Урок правовой грамотности
классный час (3 класс)
Цель:- гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:- познакомить учащихся с Конституцией России;
- объяснить основные обществоведческие понятия;
- развивать познавательный интерес к своей Родине;
- воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
- воспитывать патриотические чувства;
- формировать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: презентационное оборудование; Конституция России, книга Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravovoy_gramotnosti.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конституция – Основной закон государства»
Цель:- гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:- познакомить учащихся с Конституцией России;
- объяснить основные обществоведческие понятия;
- развивать познавательный интерес к своей Родине;
- воспитывать уважительное отношение к символам своего государства;
- воспитывать патриотические чувства;
- формировать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: презентационное оборудование; Конституция России, книга Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн»
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
10 июля 1918 года в России появилась первая Конституция, которая была принята на 5 Всероссийском съезде Советов.
В 1922 году, после завершения Гражданской войны, фактически образовалось новое государство, которое было названо Союзом Советских Социалистических Республик.
С начала 90-х годов прошлого века в обществе развернулась ожесточенная политическая борьба, которая привела к тому, что Коммунистическая Партия Советского Союза утратила свои правящие позиции, а Союз Советских Социалистических Республик распался на ряд независимых и самостоятельных государств. И уже в независимой России начался процесс создания совершенно другого общества с рыночной экономикой, основанного на демократических принципах.
Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Учитель:- Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине.
3. Стихотворение
Учитель:- Как называется наша Родина? (Наша Родина – Россия).
Ученик
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким слово Русь.
4. Беседа.
Учитель:- Назовите столицу нашей Родины.
- Почему к Москве у нас особое отношение?
(Москва – главный город нашей страны. Москва – столица России.)
Работа со словарём.
Учитель:
- Какие символы государства вы знаете?
- Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Учитель:
- Государственный флаг означает единство страны.
- Под каким номером на слайде изображён флаг России?
-Опишите российский флаг.
Ученик:
-Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.
Бело-синему флагу России уже более трёхсот лет.
Учитель:
-Давайте рассмотрим герб нашей страны. Герб – это отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нём отражена история.
- Что представляет собой Государственный герб России?
1 ученик:
- Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символы.
Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце.
2 ученик:
- Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава – золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.
В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируя единство и независимость нашего государства.
3 ученик:
На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, в правой руке у него копьё, которое помогло ему победить змея.
Чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже более 500 лет.
Учитель:
- Что вы можете рассказать о государственном гимне России?
1 ученик:
- У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, посвящённая родине. Это символ, который прославляет могущество и величие нашей огромной страны.
2 ученик:
-Гимн исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований.
3 ученик:
-При исполнении гимна любой страны, люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Слушаем гимн России.
Учитель:
- О государственных символах России вы можете прочитать в книге Пчелова Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн» (Учащимся показывается книга.)
Учитель:
- Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам – это отношение и к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
- Что такое Конституция?
Учитель:
- Конституция – это основной закон государства.
- В Конституции записаны основные правила, по которым мы живём.
В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы.
- Какой праздник отмечается в нашей стране 12 декабря?
(День Конституции. 12 декабря 1993 года была прията Конституция,
по которой мы сейчас живём, Конституция Российской Федерации)
(Учащимся показывается Конституция).
Работа со словарём.
Учитель:
- Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живём
в России, а здесь написано Конституция Российской Федерации?
- Наша страна называется Россия, но её полное название
Российская Федерация.
- А что значит слово «федерация»?
- Федерация – это договор, союз.
Учитель:
- Наша страна называется Российской потому, что большинство её населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русским на её землях живут и другие народы. У многих из них есть свои республики, свои национальные округа, но все они объединились в федерацию – союз равноправных народов нашей страны.
- В нашей стране живут более 180 национальностей и народностей. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны.
Об этом записано в Конституции.
- Прочитайте тезисы из Конституции.
Учитель:
-В Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, более 50 статей.
Работа со словарём.
-А как вы понимаете, в чём различие понятий права и обязанности?
