Программа кружка
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Предварительный просмотр:
ГБОУ «СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ V ВИДА»
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Заседание Педагогического Совета № 1 Заместитель директора по СП и ЗПД
от «31 августа 2018 года» ____________ Л.А. Балданова
____________ директор Л.П. Загвозкина
Программа кружка
«Чудо - шашки»
Составитель: Арданова Д.Г.
(воспитатель)
Срок действия программы 1 год
Возраст: 7-8 лет
2018-2019 год
Пояснительная записка
Особенности учебной программы
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов, обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
-единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
-системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Цель и задачи программы
Цель: Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
∙ обучение основам шашечной игры;
∙ обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Воспитательные:
∙ воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
∙ воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
∙ выработка у детей умения применять полученные знания на практике. Развивающие:
∙ развитие стремления детей к самостоятельности;
∙ развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
∙ научить оценивать свои и чужие поступки.
Эстетические:
∙ играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шашки в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
∙ осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Отличительные особенности программы:
Шашки – игра творческая. В этом, очевидно, заключается секрет её привлекательности. Шашки обладают исключительно сложным и занимательным игровым механизмом, предоставляют широкие возможности для применения логических и творческих способностей играющих. Поиски комбинаций, разбор вариантов, составление оригинального плана в игре – всё это нужно отнести к категории творчества.
Обучение игре «шашки» представляет собой воспитательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога – специалиста, направленность деятельности педагога и детей на реализацию задач воспитания и обучения, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т.д.). В то же время игра в шашки имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование умений и навыков наряду с оптимизацией развития человека.
∙ Основное направление предложенной программы обучения игре в шашки детей старшего дошкольного возраста характеризуется наличием нестандартной методики, выражающей идеи гармоничного развития ребенка. ∙ Программа поможет педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
∙ Подбор материала программы, его продуманное – от простого к сложному – расположение дают возможность сравнить творческие достижения детей с разным уровнем игры, убедительно показывая красоту, глубину и неисчерпаемость игры в шашки.
∙ Программа служит для того, чтобы воспитанники смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.
Этапы реализации программы
∙ Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
∙ На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
∙ На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
∙ На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
∙ Режим занятий:
Количество обучающихся: 14 учеников
Возраст, на который рассчитана программа: 7-8 лет
Количество учебных часов: 1 час в неделю.
Возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Формы и методы работы.
Возраст обучающихся 9-10 лет. Акцент при обучении делается на развитии внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения. Процесс обучения построен в формах, доступных для данной возрастной группы. Наряду с традиционными методами работы (беседа, объяснение, рассказ, демонстрация), предполагается широко использовать соревнования, игры, занимательные задачи. Чтобы совершенствоваться надо постоянно состязаться, поэтому на каждом занятии отводится время для 1-2 игр в шашки.
∙ Учитывая возрастные психологические особенности детей 9-10 лет, педагог делает акцент на развитии памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном направлении.
∙ Вид детской группы – группа постоянного состава;
∙ Набор детей – свободный 1 «в» класс.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания школьника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках.
Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать, как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-школьник обязан знать шашечный кодекс. Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.
Организация занятий по шашкам
Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.
Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего школьного возраста.
Обучение детей в шашки должно происходить в максимально игровой форме, учитывающей возраст и психологию ребенка. Обучение игре в шашки – процесс непростой, но при правильном подходе можно достаточно быстро добиться высоких результатов.
Содержание программы
Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности
Перспективное планирование
Сентябрь | |||
№ | Темы | Содержание разделов программы | Количество часов |
1 | Шахматная доска и фигуры. | Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. 2 Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. | 07.09 |
2 | Правила поведения при игре в шашки | Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. | 14.09 |
3 | Ходы и взятие фигур. Повторение. Закрепление | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 21.09 28.09 |
Октябрь | |||
4 | Цель и результат шашечной партии | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 05.10 12.10 |
5 | Общие принципы разыгрывания партии | Анализ учебных партий, игровая практика. | 19.10 26.10 |
Ноябрь | |||
6 | Понятие о шашечном турнире | Шашечные турниры, цель, правила проведения | 02.11 |
7 | Игровая практика | Применение. | 09.11 |
8 | Анализ игровой практики | Анализ учебных партий | 16.11 |
9 | Особенности хода дамки | Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения | 23.11 |
10 | Дамка против простых шашек | Умение использовать дамку против простых шашек. | 30.11 |
Декабрь | |||||||||||
11 | Тактические приемы и особенности их применения. Решение тестовых позиций. | Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Тактические удары, применение в игровой практике | 07.12 | ||||||||
12 | Понятие о комбинации | Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары. | 14.12 | ||||||||
13 | Игровая практика | Анализ игровых парий | 21.12 | ||||||||
14 | Игра «уголки» | Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры. | 28.12 | ||||||||
Январь | |||||||||||
15 | Введение. Элементы стратегии шашечной игры. (Теория и практика) | О шашках. Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. | 18.01 | ||||||||
16 | Тактика окружения. Использование отсталых и изолированных шашек | Тактика окружения (охвата) неприятельских сил. Принципы правильного и 2 последовательного окружения центральной позиции. Окружение как защитительная тактика. | 25.01 | ||||||||
Февраль | |||||||||||
17 | Цель и результаты шашечной партии | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. | 01.02 | ||||||||
18 | Шашечная комбинация | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | 08.02 | ||||||||
21 | Игровая практика | Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 15.02 | ||||||||
22 | Способы нахождения и подготовки шашечной комбинации | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | 22.02 | ||||||||
Март | |||||||||||
23 | Способы защиты. Закрепление. | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 01.03 | ||||||||
24 | Практическое закрепление материала. | Игровая практика | 15.03 | ||||||||
25 | Анализ учебных партий, игровая практика | Правила поведения при игре в шашки. Общие принципы разыгрывания партии | 22.03 | ||||||||
26 | Общие принципы разыгрывания партии. | Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашки. Анализ учебных партий, игровая практика. | 29.03 | ||||||||
Апрель | |||||||||||
27 | Атака и защита. | Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров. | 05.04 | ||||||||
28 | Особенности хода дамки. | Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. | 12.04 | ||||||||
29 | Дамка против шашек. | Умение использовать дамку против простых шашек. | 19.04 | ||||||||
30 | Игровая практика. | Соревнования. | 26.04 | ||||||||
Май | |||||||||||
31 | Подготовка к соревнованиям. | Повторение правил соревнований | 03.05 | ||||||||
32 | Практическое закрепление материала. | Игры в шашки | 10.05 | ||||||||
33 | Соревнование по шашкам между игроками. | Игры в шашки | 17.05 | ||||||||
34 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры. | Игры в шашки | 24.05 |
Условия для реализации программы
Оборудование, материалы.
Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (14 человек):
- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
- шахматные часы (2-3 комплекта);
Сроки реализации
Программа предусматривает проведение 36 часов в год, по одному занятию в неделю. Программа имеет две темы: основы игры, шашечная тактика.
Формы и виды контроля
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с учителем, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с учителем, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения дети должны знать:
∙ шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
∙ правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
∙ стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
∙ Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске. К концу учебного года ребенок должен уметь:
∙ ориентироваться на шашечной доске,
∙ правильно помещать доску между партнерами,
∙ правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
∙ применять на практике правила игры,
∙ следить за ходами противника, поправлять,
∙ решать простейшие комбинации,
∙ расставлять позиции с заданными условиями,
∙ рассчитывать соотношение сил.
Приобретение универсальных учебных действий(ууд) Коммуникативные:
∙ общение с педагогом, сверстниками, партнерами по игре, соперниками с использованием шашечного этикета. Уважение к сопернику,
∙ выработка лидерских качеств, собственного мнения, отстаивание его,
∙ контролирование собственных эмоций,
∙ использование профессиональных терминов, высказываний, пословиц.
Познавательные:
∙ применение знаний, правил, тактических приемов при решении задач,
∙ решение многоходовых задач по заданному алгоритму,
∙ использование знаний в практической игре,
∙ ориентирование на плоскости,
∙ схематизация шахматной доски и шашек, осуществление взаимопереходов между шахматной доской и диаграммой,
∙ анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Регулятивные:
∙ понимание и объяснение целесообразности соблюдения правил игры в различных стадиях партии, ошибочные и верные ходы,
∙ создание плана реализации преимущества,
∙ предвидение развития позиций,
∙ предсказывание результата партии на основании оценки позиции партии, ∙ оценка позиции, оценка возможности применения нового материала в практической игре: возможность применения тактического приема, проведения шашки в дамки, блокировка шашек,
∙ выявление собственных ошибок и ошибок противника при разборе партии.
Результаты деятельности кружка «Шашки»
Результатом первого уровня (приобретение детьми социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни) будет являться: - усвоение ребенком правил поведения на занятиях,
- усвоение правил конструктивной групповой работы в коллективе,
- принятие правил этикета в игре – уважение противника,
- принятие ответственности за собственные поступки, действия (правило «Взялся – ходи», нельзя подсказывать)
Результатом второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества) будет являться:
- развитие эстетического вкуса при изучении комбинаций,
- познание ребенком ценности и важности занятия шашками.
Результатом третьего уровня (получение опыта самостоятельного социального действия) будет являться:
- опыт самостоятельного социального действия ребенок приобретает, играя в шашки за пределами кружка,
- участвуя в турнирах за пределами кружка, ребенок приобретает опыт коммуникативного взаимодействия и общения с малознакомым или незнакомым противником за счет общего интереса. Дети обсуждают прошедшие партии, рассказывая друг другу «о том, как надо было ходить», делясь своими переживаниями, мыслями, развивая память и пространственное мышление, восстанавливая в памяти ходы.
Материально-техническая база
Самостоятельное обучение шашкам невозможно без изучения шашечной литературы. Книги и журналы на шашечную тему посвящены различным стадиям и приемам шашечной игры, в них собран богатейший опыт сильнейших игроков и тренеров. Очень важно обучаться шашечной игре по книгам поэтапно, правильно подбирая шашечную литературу в соответствии со своим уровнем игры, новичку вряд ли удастся все понять и многому научиться сразу по книгам, предназначенным для шашистов высокой квалификации.
Для проведения занятий необходимы:
Шахматные доски с шашками в комплекте, демонстрационная доска, материал.
Список используемой литературы для детей
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2015
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2015 - №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2016. - №4
Список используемой литературы для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 201
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,2015
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2015 - №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( рассчитана на детей 1 классов) Срок реализации программы – 1 год
ПРОГРАММА КРУЖКАИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« СИНЯЯ ПТИЦА»( рассчитана на детей 1 классов)Срок реализации программы – 1 год...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"
Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...
Программа кружка «Азбука добрых дел» (программа "Школа России")
Программа кружка «Азбука добрых дел»...
Рабочая программа кружка "Веселая программа"
Пояснительная записка...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...