Классный час "Заповедные уголки Бурятии""
классный час (3 класс)

Хоженоева Эржена Юрьевна

Данный час общения направлен на знакомство с одной из форм охраны природы-заповедниками и парками республики Бурятия, с некоторыми видами животных и растений, занесенных в красную книгу. Знакомит с географическим положениес этих охраняемых территорий. Мероприятие развивает познавательную активность детей и воспитывает любовь к родному краю. В данном часе

общения учитывается национально-региональный компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хоженоева Эржена Юрьевна

Школа-интернат №22 ОАО «РЖД» г. Улан-Удэ

Час общения  " Заповедные уголки Бурятии".

Цели: Познакомить учащихся с одной из форм охраны природы – заповедниками и парками родного края, с некоторыми видами животных и растений, занесённых в красную книгу; раскрыть роль человека в охране природы.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о заповедниках и парках.
  2. Познакомить с географическим положением заповедников, и парков Республики Бурятия, познакомить с охраняемыми объектами растительного и животного мира.

3.       Развивать познавательную активность детей.

4.       Воспитывать любовь к родной природе

Оборудование: презентация заповедники и национальные парки республики Бурятия.

Ход мероприятия:


Ученик : 

Есть просто храм,
Есть храм науки, а есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

В:  Сегодня мы с вами отправимся путешествовать в храм природы, а куда именно, по каким места будет пролегать наше путешествие вы должны будете сами определить по вопросам, которые я буду задавать.

 Мы отправимся не просто, чтобы развеяться и отдохнуть, а для того, чтобы ещё раз задуматься о судьбе окружающего нас мира.

Покоряя природу, господствуя над ней, человек попросту стал её губить. «Покорение» природы привело к загрязнению и уничтожению: воздуха, воды, почвы, животных, растений. Человек многое может! Он не только губитель природы. Он может и должен быть её садовником, её лекарем, верным сыном умножающим, а не расхищающим богатства своего дома.

-Как сохранить богатство нашей природы?

Благодаря заповедникам удалось сохранить многие редкие виды животных и растений. Только заповедники дали возможность восстановить до необходимой численности уже исчезавшие виды. Заповедники расположены во многих уголках России.

( карта России с отмеченными на ней заповедниками)

Итак, мы отправимся в путешествие по заповедным уголкам нашей Бурятии. (слайд)

Заповедник. Вслушайтесь в это слово. От какого корня оно образовано? (от слова заповедь).  Какие места называются заповедными? Почему они так называются?

(Заповедник - это такое это такое место, где заповедано, запрещено охотиться, рубить деревья, косить траву и даже ловить бабочек. (слайд)

Заповедные места - это определённые природные образования охраняемые государством, другими словами, неприкосновенные. Почему именно заповедные, думаю потому, что нет лучше слова в русском языке, отражающего суть этого названия. Ведь заповедовать, значит запрещать, предписывать. , приказывать, обязывать к чему -либо. В данном случае это запреты на вырубку, строительство, сборы каких-либо растений и т.д.

В республике Бурятия существуют три заповедника и два национальных парка.

А вот прежде чем разобраться в чем же отличие заповедников от нац.парков. Я предлагаю послушать стихотворение о нашей родине.

Мой дивный край – Бурятия родная,

Цветешь ты ярким цветом у дорог,

И снегом белым горы покрывая,

Приводишь путников ты в свой чертог.

 

Рассказываешь им ты свои сказки

И песни дивные о красоте поешь,

В твоем краю снимают люди маски,

Твоя природа ненавидит ложь.

 

О, этот край, восполнивший мне душу,

Доставший волнами Байкала до небес.

Край дивных кедров тишину нарушил -

Так разговаривает с нами лес.

 

И здесь  в степях поет красиво птица,

И зверь выходит лесом на тропу.

Я счастлива, что мне дано родиться

В Бурятии родной, в моем краю!

Итак, давайте разберемся чем отличаются заповедники от нацпарков. А ведь еще существуют заказники.

 

Ученик: Заповедник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. Кроме того, на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.

