Проект "Классный музей "75 лет Победы" на муниципальный конкурс "Лучшие экспозиции кабинетов кубановедения"
классный час (1 класс)

Валуева Светлана Ивановна

Проект "Классный музей "75 лет Победы" на муниципальный конкурс "Лучшие экспозиции кабинетов кубановедения" - победитель конкурса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_proekta.docx44.15 КБ
Файл annotatsiya.docx14.05 КБ
PDF icon prikaz_itogi_luchsh.kab_.kubanoved.pdf448.73 КБ

Предварительный просмотр:

Валуева С.И., учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова

Представление инновационного проекта

1. Тема: «Классный музей Победы»

  1. Обоснование проекта.
  1.  Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет  требования к  личностному развитию обучающихся в школе, опирается на системно-деятельностный подход к формированию личности в ходе освоения предметных знаний, умений, навыков, метапредметных умений мыслить, развития таких качеств личности, как интеллект, мышление, память, воображение, творческая активность и т.д.

Становление гражданского общества и модернизация российского государства требуют от системы образования тесного взаимодействия по формированию сознательного гражданина, патриота, начиная с первых лет обучения детей в школе.

Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества. Патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. (Из материалов «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации»).

Инновационная составляющая проекта «Классный музей Победы» заключается в сопричастности каждого школьника в процессе реализации проекта к теме Победы советских войск в Великой Отечественной войне в год 75-летия этот события.  

Данный проект направлен на пробуждение интереса младших школьников к тебе Великой Отечественной войны, сохранения памяти о предках, семейных традиций и формирования любви к своей Родине.

           

  1.   Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта
  • Закон от 29.12.2012 №273-Ф «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования;
  • Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2010 год);
  • Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795);
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 года),
  • Закон Краснодарского края от 16.07.2013 №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае».

  1. Проблема инновационной деятельности. Степень теоретической

и практической проработанности проблемы инновационной деятельности.

Проблема заключается в том, что при обращении к историческим ценностям, заслугам и победам нашего государства младшие школьники часто выступают в роли пассивных наблюдателей, слушателей. Ситуация усугубляется тем, что все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны, с которыми можно было лично побеседовать, услышать истории «из первых уст». Поэтому с каждым годом все труднее и труднее растить патриотов нашей Родины.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном  компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

Решение этой задачи невозможно без создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы  ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д.

Достаточно полно содержание данного понятия раскрыто в монографиях И.Е. Кравцова, И.Ф. Харламова, Т.Н. Мапькорской, трудах А.С. Макаренко.

 

  1. Цель. Объект инновационной деятельности. Предмет инновационной деятельности. Гипотеза. Задачи.

Целью инновационного проекта является: формирование патриотического сознания младших школьников через создание классного музея.

Основные образовательные задачи:

  • первичное знакомство с проектной деятельностью,
  • поиск эффективной формы воспитания патриотизма в мирное время.

 Объектом инновационной деятельности является процесс патриотического воспитания младших школьников. 

Предмет инновационной деятельности – внеурочная деятельность, направленная на формирование патриотического сознания младших школьников. 

Гипотеза. Создание классного музея, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, будет способствовать повышению интереса учеников 1д класса к теме Победы и их вовлечённости в План мероприятий, посвящённых Дню Победы.

  1. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, концепции, положенные в основу проекта).

    Теоретико-методологическую основу проекта составляют научные идеи и положения, раскрытые в следующих монографиях:

- в монографии И.Е. Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости»;

- в своей монографии И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм, как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим па мятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

- Т.Н. Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

- А.С. Макаренко отмечал, что «патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная».

 Основой разработки проекта являются следующие концепции и подход:

Концепция критического мышления. Критическое мышление — это научный тип мышления, который используется для решения неординарных практических задач, включает в себя общее и предметное мышление, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, рефлексивностью, целеустремленностью, обоснованностью, контролируемостью и самоорганизованностью.

Концепция исторического образования. Функции которого заключается в приобретении научных знаний, раскрывающих основные закономерности функционирования общества во всей его противоречивости и многообразии, а также предполагает формирование умений и навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа, формирование личности, ответственной перед обществом и государством.

Историко-культурный стандарт. Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

Личностно-ориентированный подход. Предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации данного подхода заключается в создании условий для развития личности на основе изучения и учета ее задатков, интересов, способностей, права на ее уважение.

