Консультация для воспитателей : " Нравственно - патриотическое воспитание детей в ДОУ "
консультация

Консультация для воспитателей :  " Нравственно - патриотическое воспитание  детей в ДОУ "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей:

«Нравственно - патриотическое воспитание детей в ДОУ.»

Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.

В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.

Одни считают, что нравственным качествам можно обучить. Другие – что их можно только привить. В любом случае, мы должны над этим работать. В первую очередь, сами соответствовать тем категориям, о которых рассказываем ребенку. То есть если говорим, что упавшему надо подать руку (в прямом и переносном смысле), то так и должны делать. А не сплетничать или подсмеиваться со стороны.

  «Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в младшем дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения общества».

Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи нравственного воспитания:

 формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

 Воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

Основные направления нравственного воспитания дошкольников

Воспитание гуманных чувств и отношений

Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

Воспитание коллективизма

Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

Воспитание дружеских взаимоотношений

Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.

Воспитание культуры поведения

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Компоненты культуры поведения:

Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).

Культура общения – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон).

Культурно-гигиенические  навыки – опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура еды.

Воспитание дисциплинированности – это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться.

Воспитание трудолюбия – это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.

Воспитание патриотизма. Патриотизм в современном ДОУ – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране,  трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране.

Воспитание веротерпимости и толерантности. Толерантность (от лат. – терпение) – это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе – признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны – верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности – истину, добро, красоту.

Воспитание интернационализма и этики межнационального общения.

Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей.

Воспитательное воздействие детской литературы.

Говоря о нравственном воспитании, нельзя не сказать об огромном значении художественной литературы в развитии личности ребенка. Книга – могучее средство воспитания: живыми, впечатляющими образами воздействует она на ум и чувства ребенка, заставляет проникнуться симпатией к положительным героям, ненавидеть глупых, злых, жадных, завистливых.

Ребенок стремится подражать любимым героям: доброму дяде Стёпе, смелому пожарному Кузьме. И никому не хочется быть похожими на героев их этих произведений: на девочку-ревушку из книги А. Барто, мальчика –неряху из «Мойдодыра» – это вызывает у детей осуждение, насмешку.

Читая малышу литературное произведение, взрослый становится как бы посредником между книгой и ребенком, ведь дети-дошкольники еще не читатели, а только слушатели. Взрослый должен так прочитать текст, чтобы его содержание дошло до сознания ребенка, затронуло его чувство, чтобы он хорошо представил образы, созданные автором.

После чтения иногда полезно задать малышу 2-3 вопроса с целью убедиться, насколько правильно воспринято им содержание книги. Старшему дошкольнику сразу после чтения вопросов можно не задавать, чтобы не разрушить художественного впечатления, произведенного книгой. К тому же дети в этом возрасте способны в значительной мере самостоятельно понять содержание и мораль книги.

В настоящей статье мне бы хотелось отметить, что воспитание детей в современном обществе в духе со временем этого общества является обязанностью каждой семьи. Родители должны проникнуться ответственностью перед государством за воспитание и дальнейшую судьбу своих детей – его будущих граждан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"

дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

консультация для воспитателей "Игры и игровые ситуации как средство нравственного воспитания дошкольников"

приведены игры, способствующие раскрепощению детей, созданию благоприятного психологического микроклимата....

профильная подпрограмма по нравственно - патриотическому направлению "Азбука нравственности"

Нравственное воспитание детей одна из актуальных и сложнейших проблем. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного о...

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа , поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Консультации для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду ,как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно эстетического воспитания детей дошкольного возраста"...