Заказник – охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные исторические или геологические объекты.

Национальный парк — охраняемая территория, где ограничена деятельность человека. В отличие от заповедников, где деятельность человека практически полностью запрещена (запрещены охотатуризм и т. п.), на территорию национальных парков допускаются туристы и в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.

На территории Республики Бурятия расположены  (выходят ученики с названиями заповедников)

  1. Баргузинский заповедник
  2. Байкальский заповедник
  3. Джергинский заповедник
  4. Забайкальский национальный парк
  5. Тункинский национальный парк

Ребята, все о чем мы с вами будем говорить постарайтесь внимательно слушать и запоминать в конце мероприятия будет викторина на которой будут выявлены знатоки заповедников.

Итак, первый заповедник, который мы с вами посетим является самым старым.

1. Самый старый заповедник – Баргузинский . Он был основан в 1916 
году, еще в царской России. Баргузинский заповедник — национальная гордость России. Он находится возле озера Байкал в тайге. Известен своими кедрами, прекрасными озерами, горными реками и горячими источниками. 
В заповеднике можно встретиться с бурым медведем, росомахой, летягой,  рябчиком. Росомаха — это крупный зверь с длинной мохнатой шерстью, который питается падалью и является санитаром леса. Летяга — это небольшой зверек, который не только прыгает с ветки на ветку. но и планирует на расстояния до 50 м, за что ее и прозвали “летягой”. Вместо крыльев у нее кожные складки между передними и задними лапами. А  вот следующего обитателя Б.З. я хочу чтобы вы отгадали сами
 :

В снежном логове родится.

Простудиться не боится.

Подрастет - начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет-

Лет 50он проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами. (нерпа)

- Это уникальное животное - байкальская нерпа. Она живет рядом с водой,  питается рыбой и любит играть в воде. Детеныша нерпы зовут белек за его чудесную мягкую, блестящую, белую шубку. (слайд)

Нерпа - это тюлень. Она умеет плавать и нырять. Но самым ценным зверем считается баргузинский соболь. 
Баргузинский соболь — это жемчужина сибирской тайги. Его  мех считался самым дорогим, самым красивым и лучшим в мире. В прежние времена тысячи шкурок вывозили за границу, где они ценились дороже золота. Зверек был почти полностью истреблен. 
Соболь - ловкий и отважный хищник. Он ведет скрытный образ жизни. Он питается полевками, пищухами, белками, другими грызунами. Соболь ловит рябчиков и глухарей. Любит он полакомиться и кедровыми орешками, , ягодами брусники, рябиной и черникой.  Создание Баргузинского заповедника помогло спасти этого замечательного зверька.

(эмблема заповедника)

2. А нам пора двигаться дальше. ( знакомство с Байкальским заповедником)

Для того, что бы узнать чтобы узнать название этого заповедника, давайте попробуем отгадать загадку.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки перед ним

Поправляют прически.

И месяц и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? (озеро)

-Назовите самое глубокое и чистое озеро на планете? (Байкал)

-Правильно, вокруг самого глубокого на нашей планете озера Байкал — одного из крупнейших источников пресной воды в мире — раскинулся сказочно красивый Байкальский заповедник. В настоящее время леса вокруг Байкала и само озеро являются заповедной зоной и охраняются государством. Там запрещена охота и любая деятельность человека. Основная часть охраняемой территории находится на южном побережье озера в центральной части хребта Хамар-Дабан. (слайд 10) ( эмблема З.)

На территории Байкальского заповедника насчитывается 360 видов животных, из них 49 видов являются редкими для Бурятии, а 18 видов внесены в Красную книгу России. К ним относятся: дрофа, скопа, беркут, орлан-белохвост, лесной северный олень.  Из числа растений  20 видов включены в Красную книгу России.

На территории Байкальского заповедника также представлены животные и растения, которые являются эндемиками, то есть проживающими только в этой местности и не встречающиеся больше нигде в мире.

-Что вы знаете об озере Байкал?

