Потенциал игровых и художественно-зрелищных технологий в развитии творческих способностей младших школьников
учебно-методический материал
Рассмотрим потенциальные возможности средств игровых и художественно-зрелищных технологий, дадим определение понятию "Педагогическая технология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument-2.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Потенциал игровых и художественно-зрелищных технологий в развитии творческих способностей младших школьников
Появление термина «педагогическая технология» связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности обучения и воспитания подрастающего поколения. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что в последнее время усилилось внимание учёных к разработке сущности «педагогическая технология», выявлению его характеристик и типов. Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих педагогов: В.П. Беспалько, М.М. Кларина, В.М. Левиной, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и многих других.
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.
В определение «педагогическая технология» одни авторы вкладывают понятие -проект учебно-воспитательного процесса, другие – методы, средства, способы, приёмы, формы организации учебно-воспитательного процесса, третьи – модель совместной педагогической деятельности. Известно множество современных определений понятий «педагогическая технология», но мы остановимся на этой: «Педагогическая технология» означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей[1].
Среди главных причин возникновения педагогических технологий можно выделить следующие:
-необходимость замены известных методов обучения новым системно- деятельностным подходом;
-необходимость использования в педагогической деятельности более глубокого учёта и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых в процессе воспитания и образования;
- возможность введения в учебный и воспитательный процесс новых форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Учёные выделяют несколько видов образовательных технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые технологии и другие. Наибольший интерес в нашем исследовании представляют игровые и художественно-зрелищные технологии.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учеников через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, игровых тренингов). При этом образовательные и воспитательные задачи включаются в содержание игры. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением её социальной природы, значения для развития ребёнка занимались известные педагоги: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин и другие.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»[2].
По определению А. Н. Леонтьева «Игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме»[3].
Существует множество определений игры. С точки зрения ребёнка, игра - это получение максимального удовольствия от жизни. С точки зрения учёных, игра — это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который даёт ребенку возможность развиваться. Игра – это особый вид деятельности. Играть интересно и весело, в игре ребёнок переживает счастливое состояние. Целевое содержание, расположенное в игре, придаёт весомость каждому моменту игры. Дети играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели венчает полученное удовольствие. Любая игра обладает возможностью приобщить ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им не осознанному. Поэтому, игра так важна для развития и воспитания. Именно через игру младший школьник вступает в мир человеческой деятельности уже подготовленным.
Сущность игры заключается в процессах переживаний, связанных с игровыми действиями. Ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают»[4]. Эта уникальная особенность игры несёт в себе большие воспитательные возможности. Управляя содержанием игры, взрослый может программировать определённые положительные чувства детей, содействовать творческому преобразованию. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребёнок не копирует, а, подражает тому, что видит. При этом ребёнок передаёт свои чувства, эмоции, своё отношение к изображаемому. В этом смысле игра похожа на театр, но ребёнок в игре – не актёр. Он играет не для зрителей, не заучивает роль, а создаёт её в процессе игры. У него формируется воображение, развивается эмоциональная сфера, способность к творческому развитию.
Но способность к творческому развитию не появляется сама собой. Это долгий и сложный процесс, который требует введения новых игровых технологий, длительной и систематической работы. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как выполняют несколько функций:
Обучающая функция:
- позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, направленные на усвоение учебного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Развивающая функция:
- заключается в развитии ребенка, коррекции поведения, в развитии творческих способностей детей.
Воспитательная функция:
- способствует выявлению индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере учащихся.
Развлекательная функция:
- способствует развитию двигательной активности, создаёт положительную эмоциональную среду между взрослым и ребёнком.
Релаксационная функция:
- заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.
Коммуникативная функция:
- состоит в развитии потребностей обмениваться знаниями, умениями в процессе игр, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения.
Функция межнациональной коммуникации:
- заключается в усвоении единых для всех людей социокультурных ценностей.
Функция социализации:
- способствует включению младших школьников в систему общественных отношений, усвоение общечеловеческих норм поведения.
Игровые технологии формируют:
Коммуникативные универсально-учебные действия (умение понимать партнера, слышать, слушать, выполнять совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договориться, правильно выражать свои мысли);
Познавательные универсально-учебные действия (сравнивать, искать пути решения проблем, находить причинно-следственные связи);
Личностные универсально-учебные действия (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);
Регулятивные универсально-учебные действия (планировать, оценивать правильность выполнения действий).
В структуру игровых технологий входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Для младшего школьного возраста характерна следующая классификация игр:
- Игры с правилами (Подвижные игры и дидактические игры);
-Творческие игры (Сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные).
Рассмотрим подробнее каждый вид игровой деятельности (Приложение 1).
Подвижные игры.
Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Они построены на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Физические игры повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, способствует улучшению формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Подвижные игры развивают фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Во время подвижных игр ребёнок познаёт окружающий мир, преображает его, развивает собственные способности. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, так как в них проявляются естественные потребности ребёнка в движении. («Море волнуется раз», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др.)
Дидактические игры.
