ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОССТАЮТ ПРОТИВ ПРАВИЛ?
статья

Наши дети, как правило, восстают не против самих правил и

ограничений, а против способа их «внедрения». Против того, каким

категоричным тоном мы, взрослые, говорим с ними, как легко мы

злимся и выходим из себя, когда ребёнок не подчиняется, как

требуем от него мгновенного подчинения того, о чём просим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_ugolke_psihologa_dlya_letnego_lagerya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ДЕТИ ВОССТАЮТ ПРОТИВ ПРАВИЛ?

 

Наши дети, как правило, восстают не против самих правил и ограничений, а против способа их «внедрения». Против того, каким категоричным тоном мы, взрослые, говорим с ними, как легко мы злимся и выходим из себя, когда ребёнок не подчиняется, как требуем от него мгновенного подчинения того, о чём просим.  

Вспомните, только честно, как обычно вы реагируете на нежелательный поступок ребёнка, на его «плохое поведение»?  

Вспомнили?

Как правило, мы очень часто злимся, раздражаемся, выходим из себя, можем прикрикнуть, одёрнуть школьника, наказать его. И в этот момент мы совершенно не думаем о том, что наша основная задача – это обучить ребёнка на будущее, чтобы он не повторял этих действий в дальнейшем и знал, как правильно действовать по-другому. И школьник, вместо того, чтобы чему-то научиться, в ответ на наши эмоциональные слова и действия либо обижается на нас, либо злится, либо начинает плакать или старается настоять на своём, чтобы защитить своё «Я».  

А если мы будем каждый раз помнить, что наша первостепенная задача – именно обучить ребёнка, то ситуации с его непослушанием будут складываться совсем по-другому.  

Каждая такая ситуация потенциально несёт в себе возможность для ребёнка узнать и понять что-то новое о себе, других людях и о мире. Главное, чтобы мы вовремя вспомнили об этом и не реагировали привычным образом – не ругали, не кричали, не наказывали, не лишали чего-то, не угрожали, не винили.  А ОБУЧАЛИ.

Как же обучать ребёнка в ситуациях, когда он совершает нежелательные действия?

Как результат – вы сразу увидите, насколько чаще ребёнок будет прислушиваться к вашим словам, насколько быстрее будет соглашаться с вами и насколько реже «плохо» себя вести. Вместо того чтобы ругаться с ребёнком, Вы будете помогать ему снова и снова учиться на своих ошибках. Чтобы в будущем он их не повторял.

ЧЕТЫРЕ ПРОСТЫХ ШАГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Шаг № 1 – СТОП.  

Чётко и внятно скажите, чтобы ребёнок прямо сейчас прекратил делать то, что он делает. Не нужно кричать и проявлять излишние эмоции. От ваших эмоций ребёнок быстрее напугается, вместо того, чтобы чему-то научиться. Говорите с ним обязательно в уважительной форме.

Ребёнок должен услышать от вас чёткое и ясное указание, что данное действие нужно сейчас же прекратить. Скажите это вежливо, но очень чётко и внятно. Важно, чтобы вы максимально завладели его вниманием (не говорите из другой комнаты или издалека, подойдите ближе к нему, дотроньтесь до него, присядьте на корточки).  

Примеры:

 Пожалуйста, прекрати прыгать на кровати.  Положи, пожалуйста, конфету туда, откуда ты её только что взял.  Этого делать нельзя. Прекрати, пожалуйста, прямо сейчас.  Сейчас же перестань …., пожалуйста.

Порой важно сказать два слова: «Маша, стой!». Это лучше, чем кричать: «Куда ты лезешь?», «Куда ты смотришь?», «Ты соображаешь, что ты делаешь?» и т.д.

 

 

Шаг № 2 – ОБЪЯСНЯЕМ ПРАВИЛО.  

Далее сформулируйте короткое правило для ребёнка, почему так делать нельзя. Это очень важный шаг. Это как раз и есть обучение ребёнка на будущее. Он должен понимать, почему так делать нельзя, какое за этим запретом стоит правило. Объясните правило в безличной форме, чтобы избежать слово «ты», которое часто заставляет ребёнка защищаться.    

 Пример:  «Спичками не играют» – вместо «Не смей играть спичками!»  «Конфеты едят после обеда» – вместо «Сейчас же положи конфету назад»  «За столом не балуются» – вместо «Прекрати баловаться!»   «Перебивать невежливо» – вместо «Не перебивай нас!»

Ребёнку нужно услышать правило много раз, прежде чем он усвоит его и из «внешнего указания» оно превратится во «внутреннее знание». «Он никогда ничего не понимает с первого раза» – так звучит частая жалоба родителей.

 

Наберитесь терпения и смиритесь с тем, что одни и те же правила ребёнку придётся повторять несколько раз, чтобы он их запомнил и научился новому. Помните чудесную пословицу: «Повторение – мать учения»? Мы любим повторять эту пословицу нашим детям, хотя сами часто забываем о ней. Нам хочется, чтобы ребёнок всё понимал «с первого раза».  

Поэтому, пожалуйста, не выходите из себя, если одна и та же ситуация повторяется несколько раз подряд. Не кричите: «Я же тебе уже говорила!», «Сколько раз тебе можно повторять!», «С первого раза ничего не понимаешь!» Вам нужно терпеливо и последовательно снова и снова повторять правила, которые вы уже объясняли раньше и реагировать всегда одинаковым образом, придерживаться одной и то же линии поведения. Ваше терпение, последовательность и твёрдость – залог того, что ваш ребёнок быстро усвоит новое правило и будет следовать ему.  

