Кружок "Занимательная грамматика"
рабочая программа (4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол № от августа 2018г. |
Утверждаю Директор школы _____/ А.А.Еграшина/ Приказ № от августа 2018 г.
|
Программа внеурочной деятельности
Занимательная грамматика
для 4 класса
срок реализации программы
(на 2018/2019 учебный год)
Составитель: Панова Г.И.,
учитель начальных классов,
I категория
с. Старый Онохой
2018г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» рассчитана на учащихся 4 класса. Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах:
1 Коммуникативный
- развитие умения ориентироваться в ситуации общения - знакомство с различными ситуациями общения ( устными и письменными, речевыми и неречевыми) - развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности ( деловой, художественной, научно – познавательной) - организацию учебного ( делового) общения в паре, в группе на основе уважения, взаимопонимания в совместной деятельности
2 Познавательный
- язык – важнейшее средство познания мира - развитие мышления, интуиции, воображения учащихся - поэтапное усвоение важнейших понятий курса русского языка 4 класса - осмысление понятия «культура» -освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий - рассмотрение слова как сложного языкового знака
3 Принцип личностной направленности обучения и творческой активности
- пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания - развитие интереса к изучению языка и творческой активности - знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры - творческая самореализация личности в процессе изучения русского языка
Изучение русского языка на основе этих трех принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому изучение русского языка становится интересным и доступным для ребенка.
Место курса в учебном плане
На внеурочную деятельность «Занимательная грамматика» в 4 классе (внеурочное время) выделяется 34 часа (1 час в неделю)
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2 Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4 Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1 Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3 Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4 Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5 Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6 Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач.
7 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9 Овладение следующими логическими действиями:
-сравнение;
-анализ;
-синтез;
-классификация и обобщение по родовидовым признакам;
-установление аналогий и причинно – следственных связей;
-построение рассуждений;
-отнесение к известным понятиям.
10 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11 Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12 Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание программы
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (изучается во всех разделах курса). Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления о прямом и переносном значении слова. Знакомство с понятием «фразеологические обороты», их употреблением в речи.
Состав слова (морфемика) овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Склонение имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные (общее представление).
Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление).
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. Глаголы – исключения.
Имя числительное. Значение и употребление в речи.
Наречие. Значение и употребление в речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий (общее представление).
Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения (общее представление). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сложные предложения (общее представление). Конструирование сложных предложений из простых.
Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи ( описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в текстах синонимов и антонимов.
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;
- расширять представление о речевом общении;
- составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;
- составлять тексты определенного типа (описание, повествование, рассуждение)с учетом цели общения;
Фонетика, графика, лексика
Обучающийся научится:
- объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
- понимать роль письменности в истории человечества;
- находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова;
- пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов)
Состав слова
Обучающийся научится:
- разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание;
- объяснять написание частей слова
Морфология
Обучающийся научится:
- различать части речи, выделять их признаки;
- определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;
- верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм;
- выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
-определять лицо личных местоимений, верно писать местоимения с предлогами;
- употреблять местоимения в собственной речи;
- определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
- определять время и лицо глагола;
- объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
- употреблять числительные в речи;
- находить наречия в предложении;
- распространять предложения наречиями
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
- выделять словосочетание в предложении;
- определять связь слов в словосочетании;
- распространять предложения словосочетаниями
Предложение
Обучающийся научится:
- проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
- находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
- сравнивать простые и сложные предложения;
- ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях
Текст
Обучающийся научится:
- распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание;
- озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
- составлять план текста, делить текст на части.
календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Формы познавательной деятельности, самостоятельной работы | Формы контроля | Формирование УУД (виды деятельности учащихся) | Дата | Фактическая дата занятия |
1 | «В мире безмолвных и неведомых звуков» | Характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о первоначальных видах общения людей | Практическая работа, работа в паре | Предметные:объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека; понимать роль письменности в жизни человечества Метапредметные | ||
2 | Игра – занятие «Волшебные слова» | Составлять правила употребления в речи «Волшебных слов»;контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; - расширять представление о речевом общении; -составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета | Соревнование по командам «Употребление в речи «Волшебных слов» | Предметные:использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении Метапредметные | ||
3 | Фразеологичес-кие обороты. | Составлять рисунки и комментарии к фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем; | Составление рисунков и комментариев к фразеологическим оборотам (по группам); практическая работа с фразеологическим словарем | Предметные: использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении.Метапредметны | ||
4 | «В глубь веков на Машине времени» | Характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки зрения общения в совместной деятельности;понимать роль письменности в истории человечества; | Работа в паре; презентация рассказов учащихся по теме урока. | Предметные:составление рассказов о жизни людей в первобытном обществе; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; Метапредметные | ||
5 | «К словам – родственникам» | Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, пользоватьсялингвистическими словарями (словарем синонимов) | Составление синонимических рядов; практическая работа со словарем синонимов | Предметные:понимать значение синонимов в составе русского языка; развивать умение применять словарь синонимов для выполнения заданий учителя; составлять и комментировать полученные синонимические ряды. Метапредметные | ||
6 | «К словам – родственникам» | Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, пользоватьсялингвистическими словарями (словарем синонимов) | Составление синонимических рядов; практическая работа со словарем синонимов | Предметные:понимать значение синонимов в составе русского языка; развивать умение применять словарь синонимов для выполнения заданий учителя; составлять и комментировать полученные синонимические ряды. Метапредметные | ||
7 | «Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение» | Характеризовать главные и второстепенные члены предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в словосочетании;распространять предложения словосочетаниями | Работа в паре; самостоятельная работа | Предметные: проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; иметь представление о дополнении как второстепенном члене предложения Метапредметные | ||
8 | «Все ли однородные одного рода» | Проводить разбор предложения,выделять главные и второстепенные члены предложения;находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; | Практическая работа, работа в паре | Предметные: использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении. Метапредметные | ||
9 | Конструирование сложных предложений из простых предложений. | Находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных предложений из простых предложений. | Практическая работа; обсуждение составленных предложений | Предметные:сравнивать простые и сложные предложения; ставить знаки препинания в элементарных сложных предложенияхМетапредметные | ||
10 | Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» | Применять орфографический словарь для составления словосочетаний; составлять предложения с однородными членами. | Практическая работа с орфографическим словарем; проверка выполнения практической работы | Предметные: выделять словосочетание в предложении; определять связь слов в словосочетании; распространять предложения словосочетаниями Метапредметные | ||
11 | «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» | Корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; составлять предложения с употреблением слов в прямом и переносном значении | Работа в группе: составление шуточной таблицы «Прямое и переносное значение слова» (по выбору учащихся) | Предметные:использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; расширять представление о речевом общении.Метапредметные | ||
12 | «В гостях у Омонимов и Антонимов» | Характеризовать значение омонимов и антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями. | Практическая работа со словарями омонимов и антонимов (работа в паре) | Предметные:находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях омонимы, антонимы, пользоваться лингвистическими словарями (омонимов, антонимов) Метапредметные | ||
13 | «Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?» | Объяснять значение частей слова;разбирать слова по составу | Практическая работа в разборе слов по составу, работа в паре | Предметные: разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова. Метапредметные | ||
14 | «Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы». | Объяснять значение частей слова;разбирать слова по составу | Практическая работа в группе: упражнение в разборе слов по составу. | Предметные: разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова. Метапредметные | ||
15 | «Основа плюс морфема, или как делают слова» | Знать и объяснять понятие «морфема»,образовывать новые слова с помощью различных морфем. | Практическая работа в группе «Образование слов» | Предметные:разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова.Метапредметные | ||
16 | Игра - занятие «Образование слов» | Знать и объяснять понятие «морфема»,образовывать новые слова с помощью различных морфем. | Соревнование по командам | Предметные: разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова. | ||
17 | «Где живут слова и как они находят своё место» | Объяснять понятие «части речи»,выделять их существенные признаки;определять части речи в предложениях. | Практическая работа по определению частей речи | Предметные: использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; различать части речи, выделять их признаки; Метапредметные | ||