- Это самое древнее, самое большое и самое глубокое озеро в мире. Его называют колодцем планеты, потому что в нем находится чистая, пресная, питьевая вода. И если представить, что если вдруг с планеты исчезнет вся вода, это озеро еще полвека будет поить все население.

Вокруг озера раскинулись леса, в которых живет много разных животных.

Прежде чем продолжить дальше наше путешествие я предлагаю вам сыграть в игру.

- Поскольку мы вспомнили разные виды животных , то попробуем вспомнить  как они общаются между собой.

- У каждого из вас есть карточка, у одних написано название животного , у других – какие звуки они издают. Вам надо будет перемещаться по классу и найти свою пару.

медведь…

ревет

коза…

блеет

индюк…

кулдыкает

лиса…

лает

 воробей…

чирикает

голубь…

воркует

ворона…

каркает

глухарь…

токует

утка…

крякает

филин…

ухает

гусь…

гогочет;

журавль…

курлычет

кузнечик…

стрекочет

конь…

ржет

свинья…

хрюкает

комар…

пищит

3. Следующее заповедное место в нашем путешествии это...


Джергинский заповедник расположен в северо-восточном Прибайкалье. Тунгусы, коренные жители этих мест, называют эту землю – «Ярга», то есть счастье или радость, и считают ее священной.

На территории заповедника расположено множество природных и историко-культурных достопримечательностей. Так, на реке Юргон в небольшом живописном каньоне расположен водопад Юргон.

Его высота около 4 метров, ширина – приблизительно 3 метра. Поток падает из узкого скального створа  в лазурное озеро.

Из типичных представителей животного мира заповедника следует отметить сибирскую косулю, кабана, изюбра, кабаргу и лося. Также здесь обитает бурый медведь, лисица, волк, северный олень и росомаха. Из птиц здесь водятся: рябчик, тетеревятник, кряква, глухарь, перепелятник, гоголь обыкновенный. ( эмблема З.)

Прежде чем отправиться дальше в путешествие предлагаю послушать стихотворение о защите нашей природы.

Свое пренебрежение к природе
Мы на себе уже все ощущаем.
И постепенно к мысли мы приходим,
Что слабо мы природу защищаем.

Хотя бы в заповедниках остаться
Даем мы право птицам и животным.
Хотя бы в рамках этих резерваций
Они живут привольно, беззаботно.

Пускай же территорий будет больше,
Где жить не страшно зверю, птице, людям.
Ведь на планете жизнь всего дороже.
Давайте за нее бороться будем.

4. Следующая остановка в нашем путешествии  это Забайкальский национальный парк

 В Забайкальском национальном парке находится более 10 тысяч гектаров особо ценных растительных сообществ. Это сосновые, кедровые и пихтовые леса в возрасте 200 лет и старше. Парк богат редчайшими видами растений, некоторые из которых являются коренными «обитателями» данной местности и нигде больше на планете, кроме

Забайкальского парка, не встречаются. Одним из ярких представителей редчайшей фауны считается бородиния Тилинга, занесенная в Красную книгу.

Ушканьи острова национального парка славятся самым крупным на Байкале лежбищем байкальской нерпы. В летнее время на крупных камнях вокруг островов собирается сотни нерп, а в некоторые годы – до 3-х тысяч. Именно поэтому, острова отнесены к заповедной зоне парка и посещение их строго ограничено.

Из рыб, обитающих в акватории парка, в Красную книгу России занесён байкальский осётр. Редким видом земноводных является остромордая лягушка. ( эмблема )

Сейчас я хочу чтобы вы послушали один рассказ.

Дело было летом. Как-то группа школьников отправилась отдыхать на озеро  И шли они через лес. По дороге им попадались грибы- белые, подберезовики, сыроежки. Кто-то срезал их ножом, кто-то вырывал их с корнем. Потом школьники остановились на привал. Быстро наломали ветки разожгли костер. Они отдохнули, а мусор- консервные банки, полиэтиленовые пакеты выбросили в кусты. Когда они уходили с места привала- им подмигивали догорающие угольки. На полянке они нашли маленького ежика, школьники решили, что мама его бросила- забрали с собой. А проползающую змею ударили палкой, решив что это гадюка. А это оказался безобидный уж.