(Право – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность – это то, что граждане гарантируют дать своему государству).
Беседа.
Учитель:
-Давайте посмотрим, о каких правах и обязанностях говорится в нашей Конституции.
- Какими правами вы пользуетесь?
- Какие обязанности возлагаются на вас? На ваших родителей?
Права и свободы граждан | Обязанности граждан |
Право на жизнь Право на личную неприкосновенность Право на свободное передвижение Право на жилище и его неприкосновенность Право на труд Право на отдых Право на образование Право на охрану здоровья и медицинскую помощь Свобода мысли и слова Свобода творчества Свобода информации Свобода совести, свобода вероисповеданий Право на получение юридической помощи Право на получение социальной помощи Право избирать и быть избранным Равенство прав и свобод | Обязанность защищать Родину Обязанность соблюдать законы Обязанность сохранять природу и окружающую среду Обязанность платить налоги |
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Учитель:
- Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод,
а как немного обязанностей возлагает на нас Родина.
В нашей стране жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижать. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму.
Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание, но если при этом он несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Поэтому, прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
Закрепление.
Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
Отгадай сказку.
- В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
- В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
- В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
- В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
- В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
- В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
- Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
- Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
- Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
- Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
- Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
- Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
- Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
«Вопрос – ответ» - дополнительный материал.
Вопросы.1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).
4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).
5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).
- Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).
- Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. (Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране.) Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»?( Великобритания)
8.Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? (Неприкосновенность частной жизни)
9.Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. ( Супруг, близкие родственники)
«Определи статью»
- Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
- Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)
- Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)
- Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
- Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)
- Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)
- Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)
«Моя родина - Россия».
А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом будьте патриотами!
Дидактическая игра «Ваши права, дети».
Учащиеся слушаюm сmuхоmворенuя, оmрывкu uз лumераmурных проuзведенuй u рассказываюm, о какuх правах деmей в нuх говорumся,
l. Мы не просто так
Играем
В трактористов и врачей.
Мы не просто так
Взлетаем
Над родной страной своей.
Мы не просто так
Мечтаем.
На земле растить сады.
Потому что твердо знаем -
Наши сбудутся мечты. (Право на игры и отдых детей)
2. Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают гпицы,
Вы идете в первый раз
В первый класс учиться. (Право на образование)
3. Запели капели,
Вернулись грачи,
Берем мы гантели,
Ракетки, мячи.
На старты зовут
Ребят стадионы.
Воспитывай волю,
Характер крепи.
Все мы – спортсмены!
Все – чемпионы! (Право на занятия спортом)
- Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И, спасите, доктор,
Наших малышей. (Право на охрану здоровья)
- Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут.
Да и какая же мать
Согласится отдать
Своего дорого ребёнка-
Медвежонка, волчонка, слонёнка,
Чтобы несытое чучело
Бедное крошку мучило! (Право на жизнь)
- Талантливые дети
Надежды подают:
Участвуют в концертах, рисуют и поют.
А детские рисунки
На тему «Мир и труд»
Печатают в журналах,
На выставку берут. (Право на занятия искусством)
7. У меня растут года,
Будет мне 17.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься? Право на образование и труд
5.Итог
Учитель:
-Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, о правах и обязанностях граждан.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь
Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать себя и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились и живёте. Вы – будущее нашей Родины. Вам преумножать её славу и беречь её богатства.
- Я предлагаю закончить наше занятие песней о России.
(Учащиеся исполняют песню о России).
Учитель:
- Следующий классный час будет посвящён правам и обязанностям школьников.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок правовых знаний
Материалы для урока правовых знаний. Все о конвенции о правах ребенка. Очень подробно....
Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»
Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...
Урок правовых знаний
Данное внеурочное занятие разработано в качестве классного часа, который призван помочь учащимся познакомиться с понятиями "права" и "обязанности"....
Урок правовых знаний
Материал для классного часа в 1-2 классе...
Урок правовых знаний.
Ознакомление учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанно...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...
«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность
Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе...