Классный час для 2-4 классов. «900 лет Югорской земле»
классный час (4 класс)

Мурсалимова Надежда Ивановна

Цель - развитие гражданского общества путем формирования общероссийской и региональной идентичности жителей автономного округа на основе сведений о древней истории родного края, а также современных социально-экономических достижений и перспектив устойчивого развития Югры, патриотического воспитания подрастающего поколения, популяризация исторического наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dlya_2-4_klassov_900_let_yugorskoy_zemle.docx150.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новоаганская  ОСШ имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова»

Классный час

для 2-4 классов.

«900 лет Югорской земле»

                       http://900igr.net/up/datas/138898/007.jpg

                                                     Выполнила: Мурсалимова

                            Надежда Ивановна, учитель

                                  начальных классов I-категории.

2018 г.

Цель - развитие гражданского общества путем формирования общероссийской и региональной идентичности жителей автономного округа на основе сведений о древней истории родного края, а также современных социально-экономических достижений и перспектив устойчивого развития Югры, патриотического воспитания подрастающего поколения, популяризация исторического наследия.

Задачи - привлечение интереса к историческому и культурному наследию многонационального народа автономного округа; формирование образованного, интеллектуально и творчески развитого подрастающего поколения; воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее Югры.

Оборудование: выставка детских рисунков, символика округа, материалы исторического, краеведческого, экологического характера

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель. - Добрый день, всем, кто нас слышит!

Добрый - не только из-за ясной погоды, а прежде всего из-за добра, который он нам несёт. Вот и кончилось весёлое, беззаботное лето, а вместе с ним умчались летние каникулы. Сегодня - день начала учёбы, новых встреч с огромным миром знаний.

Добрый день, ученики!
Добрый день, родители!
В гости вы пришли не зря,
Ведь сегодня в школе праздник,
Праздник 1 сентября!

-Россия – страна, где основой основ всегда было и является внутреннее содержание.

Знания – вот главное богатство, каждого истинного Россиянина.   Дорога знаний – это именно тот путь, на который сегодня спешат встать миллионы российских школьников и студентов, сотни тысяч первоклассников и среди этой многочисленной гвардии, девчонки и мальчишки 3б класса Новоаганской школы имени Г.К.Жукова. Россия – страна в котором мы с вами живём.

-А как называется округ в котором мы проживаем? Назовите  столицу нашего округа, район.

И сейчас мы с вами побеседуем о нашем округе, об его истории

2. Введение в тему: (краткая историческая справка)

Учитель: В 2018 году исполняется 900 лет первому подтвержденному упоминанию Югры в русских исторических летописях. Первое датированное упоминание Югры в русском летописании относится к Повести временных лет и связано с сообщением новгородского боярина Гюряты Роговича о походе своего дружинника (отрока) в Печору к людям, которые дают дань Новгороду. Оттуда отрок пошел «в землю Югорскую. Югра  же — это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах». Запись с упоминанием Югры была сделана в 1118 году в одной из ранних редакций Повести временных лет. После первого упоминания Югра регулярно появляется на страницах русского летописания, чтобы в дальнейшем стать частью государства Российского. Исходя из этого первое упоминание Югры в Повести временных лет можно принять в качестве точки отсчета неразрывности истории Югры и России, становления российской государственности по пути многонациональной евразийской державы.

 Показ слайдов «Югорская земля»

Учитель: Ханты-мансийский автономный округ - это огромная территория. Его площадь составляет 534 тысячи 800 кв. км. На его просторах могло бы расположиться любое государство Европы, кроме Франции. С севера на юг округ протянулся на 900 км, с запада на восток - на 1400 км.

Округ имеет собственную территорию, Устав, герб, флаг, собственные органы законодательной, государственной власти и местного самоуправления. Столица округа - Ханты- Мансийск.

Конкурс «Собрать герб, флаг» и рассказать, что означают цвета и рисунки.