Скажите какие ошибки совершили школьники? ( ответы детей)

И последнее заповедное место в нашем путешествии это тункинский национальный парк.

На территории парка расположено много удивительных и уникальных памятников природы. Например, «Мраморное дно» - это участок русла реки Кынгарги, на котором дно состоит из гладко отполированного водой розовато-желтого мрамора. Нельзя пройти мимо Хобокского озера, которое расположено у подножия

 Тункинских гольцов и имеет правильную круглую форму.
Не малый интерес представляют потухшие вулканы Коврижка и Черский. Так как Тункинский национальный парк расположен на границе с Монголией можно посетить живописное озеро Хубсугул.

 Здесь обитает более 40 видов животных. Из крупных и средних по размерам следует выделить: белку-летягу, суслика длиннохвостого, соболя, хорька степного, лося, зайца-беляка, бурундука, ондатру, барсука, горностая, бурого медведя, благородного оленя, косулю, кабана, кабарга. В парке расположено много минеральных источников, так называемая " долина ста источников". Источники славятся чудодейственным лечебным воздействием на организм человека. (эмблема).

Итак, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по заповедным уголкам Бурятии. И сейчас  вас ждет небольшая викторина о которой я вам говорила. Мы разделились на три группы:

1) экологи

2) защитники леса

3) чистый родничок

Сейчас на экране появятся вопросы викторины на которые вы в группах должны будете ответить Время ограниченно - 3 минуты.

Выступление групп.

ВИКТОРИНА

  1. Вид охраняемой территории на котором запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а земли навечно изъяты из любых форм пользования.
  2.  Вид охраняемой территории на котором ограничена деятельность человека, но допускаются туристы и в ограниченных масштабах допускается хозяйственная деятельность.
  3. Назовите самый первый государственный заповедник в России, который был образован для сохранения и увеличения численности соболя.
  4. Этот национальный парк славится крупнейшим на Байкале лежбищем пресноводного тюленя — нерпы.
  5. На какой эмблеме  охраняемой территории Бурятии изображена кедровая корона?
  6. В этом национальном парке расположены многочисленные минеральные источники так называемая " долина ста источников"

Заповедник

Национальный парк

Баргузинский

Забайкальский

Байкальский заповедник

Тункинский

Подведение итогов: Итак, ребята, сегодня мы путешествовали по заповедным местам нашей родины, о многих представителях животного и растительного мира узнали. Но где бы мы небыли везде звучал сигнал тревоги. Несомненно, помимо заповедников, в нашей стране имеются много других форм охраняемых территорий: памятники природы, национальные парки, заказники, музеи - заповедники. Но человек сегодня должен задуматься над тем, чтобы самому не попасть в заповедник из – за своего бездумного поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная презентация классного часа, посвящённого 350-летию вхождения Бурятии в состав России

В презентации дан материал о государственных символах Бурятии, о столице Бурятии - городе Улан-Удэ....

Проект классного часа "Цветущая Бурятия моя"

Методическая разработка классного часа...

Бурятии прекрасные страницы (классный час, посвященный 95-летию Республики Бурятия)

Выбор темы классного часа очень актуален, так как сегодня это чувство патриотизма подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно н...

Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республики Бурятия"

Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенностифункционирования системы образования в Республике Бурятия, определяет полномочия органовгосударственной власти Респуб...

Классный час "Растения и животные Бурятии"

Данный классный час направлен на знакомство с животными и растениями республики Бурятия.   Мероприятие развивает познавательную активность детей и воспитывает любовь к родному краю. В данном...

О заповедных уголках Бурятии

Цели: Познакомить учащихся с одной из форм охраны природы – заповедниками и парками родного края, с некоторыми видами животных и растений, занесённых в красную книгу; раскрыть роль человека...

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока: « Символы Республики Бурятия»

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока:  « Символы Республики Бурятия»...