18 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. | Характеризовать имена существительные по признакам: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. | Практическая работа по теме занятия | Предметные:понимать значение и употребление в речи имен существительных Метапредметные | ||
19 | Род имен существительных. Число имен существительных. | Знать понятие «род имен существительных»; определять число имен существительных | Практическая работа «Определение рода и числа имен существительных» | Предметные: знать и определять род и число имен существительных Метапредметные | ||
20 | Склонение имен существительных. | Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; практически склонятьимена существительные; знать названия падежей русского языка; порядок их следования | Проверочная работа. Практическая работа «Склонение имен существительных» | Предметные: различать части речи, выделять их признаки; определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; Метапредметные | ||
21 | Три склонения имен существительных. | Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писатьпадежные окончания имен существительных, применяя алгоритм; | Проверочная работа; практическая работа в паре | Предметные: определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм. Метапредметные | ||
22 | Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных. | Определеять имена прилагательные в тексте. Выделять окончания имен прилагательных. | Проверка выполнения заданий (работа в паре) | Предметные:контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; Метапредметные | ||
23 | Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные. | Учиться выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; пониматьзначение кратких имен прилагательных в речи. | Редактирование текста (работа в группе) | Предметные: понимать связь имен существительных с именами прилагательными иметь представление о значении кратких имен прилагательныхМетапредметные | ||
24 | Местоимение. На своем прямом месте. | Понимать значение местоимений в русском языке; верноупотреблять местоимения в речи.Редактировать текст. | Редактирование текста. Обсуждение выполнения задания (работа в группе) | Предметные: определять лицо личных местоимений, верно писать местоимения с предлогами; употреблять местоимения в собственной речи. Метапредметные | ||
25 | «Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение». | Правильно употреблять в речи возвратное местоимение; уметьопределять личные местоимения с опорой на таблицу | Практическая работа «Возвратное местоимение» | Предметные:понимать смысл возвратного местоимения, верно употреблять его в речи. Метапредметные | ||
26 | « На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола. | Называть признаки глагола как части речи; знать основные времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее); определятьвремя глаголов в предложениях. | Практическая работа «Определение времени глаголов в тексте» | Предметные: расширять представление о речевом общении; знать основные времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее) Метапредметные | ||
27 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | Называть признаки совершенного и несовершенного вида глаголов;определять вид глаголов (практическая работа) | Практическая работа по теме занятия | Предметные: знатьпризнаки совершенного и несовершенного вида глаголов; определятьвид глаголов Метапредметные | ||
28 | I и II спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. | Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагол | Практическая работа «Определение спряжения глаголов» | Предметные: определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять время и лицо глагола; иметь представление о неопределенной форме глагола Метапредметные | ||
29 | Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. | Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов; определять время и лицо глагола; | Практическая работа в паре «Спряжение глаголов» | Предметные: знать три лица глагола; определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов Метапредметные | ||
30 | Глаголы – исключения. | Определять глаголы – исключения в тексте; | Самостоятельная работа; работа в паре | Предметные: знать наизусть глаголы – исключения; правильно писать их в текстах. Метапредметные | ||
31 | Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» | Объяснять значение числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснять различия функций количественных и порядковых числительных; | Практическая работа «Правописание числительных» | Предметные:объяснять различия функций количественных и порядковых числительных; употреблять числительные в речи; Метапредметные
| ||
32 | Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе практической работы понимать особенность наречий – неизменяемость Характеризоватьстепени сравнения наречий; объяснятьзначение употребления наречий в русском языке. | Соревнование по группам | Предметные: находить наречия в предложении; распространять предложения наречиями . Знать степени сравнения наречий; понимать смысл употребления наречий в русском языке Метапредметные | ||
33 | Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе практической работы понимать особенность наречий – неизменяемость Характеризоватьстепени сравнения наречий; объяснятьзначение употребления наречий в русском языке | Соревнование по группам | Предметные: находить наречия в предложении; распространять предложения наречиями . Знать степени сравнения наречий; понимать смысл употребления наречий в русском языке Метапредметные | ||
34 | Обобщающий урок – КВН «Части речи» | Систематизировать знания учащихся по курсу русского языка | Соревнование по командам (КВН) | Предметные: систематизировать знания учащихся по курсу русского языка; использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения.Метапредметные |
Использованная литература
1. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение» 2012 2. Л. Ф. Климанова, Т. В, Бабушкина «Русский язык» Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013 3. Т. Г. Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник) 2 Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное!» - М.: ВАКО, 2014 – 112 с. – (Занимательный учебник) 4. Т.Г. Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол!» - М.: ООО «Издательство Астрель» 2014, - 144 с. 5. Т. Г. Рик «Как живешь, Наречие?» - М,: ВАКО, 2013 – 112 с. – (Занимательный учебник) 6.Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова, О. Л. Соболева, Л. И. Шулик «На берегах Лингвинии»: Занимат. Задачник по рус. яз. - М.: Просвещение: Учеб. Лит. 2012. – 286 с. 7. И. Б. Голуб,Н. Н. Ушаков «Путешествия по Стране Слов»: Кн. для учащихся нач. классов – М.: Просвещение, 2013– 287 с. 7 Н. Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2014 – 176 с. 8 И. Я. Кленицкая «Веселые горошины» Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – классы. – М.: Новая школа, 2012. – 80 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_grammatika.docx | 46.98 КБ |
Предварительный просмотр:
.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета Протокол № от августа 2018г. |
Утверждаю Директор школы _____/ А.А.Еграшина/ Приказ № от августа 2018 г.
|
Программа внеурочной деятельности
Занимательная грамматика
для 4 класса
срок реализации программы
(на 2018/2019 учебный год)
Составитель: Панова Г.И.,
учитель начальных классов,
I категория
с. Старый Онохой
2018г.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» рассчитана на учащихся 4 класса. Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах:
1 Коммуникативный
- развитие умения ориентироваться в ситуации общения - знакомство с различными ситуациями общения ( устными и письменными, речевыми и неречевыми) - развитие у учащихся желания создавать собственные тексты различной стилевой направленности ( деловой, художественной, научно – познавательной) - организацию учебного ( делового) общения в паре, в группе на основе уважения, взаимопонимания в совместной деятельности
2 Познавательный
- язык – важнейшее средство познания мира - развитие мышления, интуиции, воображения учащихся - поэтапное усвоение важнейших понятий курса русского языка 4 класса - осмысление понятия «культура» -освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий - рассмотрение слова как сложного языкового знака
3 Принцип личностной направленности обучения и творческой активности
- пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания - развитие интереса к изучению языка и творческой активности - знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры - творческая самореализация личности в процессе изучения русского языка
Изучение русского языка на основе этих трех принципов создает реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому изучение русского языка становится интересным и доступным для ребенка.
Место курса в учебном плане
На внеурочную деятельность «Занимательная грамматика» в 4 классе (внеурочное время) выделяется 34 часа (1 час в неделю)
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1 Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2 Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4 Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1 Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2 Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3 Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4 Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5 Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6 Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач.
7 Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8 Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9 Овладение следующими логическими действиями:
-сравнение;
-анализ;
-синтез;
-классификация и обобщение по родовидовым признакам;
-установление аналогий и причинно – следственных связей;
-построение рассуждений;
-отнесение к известным понятиям.
10 Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11 Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12 Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
1 Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2 Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3 Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
4 Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5 Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6 Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7 Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание программы
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Значение алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика (изучается во всех разделах курса). Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко – буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно – образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств). Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира). Слова – имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов).
Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевленных и неодушевленных предметов. Различение слов с конкретным и общим значением. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления о прямом и переносном значении слова. Знакомство с понятием «фразеологические обороты», их употреблением в речи.
Состав слова (морфемика) овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Понятие «основа слова». Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи. Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Имя существительное. Значение и употребление в речи. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Склонение имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение прилагательных по родам, числам. Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные (общее представление).
Местоимение. Значение и употребление в речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение (общее представление).
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. Глаголы – исключения.
Имя числительное. Значение и употребление в речи.
Наречие. Значение и употребление в речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий (общее представление).
Синтаксис. Словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Составление словосочетаний. Выделение признаков предложения. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство – второстепенные члены предложения (общее представление). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Сложные предложения (общее представление). Конструирование сложных предложений из простых.