  1. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта.

В основе проекта положены следующие базовые идеи:

1. Патриотическое воспитание невозможно только в теории.

2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся является процессом непрерывным и постепенным.

3. Единство образовательного и воспитательного аспектов.

4. Личностное развитие, самореализация учащихся - необходимая составляющая образовательного процесса школы.

5. Системно-деятельностный подход как методологическое основание развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.

Механизм реализации инновационного проекта

      Для реализации проекта разрабатывается план, определяется содержание конкретных шагов по его реализации. Основными исполнителями мероприятий являются ученики и учитель. Привлекаются к проекту и родители (по желанию).

  1. Обоснование новизны инновационной деятельности.

Новизна предлагаемого проекта: данный проект, позволяет отойти от традиционных форм патриотического воспитания младших школьников и вовлечь их в активную деятельность, которая учит их взаимодействию и сотрудничеству, дает возможность для формирования и проявления патриотических чувств и отношений.

  1. Проектируемые этапы инновационного процесса с обозначением проводимой деятельности по различным направлениям: образовательной. Управленческой, взаимодействия с социумом, обогащения образовательной среды, транслирования продуктов и результатов и т.д.

Этапы инновационного проекта

Задача

Действие (наименование мероприятия)

Срок реализации

Полученный (ожидаемый) результат

Этап 1. Наименование этапа, срок реализации

1

Подготовительный

Поиск и обработка информации из разных источников.

Анализ программ, практического опыта. 

Составление плана реализации проекта.

Выработка алгоритма работы над проектом

август

2019 г.

Привлечение родителей к участию в проекте.

Алгоритм реализации проекта

2

Анкетирование участников проекта

1 неделя сентября

Результаты 1 среза мониторинга

Этап 2. Наименование этапа, срок реализации

1

Деятельностный

Проведение комплекса действий по поиску экспонатов для Классного музея силами родителей, учителя, администрации школы

сентябрь

2019 г.

Накопление  экспонатов будущего Музея

2

Проведение встреч с библиотекарем школы, офицерами кадетско-суворовского братства

г. Геленджика

Повышение мотивации школьников к участию в проекте

Этап 3. Наименование этапа, срок реализации

1

Итоговый

Анкетирование участников проекта

октябрь

2019 г.

Результаты 2 среза мониторинга

2

Оформление экспозиции Классного музея

Экспозиция, посвящённая

75-летию Победы в Великой Отечественной войне, развёрнутая в классе

3

Подготовка юных экскурсоводов из числа обучающихся

Проведение экскурсий по Классному музею для учеников начальной школы

4

Публичная презентация проекта за пределами школы

Участие в муниципальных/ краевых конкурсах патриотической направленности

  1. Критерии и показатели (индикаторы) эффективности инновационной деятельности. Диагностические методики и методы, позволяющие оценить эффективность проекта.

Критерии и показатели (индикаторы) эффективности

Ожидаемый

результат

Фактический результат

  1. Охват учащихся проектной деятельностью

Количество обучающихся - участников создания Классного музея, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

35%

40%

  1. Количество публичных экскурсий/охват учеников начальной школы

Проведение экскурсий в Классном музее силами учеников 1Д класса/ количество учащихся начальной школы, посетивших Классный музей

5/150

9/254

  1. Повышение родительской активности к жизни класса

Количество родителей - активных участников проекта

35%

70%

  1. Интерес к теме Великой отечественной войны

Авторский опросник

у 50% учеников –средний и высокий уровень интереса

у 64% учеников - средний и высокий уровень интереса

Для оценки эффективности проекта будут использоваться следующие диагностические методы: анкетирование, беседа, анализ, наблюдение.

  1. Проектируемые результаты и инновационные продукты:
  • ученики имеют первое представление о проектной деятельности;
  • ученики совместно с родителями участвуют в проекте;
  • повышение интереса учеников 1д класса к теме Победы;
  •  увеличение количества учеников и их родителей, желающих активно участвовать в Плане классных мероприятий, посвящённых Дню Победы.

Конечным продуктом является создание Классного музея, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

  1. Практическая значимость и перспективы развития инновации (проекта).

