экологическая викторина «Сказочная экология».
план-конспект занятия (2 класс)
Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skaz._ekol._2-4_kla.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами встретились на экологической викторине «Сказочная экология». А что такое экология?
Экология - это наука, изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
Начало истории экологии прослеживается с глубокой древности. В те далекие времена каждый человек для того, чтобы выжить, должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силах природы, растениях и животных. Отношение человека и природы отразилось в мифах, легендах и сказках.
В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать чуть ли не всей деревней.
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающим миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животного (например, белорусская сказка «Зайчики»). Многие сказки были о мифических существах охраняющих леса, луга, болота и так далее (например, русская народная сказка «Леший»).
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение и экологический опыт поколений.
В 21 веке, читая сказки разных народов и авторов, мы, как и в старь, учимся нравственности у сказочных героев. А вот учиться бережному отношению к природе, слушая сказки, мало кто будет. А напрасно!
Сегодня мы с вами попробуем поискать экологию в народных и авторских сказках.
Для начала познакомимся с экологическим исследованием сказки «Царевна-лягушка».
Вопросы РАЗМИНКИ
- Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)
- Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)
- Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)
- Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги)
- В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)
- От чего утки плавают? (от берега)
- Сколько ног у паука? (8)
- Первые весенние птицы (грачи)
- Что делает ёж зимой? (спит)
- Каркуша - это : (ворона)
- Какая змея самая большая? (анаконда)
- Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)
- Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)
- Какие камни в море? (мокрые)
- Целый день летает, всем надоедает (муха)
- В пруду купался, а сух остался. (Гусь)
- Какие животные вылезают из кожи вон (змея)
- Рыжая плутовка (лиса)
- Он начинает неделю (понедельник)
- Первый весенний цветок (подснежник)
- Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)
- Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)
Педагог:
- Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее).
Назовите сказки, в которых встречаются растения.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Жар- птица» – яблоня
2. «Репка» – репа
3. «Мужик и медведь» – репа, рожь
4. «Снежная королева» – розы
5. «Золушка» – тыква
6. «Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка
7. «Царевна на горошине» - горох
8. «Царевна-лягушка» - дуб
9. «Гуси-лебеди» - яблоня
10. «Дикие лебеди» - крапива
11. «Аленький цветочек» - цветок
12. «Беляночка и Розочка» - розы
Педагог:
- Сказки о животных – это один из разделов сказочных повествований, которые на протяжении столетий передаются из поколения в поколение. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим языком, смеяться, плакать и переживать.
Назовите сказки, в которых люди превращаются в животных, а животные в людей.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Царевна-лягушка» - лягушка
2. «Финист - ясный сокол» - сокол
3. «Дикие лебеди» - лебедь
4. «Золушка» - крыса, ящерицы
5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - козленок
6. «Калиф аист» - аист, сова
7. «Беляночка и Розочка» - медведь
8. «Король- лягушонок» - лягушка
9. «Кот в сапогах» - лев, мышь
10. «Сказка о царе Салтане» - лебедь, коршун, комар, муха, шмель
11. «Карлик Нос» - гусыня
12. «Храбрая сердцем» - медведь
13. «Кукушка» - кукушка
14. «Иван-царевич и Серый волк» - волк
Педагог:
- Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т.д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.
Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.
Игроки советуются 5 минут, а затем капитаны, поочередно, называют сказки. (Каждая сказка – 1 очко)
1. «Два мороза» - мороз
2. «Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер
3. «Гуси-лебеди» - речка
4. «Ветер и Солнце» - ветер, солнце
5. «Как Луна появилась на небе» - луна
6. «Снег и заяц» - снег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая сказка"Сказочное путешествие Дельфи по морям"
Учебное пособие по водной экологии для младших школьников. Работа в сказочной форме знакомит детей с морями и океанами нашей планеты, а так же с животными и растительным миром морских водоемов....
Программа профильного экологического отряда "Юные экологи"
Программа разработана для пришкольного лагеря досуга и отдыха в летние каникулы. Программа состоит из пояснительной записки, цели, задач, принципов,направлений, ожидаемых результатов, плана - сетки....
Беседа "Ваши права". Правовая викторина. Сказочная викторина
Беседа. Виктоины для учащихся 2 класса...
Экологическое занятие «Сказочная экология» 1-4 класс
Занятие "Сказачная экология" направлено на получение азов экологических знаний через изучение сказок....
Клятва юного эколога к экологической викторине "Земля.Природа. Человек"
Материал представлен в интересной для детей форме: на отдельном листе - заповедь и фотография, отражающая ее смысл. Каждый лист в соответствии со сценарием предлагается соединить с последующим к...
Внеурочная деятельность как средство повышения познавательных способностей младшего школьника Программа экологического кружка "Юный эколог"
Актуальность созданной программы вытекает из ее содержания. На сегодняшний день экологическое обучение и воспитание детей – это необходимое условие выживания человечества. Экологическое образова...
Внеклассное мероприятие "Сказочная экология"
Изучение народных и авторских сказок с экологической точки зрения...