Викторина "Народное творчество"
материал (2 класс)

Викторина для ознакомления ребят с народным творчеством. Что входит в народное творчество. Конкуурсы, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина

«Народное творчество»

Цель:  воспитывать чувство прекрасного, любовь к  прошлому,     совершенствовать свои знания. Научить ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, привить нравственные ориентиры.

Класс разбивается на 5 групп и каждая группа в ходе викторины получает задания. Та группа, которая быстрее выполнит все задания без ошибок и быстрее всех –побеждает.

Ведущий 1: Ребята!!! Сегодняшняя наша викторина посвящена русскому народному творчеству. Устное народное творчество – это все, что люди передавали из уст в уста на протяжении веков.

-Кто уже догадался – что люди передавали?

Совершенно верно. Это сказки, легенды, былины, пословицы,  поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки, прибаутки, песни.

 Давайте начнём с пословиц.

Ведущий 2:

                Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей,

Давайте вспомним их, друзья.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва,

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет.

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего.

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

И почитай учителя,

Как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится,

Что сами вы должны учиться.

Грамотей не тот, кто читать умеет,

                 А кто слушает да разумеет.

Ведущий 3:

За 5 минут нужно прочитать написанную вразброс пословицу. Каждая группа ребят получает свою пословицу. Кто быстрее с этим справится, тот и победит в данном конкурсе.

Вроде мал родился, а вот вырос пригодился.

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

Без букв и грамматике не учат.

Чего себе не хочешь, и другому не делай.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Ведущий 1 вывешивает плакат,  на котором нарисованы рыбки, они пронумерованы, в рыбке написан слог. Задание – «Что говорит рыба?

Здесь зашифрована пословица. Слушайте внимательно:

Эта рыба не простая,

Постепенно возникая,

Говорит она с тобой.

Труд для разума и взгляда:

Слова все поставить надо

Друг за другом в чёткий строй.

Строчки ждут! Вникай в детали!

Слово то поставь в начале,

Где всего одна черта.

После то, где две скрестились.

Что же дальше получилось?

Строго выбери места,

Вмиг прочтётся всё тогда!

Пословица: «Кто бы дятла знал, кабы носом не стучал».

Ведущий 2: Ребята!!! Следующий раздел нашей викторины «Головоломки».

Головоломки – это такие задачки, которые заставляют задуматься, поразмыслить.

Верхний ряд:

ма гр  рт ой  -

ап  во  редо ль

й во ре до ль

ой

Зашифровано:   Март – грозой, Апрель – водой, Май- травой.

Ведущий 3: К устному народному творчеству относятся поговорки. Поговорки – меткие выражения, которые вошли в общее употребление.

«Бить баклуши»

Когда кто-либо бездельничает, ему нередко говорят: «перестань бить

баклуши». Эта поговорка существует со времён, когда делали деревянные

ложки, чашки и другую посуду. Для этого надо было отколоть, отбить от

дерева кусочек – «баклушу». Эту работу поручали помощникам, т.к. она

была несложная, не требующая особого умения. Отсюда и выражение –

«бить баклуши», т.е. заниматься лёгким, пустячным делом.

«Заруби себе на носу»

Эта поговорка означает, что надо запомнить что-то крепко-накрепко,

навсегда. Но слово «нос» не означает наш обычный нос, орган дыхания. Как

это ни странно, оно значит – памятная дощечка для записей. В древности

неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали все

возможные заметки, зарубки на память.

Ведущий 1: Следующий вид устного народного творчества – загадки.

Загадка -  это такое изображение предмета, которое нуждается в разгадке, в истолковании.

Чёрные птички

На каждой страничке.

Молчат, ожидают,

Кто их прочитает.

(буквы)

Белая чайка

По чёрному полю скакала,

След за собой оставляла.

(мел)

Есть, друзья,

Такая птица,

Если сядет на странице,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

(оценка)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

(дневник)

Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их,

Но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(цифры)

Чёрный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметку кладёт.

(карандаш)

Стоит дом.

Кто в него войдёт,

Тот ум приобретёт. (школа)

Ведущий 2: 

 Поднимите руки, кто любит сказки. Все!

- Конечно, они полны чудес, учат быть твёрдыми, советуют бороться со злом.

- Скажите,  пожалуйста, вы много прочитали сказок?

- Тогда я хочу проверить, насколько вдумчиво и внимательно вы их читали.

- Сейчас мы проведём несколько конкурсов по русским сказкам.

«Уроки добрым молодцам и красным девицам»

Каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки извлекли следующий урок:

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. («Лиса и волк».)

2. Как аукнется – так и откликнется. («Лиса и журавль», «Журавль и цапля».)

3. Слушайся старших. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

4. Друзья познаются в беде. («Кот, петух и лиса».)

5. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады – получишь жениха. («Крошечка-Хаврошечка».)

«Сказочные чемпионы»

Ребята, помогите мне составить список победителей.

1. Избушка – чемпионка по прыжкам на месте. (Избушка на курьих ножках.)

2. Гонщик на печи. (Емеля.)

3. Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и судьбу решает. (Иван.)

4. Укротитель дикого животного. (Иван Царевич, «Иван Царевич и серый волк».)

5. Гимнаст, исполнивший цирковой трюк «в одно ухо влезает, а в другое вылезает». (Иванушка, «Сивка-Бурка».)

Ведущий 3: Вот и закончилась наша викторина, которая познакомила вас с устным народным творчеством. Надеемся, что вы узнали для себя много нового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет

"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

От творчества учителя к творчеству ученика.

Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».

Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....

Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в  начальной школе....

Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»

Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...