Практическая значимость заключается в возможности:

  • распространения данного опыта в других классах начальной школы;
  • апробации нетрадиционного для младших школьников конечного продукта.

Перспективы развития проекта

Основные перспективы развития проекта заключаются в следующем:

  • формирование стойкого интереса к изучению темы Великой Отечественной войны и роли советского народа в Победе 1945 года;
  • формирование высокой мотивации к участию в классных, школьных и городских мероприятий, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне;
  • создание в классе Стены Памяти героев семей учеников 1Д класса – участников Великой Отечественной войны;
  • участие учеников класса и их родителей во Всероссийской акции «Бессмертный полк» в г. Геленджике 9 мая 2020 года;
  • трансляция инновационного опыта на разных образовательных уровнях.

  1. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач инновационного проекта.

Для выполнения задач проекта необходима:

- вовлечённость родителей в План реализации проекта;

- сотрудничество с сотрудниками школьной библиотеки и школьного музея;

- поддержка администрации школы.

Ресурсами являются учебно-методические комплексы, книги, фильмы военной тематики, родители, родственники, сотрудники школы и сам педагог.

  1. Степень разработанности инновации с предоставлением ранее изданных материалов (публикаций, методических разработок), выполненных в рамках проекта.

Проект участвовал в муниципальном конкурсе «Лучшая экспозиция кабинетов кубановедения» в 2019 году. Стал победителем в номинации «Лучшая школьная экспозиция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне» (Приказ УО администрации МО г-к Геленджик от 14.11.2019 г. № 845).

Список литературы

  1.  Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»  (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795)
  2. Издательство: Школьная  Пресса Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен 2008г.
  3. «Я – гражданин России!» О. Жиренко, Е. Лапина М.: ВАКО 2008г.
  4. Патриотический клуб «Память» В. Бартеньева. Волгоград: Учитель 2009г.
  5. «Патриотическое воспитание» И. Пашкович. Волгоград: Учитель 2006г.
  6. Уроки служения Отечеству. А.Н. Вырщиков. М.: Глобус 2008г.
  7. Дни воинской Славы России. А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк и др. М.: «Просвещение» , 2009г.
  9. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников  А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович.- М.: Глобус, 2007г.
  10. Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи (сост., ред. Семенова Г.С.) Издательство: Школьная Пресса 2008 г.
  11. Бузский, М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания  М. П. Бузский, А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев ; Волгоград : ВолГУ 2008.



Предварительный просмотр:

Валуева Светлана Ивановна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова

Инновационный проект

«Классный музей Победы»

Аннотация

Проект был инициирован классным руководителем на первом родительском собрании будущих первоклассников в августе 2019 года в рамках Плана воспитательной работы к 1Д классе общеобразовательной школы.

Проект «Классный музей Победы» посвящён событиям Победы советских войск в Великой Отечественной войне и направлен на патриотическое воспитание учеников. Это первый шаг школьников к празднику Победы 9 мая 2020 года.

Проект охватил всех трёх участников образовательного процесса: учителя, родителей и учеников. В процессе реализации вышел за рамки одного класса. Был представлен на муниципальный конкурс ««Лучшие экспозиции кабинетов кубановедения» в 2019 г., где стал победителем в номинации «Лучшая школьная экспозиция, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспозиция боевой славы 3-ей Гвардейской ордена Суворова Волновахской стрелковой дивизии, которая открыта в нашей начальной школе № 8 города Волхова Ленинградской области

В нашей « Восьмушке» на протяжении нескольких лет проводится огромная работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.  В связи с этим на базе начальной школы  соз...

Создание музейного уголка в кабинете ОПК, кубановедения.

Создание проекта, правильность оформления проекта...

Проект проведения Недели кубановедения , представленный на муниципальном этапе конкурса Учитель года Кубани в Крымске в 2012 году

Проект содержит описание каждого дня по определённой теме, с подобранными иллюстрирующими материалами,итогами проведения - из собственного опыта реализации в МБОУ СОШ № 56 ст. Варениковской...

Музейная экспозиция "Символы пионерской организации"

Музейная экспозиция "Символы пионерской организации"...

Проект экспозиции "Нити времён"

День Победы – один из самых важных российских праздников. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного....

Муниципальный конкурс "Кабинет XXI века"

Учебный кабинет начальных классов -...