовательной школы.
Проект «Классный музей Победы» посвящён событиям Победы советских войск в Великой Отечественной войне и направлен на патриотическое воспитание учеников. Это первый шаг школьников к празднику Победы 9 мая 2020 года.
Проект охватил всех трёх участников образовательного процесса: учителя, родителей и учеников. В процессе реализации вышел за рамки одного класса. Был представлен на муниципальный конкурс ««Лучшие экспозиции кабинетов кубановедения» в 2019 г., где стал победителем в номинации «Лучшая школьная экспозиция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспозиция боевой славы 3-ей Гвардейской ордена Суворова Волновахской стрелковой дивизии, которая открыта в нашей начальной школе № 8 города Волхова Ленинградской области
В нашей « Восьмушке» на протяжении нескольких лет проводится огромная работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим на базе начальной школы соз...
Создание музейного уголка в кабинете ОПК, кубановедения.
Создание проекта, правильность оформления проекта...
Проект проведения Недели кубановедения , представленный на муниципальном этапе конкурса Учитель года Кубани в Крымске в 2012 году
Проект содержит описание каждого дня по определённой теме, с подобранными иллюстрирующими материалами,итогами проведения - из собственного опыта реализации в МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской...
Музейная экспозиция "Символы пионерской организации"
Музейная экспозиция "Символы пионерской организации"...
Лучшая музейная экспозиция о образовательной организации
Конкурсная работа...
Проект экспозиции "Нити времён"
День Победы – один из самых важных российских праздников. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного....
Муниципальный конкурс "Кабинет XXI века"
Учебный кабинет начальных классов -...