Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"
учебно-методический материал (4 класс)
Доклад на тему "Экологическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Экологическое воспитание младших школьников
во внеурочной деятельности»
Подготовила: Лобова Е.В.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить несколько направлений работы.
Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как дидактические игры («Интеллектуальный лабиринт», «Умники и умницы» и др. ), беседы («Лесная аптека», «Моя красная книга», «Мое любимое животное» и др.), заочные путешествия («Знакомимся с природой дальних стран», «Путешествие в лесное царство» ), викторины и др.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные нашего края», «Моя красная книга», «Мое любимое животное», и др.).
К познавательно-развлекательному направлению можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия и т. п.
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, наши педагоги используют экологические сказки Например: театрализованное внеклассное мероприятие о загрязнении окружающей среды, об уничтожении редких видов растений, о правилах поведения на природе. Детям очень интересно участвовать в этом мероприятии: готовиться к нему, шить костюмы, готовить декорации. Данная форма проведения мероприятия способствует более успешному усвоению материала на экологическую тему. . Также у нас проводилась экологическая игра «День Земли». Главная идея этой игры – как сохранить красоту Земли? Дети путешествовали по нашей планете в воображаемой машине времени. В начале мы путешествовали в прошлое, где узнали, что можно было пить воду из реки, питаться травами и ягодами, люди редко болели. Затем дети перенеслись в настоящее и увидели, что экологическая обстановка стала намного хуже. Попав в воображаемое будущее, ребята предлагали свои решения экологических проблем.
Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. («Кто в лесу живет?», «Хочу все знать», «Что растет в лесу? Что растет на лугу?», «Счастливый случай», «Умники и умницы» и т.д.).
В практическое направление работы по экологическому воспитанию следует включать такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов, подкормка птиц и другие подобные мероприятия.
В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Птичья столовая», «Моя клумба» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной – озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за клумбами, экологические десанты по уборке территории, осенью – это снова приведение клумб в порядок.
И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки. На прогулках дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Большое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
Мои ребята с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты, выполняемые учащимися, осуществляются при помощи родителей. В процессе работы над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся самостоятельно делать выводы.
Следует сказать, что внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и интересна. Дети с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-то совместно создавать (например, поделки из природного материала, озеленять свой класс, ухаживать за своей клумбой). Они с удовольствием привлекают к своей работе родителей (проект «Моя кормушка»). Некоторые коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже вызывает у детей немаловажный интерес. И, конечно же, искренний интерес детей к природной среде побуждает их активно защищать её, улучшать, облагораживать.
При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются новые знания, воспитываются духовные, нравственные и волевые качества, такие, как дружба и взаимопомощь, взаимное доверие, настойчивость, выдержка, коллективизм. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются правила поведения в окружающем природно-предметном мире. Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- понимание жизни как высшей ценности;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Сложная экологическая ситуация, сложившаяся в стране, районе и в нашем городе в настоящее время, выдвигает новые задачи в области экологического образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.
На основании вышеизложенного, хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы с учащимися.
Приложение.
Игра «Загадки Лесовичка.»
Кузя и Маркеша весело шагают по тропинке. Кругом зелено, много цветов, небо высокое, голубое, а облака плывут белыми барашками. Хорошо! Вот и лес.
Маркеша. Смотри, Кузя, какой-то старичок сидит прямо на травке –муравке.
Кузя. Да это же старичок Лесовичок! Добрый день, дедушка!
Лесовичок. День добрый! В гости к лесным жителям отправились? А правила вежливости не забыли?
Выберите правило вежливости:
- Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
- Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
- Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Маркеша. Мы выбрали правила вежливости. А вы, ребята, выбрали?
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЗНАНИЙ»
Игра предназначена для внеклассной работы с учениками 3 и 4 классов средней школы. Вопросы, предлагаемые в игре, помимо сведений, известных учащимся, содержат много другой интересной для них информации, которая будет способствовать расширению кругозора и повышению интереса к обучению.
ПРАВИЛА ИГРЫ.
В игре принимают участие три команды. Игроки заранее знакомятся с правилами, схемой и темами вопросов. Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на время одно и то же задание (предварительное). Команда, выполнившая задание первой, начинает игру. Верно ответив на вопрос, команда после хода соперников
выбирает тему следующего вопроса, пользуясь указателями-стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и, дождавшись своей очереди, пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателям, выбывает из игры, уступая место запасным игрокам. Побеждает команда, первой ответившая на один из трех вопросов линии финиша. Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему как игровое поле.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Тема: «Насекомые».
Это очень полезное насекомое похоже на бабочку или стрекозу. Свое название оно получило из-за золотистого цвета глаз. ( Золотоглазка )
Стартовый вопрос 1 линии.
Тема: « Растение-барометр»
Ягода невкусная: очень уж большие косточки в ней. Но посмотри: если листочки этого растения закручены вниз – будет хорошая погода. Примета верная: растение – хороший барометр.
( Костяника)
Стартовый вопрос 2 линии.