Развитие речи. Осознание ситуации общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д.) овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи ( описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи, использование в текстах синонимов и антонимов.
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
- использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации;
- расширять представление о речевом общении;
- составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета;
- составлять тексты определенного типа (описание, повествование, рассуждение)с учетом цели общения;
Фонетика, графика, лексика
Обучающийся научится:
- объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
- понимать роль письменности в истории человечества;
- находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, многозначные слова;
- пользоваться лингвистическими словарями (толковым, орфографическим, орфоэпическим, синонимов и антонимов)
Состав слова
Обучающийся научится:
- разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание;
- объяснять написание частей слова
Морфология
Обучающийся научится:
- различать части речи, выделять их признаки;
- определять 1, 2, 3 склонение имен существительных;
- верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм;
- выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
-определять лицо личных местоимений, верно писать местоимения с предлогами;
- употреблять местоимения в собственной речи;
- определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм;
- определять время и лицо глагола;
- объяснять различия функций количественных и порядковых числительных;
- употреблять числительные в речи;
- находить наречия в предложении;
- распространять предложения наречиями
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
- выделять словосочетание в предложении;
- определять связь слов в словосочетании;
- распространять предложения словосочетаниями
Предложение
Обучающийся научится:
- проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения;
- находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания;
- сравнивать простые и сложные предложения;
- ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях
Текст
Обучающийся научится:
- распознавать типы текста: повествование, рассуждение, описание;
- озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль;
- составлять план текста, делить текст на части.
календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Формы познавательной деятельности, самостоятельной работы | Формы контроля | Формирование УУД (виды деятельности учащихся) | Дата | Фактическая дата занятия |
1 | «В мире безмолвных и неведомых звуков» | Характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о первоначальных видах общения людей | Практическая работа, работа в паре | Предметные:объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека; понимать роль письменности в жизни человечества Метапредметные | ||
2 | Игра – занятие «Волшебные слова» | Составлять правила употребления в речи «Волшебных слов»;контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; - расширять представление о речевом общении; -составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета | Соревнование по командам «Употребление в речи «Волшебных слов» | Предметные:использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении Метапредметные | ||
3 | Фразеологичес-кие обороты. | Составлять рисунки и комментарии к фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем; | Составление рисунков и комментариев к фразеологическим оборотам (по группам); практическая работа с фразеологическим словарем | Предметные: использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении.Метапредметны | ||
4 | «В глубь веков на Машине времени» | Характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки зрения общения в совместной деятельности;понимать роль письменности в истории человечества; | Работа в паре; презентация рассказов учащихся по теме урока. | Предметные:составление рассказов о жизни людей в первобытном обществе; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; Метапредметные | ||
5 | «К словам – родственникам» | Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, пользоватьсялингвистическими словарями (словарем синонимов) | Составление синонимических рядов; практическая работа со словарем синонимов | Предметные:понимать значение синонимов в составе русского языка; развивать умение применять словарь синонимов для выполнения заданий учителя; составлять и комментировать полученные синонимические ряды. Метапредметные | ||
6 | «К словам – родственникам» | Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, пользоватьсялингвистическими словарями (словарем синонимов) | Составление синонимических рядов; практическая работа со словарем синонимов | Предметные:понимать значение синонимов в составе русского языка; развивать умение применять словарь синонимов для выполнения заданий учителя; составлять и комментировать полученные синонимические ряды. Метапредметные | ||
7 | «Сказание о Сказуемом. Пора определяться. Требуется Дополнение» | Характеризовать главные и второстепенные члены предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в словосочетании;распространять предложения словосочетаниями | Работа в паре; самостоятельная работа | Предметные: проводить разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; иметь представление о дополнении как второстепенном члене предложения Метапредметные | ||