Шаг № 3 – АЛЬТЕРНАТИВА, ВЫБОР.  

Это важнейший и ключевой шаг, о котором мы, родители, очень часто забываем. Когда вы накладываете какое-то ограничение или запрет на действия ребёнка, вам обязательно нужно предложить ему какую-то альтернативу этому действию, какой-то другой вариант поведения.  Подумайте, а как ещё мой ребёнок может удовлетворить эту свою потребность по-другому? Как он может сделать то, что ему хочется, но по-другому, приемлемым способом? Чему я могу его научить? Это ваш огромный шаг навстречу ребёнку. Как правило, многое из того, что ребёнку «нельзя», ему на самом деле «можно» сделать в другом месте или с другим предметом или в другое время или как-то по-другому.  

Предлагая альтернативу или выбор, вы показываете ребёнку, что понимаете его, готовы идти ему навстречу и договариваться с ним. Вы не просто запрещаете, но так же показываете ему, как это делать «можно», предлагаете ему разные варианты.  

Это и есть обучение ребёнка на будущее. Наша задача – чтобы в следующий раз он не только вспомнил правило, но и знал, как повести себя по-другому. Кроме того, на категоричные родительские «нельзя», «я тебе запрещаю это делать» дети реагируют болезненно. А если вы тут же предлагаете ребёнку различные варианты и показываете, как это делать «можно», то ребёнок скорее пойдёт вам навстречу.

Пример:

 «Это нельзя делать здесь, но можно вон там или там»  «Это нельзя делать вот с этим предметом, но можно вот с тем или с тем»  «Это нельзя делать так, но давай попробуем вот так и вот так»  «Это нельзя сейчас, но можно будет через полчаса и мы можем всё подготовить»  «Это нельзя класть сюда, но можно вот туда или туда»   «Так делать нельзя, но можно вот так и так, давай попробуем»  

Такое «нельзя» воспринимается ребёнку намного легче, его внимание сразу переключается на различные другие варианты, из которых он может выбирать. Он видит, что взрослый идёт ему навстречу и старается ему помочь и тогда у ребёнка намного реже возникает обида и злость, сопротивление или желания делать «назло».  Да, ребёнок может выразить своё недовольство, может обидеться или разозлиться «по привычке», но вы сразу же увидите, насколько ему проще с вами согласиться, потому что вы не категоричны, вы в диалоге с ним и предлагаете выход, разные варианты. Ребёнок это обязательно оценит.  В этом подходе есть ещё один очень «жирный» плюс. Вы на своём примере показываете ребёнку, что нужно уметь договариваться, искать компромисс, идти навстречу другому человеку. Ребёнок видит, что из любой ситуации всегда есть выход и одно и то же действие можно сделать разными способами, стоит только подумать.

Шаг № 4 БЛАГОДАРНОСТЬ/ ДОБРОЕ СЛОВО  

Этот шаг нужен для того, чтобы завершить ситуацию на «позитивной ноте». Поблагодарите ребёнка за то, что он пошёл вам навстречу, согласился с вами. Покажите, как вы рады, что вам удалось договориться. Уточните, понял ли он ваше объяснение? Выразите надежду и веру в то, что в следующий раз ребёнок поведёт себя по-другому, вспомнив ваши наставления и объяснения.

Пример:

 «Как приятно, что мы можем с тобой договориться».  «Спасибо, что пошёл мне навстречу».  «Здорово, что нам удалось договориться».  «Я рада, что мы договорились».  «Давай обнимемся».  «Надеюсь, что ты меня понял и в следующий раз поступишь по-другому».

Итак, если ребёнок делает что-то «не то» и вам нужно быстро его остановить, применяйте 4 шага:  

1) Остановите ребёнка. 2) Объясните правило. 3) Предложите альтернативу. 4) Поблагодарите!  

Конечно, бывают ситуации, когда шаг № 1 – «Стоп» не нужен.  Тогда начните сразу с шага № 2: «Объясняем правило». Будьте уверены, что вы подошли к ребёнку, привлекли его внимание, что он вас точно слышит. Можете взять положить руку ему на плечо. Постарайтесь, чтобы ваши глаза  были на одном уровне с глазами ребёнка.  

Ребёнок обязательно должен проводить с мамой (и, по возможности, с папой) каждый день как минимум 45 минут в день, когда взрослый полностью эмоционально доступен для ребёнка и они вместе занимаются тем, что хочет делать ребёнок. Такое времяпрепровождение является гарантией того, что ребёнок не будет «добирать» недостающее внимание от взрослых своим нежелательным поведением.

Желаю вам, чтобы ваши отношения с детьми были такими, о которых вы всегда мечтали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему дети не хотят читать?

В этой проблеме наметились три основных направления:1) Дети читающие по слогам в течении 1,5 - 2 лет.2) Дети , читающие ниже определенных норм, которые есть каждой школе с 1-го по 3-й класс (инт...

Почему дети не любят читать

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гра...

Почему дети не любят школу? Статья.

Что сделать, чтобы ребёнок полюбил школу? Как сгладить переход из детства во взрослую жизнь. Причин нежелания учиться много....

Почему дети не читают?

Рекомендации для родителей....

Почему дети ругаются?

Консультация для родителей о речевом воспитании детей в семье....

Консультация для родителей Почему дети разные

Данный материал предназначен для проведения тематических консультаций с родителями младших школьников....

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...