Округ образован 10 декабря 1930 года, и назывался Остяко-Вогульский национальный округ. Земля, на которой расположен наш округ, является исторической родиной обско - югорских народностей: ханты, манси, ненцы и селькупы. Сегодня на территории округа их проживает чуть больше 20 тысяч.

Ханты – Мансийский автономный округ - это удивительный край лесов, озёр и болот. На пути к Северному Ледовитому океану его пересекают две великие реки Сибири – Обь и Иртыш. По берегам рек и озёр тянутся к небу густые хвойные леса – зелёные лёгкие Земли. За короткое лето в лесах поспевают кедровые орехи и ягоды.

Учитель: какие ягоды растут в нашем округе?

( брусника, черника, клюква, голубика и т.д.)

Учитель: Животный мир богат и разнообразен.

Игра  «Кто больше» дети поделились на 3 группы. Каждая группа по очереди называет животных края, кто последним назовёт тот и выиграет.

На западе высятся горные вершины Северного и Приполярного Урала.

В его недрах геологи обнаружили множество полезных ископаемых: золото, серебро, алюминий, вольфрам, железо, медь, молибден, платина, титан, хром, а также горный хрусталь, мрамор, самоцветы. В предгорьях открыты залежи бурого угля. А на равнинах – нефть, природный газ и торф.

Этот край таит еще много тайн, только надо суметь их увидеть. Мы отправляемся в путешествие по Югорской Земле. Постарайтесь прислушаться к голосу истории. Разглядеть необычное в привычном и повседневном, тогда каждый станет настоящим знатоком края.

Дети читают стихи по одной строке.

Я Родины себе не выбирал

Она, как жизнь, даётся от рождения,

Мне стала вьюжная суровая Югра

Отечеством, той точкой становления…

Кто не бывал в тайге Югры,

Я приглашаю вас сюда.

Сейчас она не снежная пустыня –

Полюбите наш край наверняка.

Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга,

В любой зайдёте чум – вас ждут всегда

Гостеприимство и забота друга.

Суров мой Север лишь на первый взгляд:

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад

И обогреть душевной теплотою!

Разминка. Вопросы для детей

1. Чем занимаются ханты и манси?

(оленеводство, рыбоводство, охота, сбор дикоросов)

2. Назовите транспортное средство хантов (олени)

3. Как у народов ханты называется место, где пасутся олени (пастбище)

4. В каких строениях живут ханты и манси? (в чумах)

5. Из чего делают чумы? (жерди, оленьи шкуры)

6. Как называется место, где живут коренные жители? (стойбище)

7. Из какого материала хантыйские женщины шьют одежду? (оленьи шкуры)

8. Чем украшают они одежду? (бисером)

9. Как называются хантыйские сани? (нарты)

10. Как называется праздник, символизирующий приход весны? (праздник вороны)

На территории ХМАО обитает 360 видов животных. Наиболее распространёнными и ценными являются соболь, куница, лисица красная, горностай, бурый медведь, лось, северный олень, белка и заяц – беляк. В озёрах и реках обитает ондатра. Птиц промысловых и водоплавающих 256 видов.

Музыкальная физкультминутка «У оленя дом большой».

Викторина «По родному краю»

- Конкурс: «По краю озера и болот»

1. В переводе с языка коми названия этой самой большой реки края означает «тетя по отцу», или «голубой снег», а с иранского языка переводится «большая вода», наша великанша длиннее Волги, а по площади водосбора превышает все реки России. Это еще и река труженица. Назовите ее? (Обь)

2. Где искать Зайцеву речку? (Этот поселок находится в Нижневартовском районе).

3. На слиянии каких 2-х рек расположен город Ханты-Мансийск? (Иртыш и Обь).

4.Назовите реки, которые текут около  поселка Новоаганск.

(Аган, Варьёганка)

- Конкурс: «Познаем тайны леса».

1. Как называется бугорок на сыром лугу? (кочка).

2. Кедр называют долгожитель. Сколько лет живет кедр? (до 400-570лет)

3. В каком лесу не живут комары? (в хвойном.)