8 | «Все ли однородные одного рода» | Проводить разбор предложения,выделять главные и второстепенные члены предложения;находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; | Практическая работа, работа в паре | Предметные: использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; расширять представление о речевом общении. Метапредметные | ||
9 | Конструирование сложных предложений из простых предложений. | Находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных предложений из простых предложений. | Практическая работа; обсуждение составленных предложений | Предметные:сравнивать простые и сложные предложения; ставить знаки препинания в элементарных сложных предложенияхМетапредметные | ||
10 | Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» | Применять орфографический словарь для составления словосочетаний; составлять предложения с однородными членами. | Практическая работа с орфографическим словарем; проверка выполнения практической работы | Предметные: выделять словосочетание в предложении; определять связь слов в словосочетании; распространять предложения словосочетаниями Метапредметные | ||
11 | «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» | Корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; составлять предложения с употреблением слов в прямом и переносном значении | Работа в группе: составление шуточной таблицы «Прямое и переносное значение слова» (по выбору учащихся) | Предметные:использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; расширять представление о речевом общении.Метапредметные | ||
12 | «В гостях у Омонимов и Антонимов» | Характеризовать значение омонимов и антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями. | Практическая работа со словарями омонимов и антонимов (работа в паре) | Предметные:находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях омонимы, антонимы, пользоваться лингвистическими словарями (омонимов, антонимов) Метапредметные | ||
13 | «Что нам стоит дом построить. У всех ли в конце окончание?» | Объяснять значение частей слова;разбирать слова по составу | Практическая работа в разборе слов по составу, работа в паре | Предметные: разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова. Метапредметные | ||
14 | «Основное об Основах. Смотрите в Корень. Приставки. Суффиксы». | Объяснять значение частей слова;разбирать слова по составу | Практическая работа в группе: упражнение в разборе слов по составу. | Предметные: разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова. Метапредметные | ||
15 | «Основа плюс морфема, или как делают слова» | Знать и объяснять понятие «морфема»,образовывать новые слова с помощью различных морфем. | Практическая работа в группе «Образование слов» | Предметные:разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова.Метапредметные | ||
16 | Игра - занятие «Образование слов» | Знать и объяснять понятие «морфема»,образовывать новые слова с помощью различных морфем. | Соревнование по командам | Предметные: разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс и окончание; объяснять написание частей слова. | ||
17 | «Где живут слова и как они находят своё место» | Объяснять понятие «части речи»,выделять их существенные признаки;определять части речи в предложениях. | Практическая работа по определению частей речи | Предметные: использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирать нужные слова и выражения; различать части речи, выделять их признаки; Метапредметные | ||
18 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. | Характеризовать имена существительные по признакам: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. | Практическая работа по теме занятия | Предметные:понимать значение и употребление в речи имен существительных Метапредметные | ||
19 | Род имен существительных. Число имен существительных. | Знать понятие «род имен существительных»; определять число имен существительных | Практическая работа «Определение рода и числа имен существительных» | Предметные: знать и определять род и число имен существительных Метапредметные | ||
20 | Склонение имен существительных. | Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; практически склонятьимена существительные; знать названия падежей русского языка; порядок их следования | Проверочная работа. Практическая работа «Склонение имен существительных» | Предметные: различать части речи, выделять их признаки; определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; Метапредметные | ||
21 | Три склонения имен существительных. | Определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писатьпадежные окончания имен существительных, применяя алгоритм; | Проверочная работа; практическая работа в паре | Предметные: определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм. Метапредметные | ||
22 | Имя прилагательное. Окончания имен прилагательных. | Определеять имена прилагательные в тексте. Выделять окончания имен прилагательных. | Проверка выполнения заданий (работа в паре) | Предметные:контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; Метапредметные | ||
23 | Согласование имен существительных и прилагательных. Краткие имена прилагательные. | Учиться выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; пониматьзначение кратких имен прилагательных в речи. | Редактирование текста (работа в группе) | Предметные: понимать связь имен существительных с именами прилагательными иметь представление о значении кратких имен прилагательныхМетапредметные | ||