Тема: « Медведь-иностранец»
Внешне эти звери очень похожи на медведей, но только очень маленькие. Рост взрослого животного всего 60 см, а новорожденного – всего 2 см. Некоторое время он растет, путешествуя в сумке-складке, расположенной, как у кенгуру, на животе. Через 8 месяцев перебирается на спину к маме и ездит таким образом. Медведица таскает своего малыша еще 2,5 года, пока он не станет самостоятельным. Они живут только в Австралии. Питаются эти животные листьями эвкалипта, причем не всеми подряд. В разное время года они едят листья разных эвкалиптов. Как называется этот вид семейства медвежьих?( Коала ).
Стартовый вопрос 3 линии.
Тема: « Осень»
Осенью, когда все чаще стоят холодные
дни, вдоль берегов рек на мелких местах
образуется тонкий неподвижный лед – за-
береги. О начале какого периода в жизни
реки говорит появление заберегов?
(Ледостав)
Вопросы по указателям.
Растение-хищник.
В северных и центральных районах нашей страны, где-нибудь на окраине торфяного болота встречается крохотное растеньице. На ее листочках в любое время суток поблескивают мельчайшие прозрачные капельки, будто капельки росы. Вся верхняя сторона и края каждого листочка усажены еле заметными красными волосками-ресничками. Прозрачная капелька на конце каждого волоска вовсе не вода, а густая, липкая слизь. Насекомое, попавшее в ловушку, обволакивается ею, край листа медленно загибается, и пища начинает перевариваться.
О каком растении идет речь? ( Росянка)
Птица-акробат.
Эта птица настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева и вверх и вниз головой. Маленькую короткохвостую птичку можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц.
( Поползень)
С миру по нитке…
Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и ко всему тому хрюкает, как свинья. ( Як)
Весна пришла.
Первый месяц весны – март – римляне назвали в честь бога Марса. Этот грозный бог был покровителем воинов в боях и походах, приносил им победы. А если не было войн, люди все свои силы направляли на поля: пахали и сеяли. И поэтому названия месяцам народ давал по приметам и явлениям природы. Какое название дал народ марту? ( Протальник )
Опасное оружие индейцев.
Этот овощ широко используют для приготовления приправ к разным блюдам, а южноамериканские индейцы в 1532 г. с его помощью одержали победу над испанскими завоевателями: они насыпали молотые плоды растения на тлеющие угли жаровен, ветер понес едкий белый дым, вызывающий кашель, чихание и слезотечение, в сторону неприятелей, и те, бросив оружие, обратились в бегство. Назовите этот овощ. ( Красный стручковый перец)
Домашнее животное.
Назовите животное, которого люди одомашнили в конце каменного века, а именно в 6-8 тысячелетии до нашей эры в Передней Азии. То, что дают человеку эти животные, обладает значительной прочностью, растяжимостью, гигроскопичностью и незаменимо при изготовлении тканей. Кто это? ( Баран)
Зимние чудеса.
Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это такое?
Хитрое «яблоко»
Родина этого растения – Китай, где оно появилось задолго до нашей эры. В Европе это дерево культивируется с начала 15 века. Само название плодов в переводе с немецкого языка означает «китайское яблоко». Некоторые деревья могут жить до 150 лет. Если не срезать с дерева созревшие плоды, то, повисев зиму желтыми, плоды весной снова позеленеют, а осенью вторично пожелтеют. О каком дереве идет речь?
( Апельсиновое дерево)
Чудо-городок
Снаружи жилище этих трудолюбивых насекомых – просто куча хвоинок и мелких веточек. А внутри – настоящий многоэтажный город с улицами, переулками, перекрестками. Кто построил чудо-городок?
( Муравьи )
Старый знакомый.
Эта маленькая серая птичка известна всем, а вот для коренных жителей Северной Америки она была диковиной. Ввезли ее туда в 1850 г., и потрудилась она на славу – за помощь в уничтожении гусениц ей поставили памятник в центральном парке города Бостон. ( Воробей )
- Легкая дымка
Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? ( Туман)
Достойная награда
Эта трава – вместилище здоровья. Один из древних писателей сказал, что соком этого растения награждали победителей состязаний в беге, которые проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью этого растения человек сумеет сохранить здоровье. ( Полынь)
Священное животное
В древнем Египте эти животные считались священными. В средневековой Европе этих животных черного цвета сжигали на кострах, а в Великобритании считают, что они приносят удачу. По мнению американского писателя М.Твена, это единственное животное, которое невозможно силой принудить к повиновению, а благодаря Р.Киплингу все знают, что гуляет оно само по себе. ( Кошка)
До 0˚ и выше
При повышении температуры воздуха до 0˚ и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется … (Оттепель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности
Представлен опыт работы по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Тема доклада: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности .
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение – создание и организация работы научно-творческих обществ учащихся. Это позволяет реализовать личностно ориентиро...
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Выступление на педсовете по теме "Патриотическое воспитание младших школьников на внеурочном занятии " Я - гражданин России"...