4.Как называется хвойное листопадное дерево? (лиственница)

- Конкурс: «В царстве подводного мира»

В реках водятся 42 вида рыб, среди них 8 видов ценных пород.

 (муксун, нельма, осетр, стерлядь, пелядь-сырок).

1. Быстрая, глазастая, хищная, зубастая. Кто же эта злюка? (щука).

2. По чему можно определить возраст рыбы? (по чешуе)

- Конкурс: «Животный мир»

  1. В лесу крупнее зверя не нашлось раз он сохатый, значит... (лось)
  2. Что за зверь зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)
  3. Бьет копытами “цок-цок”, снег летит, крупа, песок.
  4. Знают все, кому не лень, это - северный ... (олень)
  5. На свинью похож он очень
    Но в щетине в шерсти точно.
    Два клыка торчат из пасти,
    Да к тому же он всеядный. (кабан)
  6. Хищный зверёк, чуть побольше хорька,
    Светло-коричневый мех у зверька,
    Днём озорница, в тайге не ленится,
    Прыгает с ветки на ветку.......(куница)
  7. Работящие зверьки строят дом среди реки. 
    Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)
  8. Пять полосок на спине, ушки на макушке
    Есть защёчные мешки, в них ношу продукты.
    Почки, жёлуди, грибы очень обожаю
    И запасы на зиму в норке оставляю (бурундук)

- Конкурс: «Птицы наши друзья»

В регионе зарегистрировано около 260 видов этих теплокровных яйцекладущих позвоночных животных. В основном орнитофауна области представлена перелётными птицами приуроченными к водным и околоводным биотопам: утки (кряква, свиязь, хохлатая чернеть, чирок-свистунок, шилохвость, широконоска), гуси (белолобый, белый, серый), лебеди (кликун, малый), чайки (малая, озёрная, сизая), казарки (краснозобая, чёрная), кулики (бекас, большой улит, гаршнеп, дупель, кулик-воробей, кулик-сорока, мородунка, турухтан, фифи, черныш, щёголь), журавли (серый, чёрный, стерх) 

1. Эта птица имеет длинную шею, белоснежные перья. Величаво, медленно плавает по воде (лебедь).

2. Клюв крючком, глаза пяточком, сама ушастая (сова).

3. Эта птица никогда не строит себе гнездо, соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает (кукушка).

4. У меня - ходули, не страшны болота, лягушат найду ли я - вот моя забота (цапля).

-Конкурс: «Города и поселки Югры»

1. Какой город является столицей нашего округа (Ханты-Мансийск)

2. Какие города есть на территории нашего округа (Сургут, Нижневартовск, Радужный, Мегион и т. д.)

3. Какие поселения есть на территории Нижневартовского района (Излучинск, Новоаганск, Ваховск, Корлики, Аган, Варьеган и т. д.)

4. Какой город называют нефтяной столицей сибири (Нижневартовск)

 Итог занятия

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по удивительному, красивому, щедрому краю –Югре. Это удивительный край воспет в произведениях многих поэтов и писателей. Давайте и мы с вами в заключение нашего занятия прочтем стихи о Югре.

Дети: (читают стихотворение построчно)

Ханты-Мансийская земля!

Ты край озёр, болот и рек,

Осваивать твои просторы

Сюда приехал человек!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Ты всей стране теперь известна,

Ханты-Мансийская земля!

Здесь нефть и газ открыли люди,

Дороги строят, города!

Тебя мы любим, край Югорский,

Ты в нашем сердце навсегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле»

Сформировать у учащихся представление о профессии учителя. Повысить престиж профессии учителя....

Классный час во 2 классе «Александр Невский – богатырь земли Русской»

Классный час был проведен 1 сентября во 2 классе КРО (первый год обучения)....

Классный час "Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле"

Классный час для учащихся начальной школы, посвященный Дню Учителя....

классный час "Югорская земля"

Цели классного часа: ·         развитие познавательного интереса к природе, умение видеть необычное в привычном;·...

Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"

урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...