24 | Местоимение. На своем прямом месте. | Понимать значение местоимений в русском языке; верноупотреблять местоимения в речи.Редактировать текст. | Редактирование текста. Обсуждение выполнения задания (работа в группе) | Предметные: определять лицо личных местоимений, верно писать местоимения с предлогами; употреблять местоимения в собственной речи. Метапредметные | ||
25 | «Про дела очень личные. К кому возвращается Возвратное местоимение». | Правильно употреблять в речи возвратное местоимение; уметьопределять личные местоимения с опорой на таблицу | Практическая работа «Возвратное местоимение» | Предметные:понимать смысл возвратного местоимения, верно употреблять его в речи. Метапредметные | ||
26 | « На своем чужом месте». Глагол. Времена глагола. | Называть признаки глагола как части речи; знать основные времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее); определятьвремя глаголов в предложениях. | Практическая работа «Определение времени глаголов в тексте» | Предметные: расширять представление о речевом общении; знать основные времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее) Метапредметные | ||
27 | Совершенный и несовершенный вид глагола. | Называть признаки совершенного и несовершенного вида глаголов;определять вид глаголов (практическая работа) | Практическая работа по теме занятия | Предметные: знатьпризнаки совершенного и несовершенного вида глаголов; определятьвид глаголов Метапредметные | ||
28 | I и II спряжение глаголов. Неопределенная форма глагола. | Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагол | Практическая работа «Определение спряжения глаголов» | Предметные: определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять время и лицо глагола; иметь представление о неопределенной форме глагола Метапредметные | ||
29 | Три лица глагола. Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов. | Определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов; определять время и лицо глагола; | Практическая работа в паре «Спряжение глаголов» | Предметные: знать три лица глагола; определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов Метапредметные | ||
30 | Глаголы – исключения. | Определять глаголы – исключения в тексте; | Самостоятельная работа; работа в паре | Предметные: знать наизусть глаголы – исключения; правильно писать их в текстах. Метапредметные | ||
31 | Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» | Объяснять значение числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснять различия функций количественных и порядковых числительных; | Практическая работа «Правописание числительных» | Предметные:объяснять различия функций количественных и порядковых числительных; употреблять числительные в речи; Метапредметные
| ||
32 | Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе практической работы понимать особенность наречий – неизменяемость Характеризоватьстепени сравнения наречий; объяснятьзначение употребления наречий в русском языке. | Соревнование по группам | Предметные: находить наречия в предложении; распространять предложения наречиями . Знать степени сравнения наречий; понимать смысл употребления наречий в русском языке Метапредметные | ||
33 | Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий. | Объяснять значение наречий в русском языке, в ходе практической работы понимать особенность наречий – неизменяемость Характеризоватьстепени сравнения наречий; объяснятьзначение употребления наречий в русском языке | Соревнование по группам | Предметные: находить наречия в предложении; распространять предложения наречиями . Знать степени сравнения наречий; понимать смысл употребления наречий в русском языке Метапредметные | ||
34 | Обобщающий урок – КВН «Части речи» | Систематизировать знания учащихся по курсу русского языка | Соревнование по командам (КВН) | Предметные: систематизировать знания учащихся по курсу русского языка; использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения.Метапредметные |
Использованная литература
1. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение» 2012 2. Л. Ф. Климанова, Т. В, Бабушкина «Русский язык» Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013 3. Т. Г. Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник) 2 Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное!» - М.: ВАКО, 2014 – 112 с. – (Занимательный учебник) 4. Т.Г. Рик «Здравствуй, Дядюшка Глагол!» - М.: ООО «Издательство Астрель» 2014, - 144 с. 5. Т. Г. Рик «Как живешь, Наречие?» - М,: ВАКО, 2013 – 112 с. – (Занимательный учебник) 6.Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова, О. Л. Соболева, Л. И. Шулик «На берегах Лингвинии»: Занимат. Задачник по рус. яз. - М.: Просвещение: Учеб. Лит. 2012. – 286 с. 7. И. Б. Голуб,Н. Н. Ушаков «Путешествия по Стране Слов»: Кн. для учащихся нач. классов – М.: Просвещение, 2013– 287 с. 7 Н. Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» Пособие для учителей. М.: «Просвещение», 2014 – 176 с. 8 И. Я. Кленицкая «Веселые горошины» Сборник текстов для комментированного письма и диктантов. 2 – классы. – М.: Новая школа, 2012. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
"Путешествие в страну Грамматики"
Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника гуманитарных наук....
Занимательная грамматика
Программа по внеурочной деятельности ....
Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.
ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....