Государственные символы России
методическая разработка
Данный материал предназначен для занятий по внеурочной деятельности и для внеклассных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennye_simvoly_rossii.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка классного часа «Государственные символы России»
Цель: уточнить понятие «Родина», «Россия»; развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства; познакомить с основным законом-Конституцией России, дать представление о правах ребёнка; объяснить детям, что означает «ПРАВО» и где отражены права; формировать представление о правах и обязанностях школьников; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: музыка гимна, карта России,
-Сегодня мы будем говорить о Родине, познакомимся с государственными символами, с Конституцией Российского государства. Послушайте стихотворение З. Александровой (читает подготовленный ученик)
Если скажут слово-Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки - берёзка скромница
И ромашковый бугор….
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Беседа.
Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина-это наши мамы, папы, бабушки и дедушки. (Комментирует учитель во время просмотра слайдов). Слайды 1-5
-Как называется наша Родина?
Работа с картой.
-Посмотрите на карту. (Учитель показывает на карте Россию.) Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Граница России проходит и по суше, и по воде.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она.
Знакомство с государственными символами.
Учитель: У каждой страны есть свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.
Ученик: Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
-Давайте рассмотрим герб нашей страны. (Слайд 6)
Герб-это такой государственный символ, которым можно любоваться, как произведением искусства. Фон герба - красный. На фоне щита - золотой двуглавый орёл Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама птица на солнце. Правой лапой сжимает орёл скипетр-жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава-золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государство и независимость её от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей-это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Двуглавый орёл является символом России уже 500лет.
Учитель: Есть ещё один важный символ нашего государства – флаг. (Слайд 7)
Флаг - нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучок травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Наш российский флаг - трёхцветный. Каково значение цветов, попробуйте понять, прослушав отрывки стихотворений.
1.Снежики так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете……(белом)
2.Спокойны и чисты рек русских воды,
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды.
Художник их раскрасил в………(синий)
3.Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под знаменем Победы ярко…(красным)
Учитель: Так что обозначает каждый из цветов?
4.Красный – отвагу, мужество, героизм
Синий - небо, благородство.
Белый - совершенство, чистота
Учитель: 22августа отмечается в нашей стране, как день Государственного флага Российской Федерации. (Слайд 8)
Учитель: У каждого государства кроме флага и герба есть свой гимн. Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях, во время подъёма государственного флага, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, люди слушают его встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. (Слайд 9)
Ученик: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия-любимая наша страна».
Ученик: Россией гордимся, России верны.
И нет на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
Ученик: А. Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил,
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества.
Учитель: Гимн слушают стоя. Давайте и мы встанем и послушаем гимн. (Звучит гимн)
Беседа. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
-Что люди могут делать и чего не могут?
-Что они обязаны делать и чего не обязаны?
-На что имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на вопросы жизнь превратили в неразбериху. Очень долго обсуждали эти вопросы, когда их решили появились законы, которые помогли устранить неразбериху.
-Что же такое законы?
Ученик: Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Ученик: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституция. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. А в 2013 году исполнилось 20 лет Конституции Российской Федерации. (Слайд 10)
Учитель: Конституция - основной закон, по которому мы живём. (Слайд 11)
Ученик: В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.
Ученик: Кроме прав у граждан России есть обязанности, которые отражены в основном законе.
Учитель: У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учёбу, отдых. А что же такое право?
Ученик: Право-это правила, по которому живут люди. Эти правила охраняет государство. Они определяют отношения людей в обществе.
Ученик:
Права ребёнка надо знать
Не только знать,
Но соблюдать
Тогда легко нам будет жить.
Играть, дружить и не тужить.
Учитель: Я предлагаю вспомнить тех героев сказок, которые нарушают права других, унижают и обижают их.
Вопросы:
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд
за вознаграждение держа кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас Барабас). (Слайд 12-1)
2). В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь? («Колобок»). (Слайд 12-2)
3). Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? («Баба Яга»). (Слайд 12-3)
Учитель: Какие же права есть, у вас школьников?
Ученик: Право на учёбу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятиях в кружках и секциях.
Учитель: Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности. Какие же обязанности у школьников?
Ученик: Уважать взгляды и свободу других людей, культурно себя вести в классе, в школе и за пределами, ходить опрятными, выполнять Устав школы.
Учитель: На доске 2 листа: Права и Обязанности
-Распределите слова в группы: учиться, лечиться, отдыхать, культурно себя вести, ходить опрятным, выполнять Устав школы, уважать взгляды свободу других. Встречи с вами ждут любимые вами сказочные герои Смешарики, посмотрите мультфильмы и скажите, какие ещё права имеют граждане. (Просмотр мультфильмов, обсуждение)
Ученик: Мы знаем о законе мало,
Но больше всех иных
Мы знаем, делать нужно то
Что благо для других.
Ученик: Человеку много нужно
Чтобы счастливо прожить
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить
Ученик: Нужен ветер, нужно море
Нужно море и леса.
Нужно счастье, нужна воля
И родные голоса.
Ученик: Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Всё почувствовать вокруг.
Подведение итогов.
-Что нового узнали? О чём расскажите дома?
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её Конституцию и гордились своей страной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Государственные символы России"
Открытое мероприятие в 3 классе по теме "Государсвенные символы России" подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....
Государственные символы России.
Внеклассное мероприятие...
Презентация "Государственные символы России"
Эта презентация поможет не только в проведении уроков по окружающему миру, но и в проведении различных бесед. В ней содержатся: карта России с видами различных мест, гимн, герб, флаг, портрет Александ...
Государственные символы России
Визуальное знакомство с государственными символами нашей Родины....
Государственные символы России
Цели и задачи; Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России - флагу, гербу, гимну; воспитание любви к Родине. ...
игра: поле - чудес "Государственные символы России"
Данное мероприятие проходит в форме игры, основной целью которого является знакомство с историей возникновения символов нашего государства; воспитание любви, гордости и уважения к Родине....
Занятие в группе продлённого дня "Я - гражданин России" (Государственные символы России)
На занятии ребята знакомятся с государственными символами России (флаг, герб, гимн)....