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра имеет две направленности - учебную и игровую, которые позволяют овладеть знаниями в непринуждённой игровой форме. Дидактическая игра имеет свою структуру, которая отличается от другой деятельности. Основными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры. В дидактической игре присутствует чётко поставленная учебная задача. В процессе интеллектуально-дидактических игр активизируется познавательная деятельность младших школьников, возрастает стремление к знаниям, оказывается положительное воспитывающее действие, развиваются творческие способности. («Угадай-ка», «Добавь следующее», «Художники», «Чудесный мешочек»)
Сюжетно-ролевые игры.
Особую роль в развитии творческих способностей младших школьников играют сюжетно-ролевые игры. Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой «деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребёнок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане»[5]. Ролевая игра является формой воспроизведения действительности, но воспроизведённой в творческой форме. Творчество младших школьников проявляется в ролевом поведении в соответствии с видением роли и соблюдении правил, в способности к замыслу, его реализации, комбинированию своих знаний и представлений. Вся структура сюжетно-ролевой игры предоставляет возможность для реализации творческого потенциала, то есть для проявления и развития творческих способностей.
Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. В исследованиях сюжет характеризуется как содержание развернутой формы сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин определяет сюжет игры следующим образом: «Сюжет – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжет игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребёнка»[6].
Маленькие дети, играя, раскладывают перед собой предметы, начинают манипулировать с ними, произносят диалоги. Это и есть первая составляющая сюжетно-ролевой игры. В ней ребёнок проявляет себя как режиссёр. Он сам сочиняет сюжет и мизансцены, распределяет роли. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития творческих способностей. С возрастом изменяются сюжеты игры. Младший школьник уже способен осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. Он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывать новые события и повороты в сюжете, воссоздавать в игре события реальной жизни. Выбор сюжета зависит от преобладающего мотива деятельности ребёнка.
Вторым компонентом сюжетно-ролевой игры является роль - игровая позиция ребёнка, состоящая в отождествлении им себя или другого участника игры с каким-либо персонажем воображаемой ситуации. Понятие роли Д. Б. Эльконин рассматривает как основной мотив возникновения игры, смысловой центр, в соответствии с которым оформляется ситуация и выполняются игровые действия[7].
Предполагается, что ребёнок способен реализовать себя в игре, если он владеет средствами изображения роли - мимикой, пластикой, жестикуляцией. Особенно важны и словесные способы исполнения роли, когда при помощи слов обозначаются действия, выражаются мысли и чувства, создаются новые эпизоды игры. От ребёнка в процессе сюжетно-ролевой игры требуется умение адекватно реагировать на ролевое поведение партнёров, устанавливать содержательные связи ролей в игре, уметь управлять эмоциями. Поэтому можно сказать, что реализация сюжетно- ролевой игры предполагает эмоционально- чувственную коммуникацию всех участников игры. Исходя из этого, можно судить о специфике творческих способностей, проявленных ребёнком в сюжетно-ролевой игре, как о способностях воображения. («Охотники и звери», «Два мороза», «Карусель», «Пожарные на учении»)
Строительно-конструктивные игры.
Строительно-конструктивные игры относят к группе творческих игр. На основе этих игр развивается конструктивное творчество детей, интерес к технике. Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на достижение конкретной цели, готового продукта. Строительное конструирование связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребёнка. Конструктивные игры сходны с сюжетно-ролевыми играми. Так, например, строительство может возникнуть в процессе сюжетно-ролевой игры, когда герою возникла необходимость построить какое-нибудь средство передвижения. Строительная игра может возникнуть и как самостоятельная игра, а на её основе развивается какая- либо другая. Наличие игрового замысла, свободное решение созидательной задачи разными способами, интерес к процессу - всё это определяет творческий характер игры со строительными материалами.
Таким образом, кратко изучив классификацию игр, мы пришли к вводу, что игровые технологии способствуют развитию психических функций личности ребёнка, межличностному взаимодействию, развитию художественных и творческих способностей. («Строим театр», «Конструкторское бюро», «Дорожное движение», «Стройка»)
В нашей работе нам необходимо рассмотреть ещё один аспект игровых технологий в процессе развития творческих способностей, а именно их связь с художественно-зрелищными технологиями. Связь этих технологий очевидна, потому что и в той и другой присутствуют такие понятия как «сюжет» «игра», «роль», и другие. Значение художественно-зрелищных технологий в процессе развития творческих способностей младших школьников не менее значимо, чем значение игровых технологий. А сфера их использования будет гораздо разнообразнее, если интегрировать их с игровыми технологиями.
Одной из форм художественно-зрелищных технологий является театрализованные представления. В практике театрализованных представлений для младших школьников можно выделить следующие виды - тематические утренники, литературно-музыкальные композиции, игровые программы и театрализованное действо и другие. В основе перечисленных видов лежит театрализованная деятельность, которая имеет огромный потенциал для творческого раскрытия ребёнка. Эта деятельность прививает интерес к литературе, музыке, театру, развивает личность ребёнка, совершенствует навык воплощения в игре определённых переживаний, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Театр – является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем школьном возрасте, поскольку театр построен на игре. По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к пяти годам занимает позицию ведущей деятельности детей. Важнейшим компонентом детской игры и театра выступает роль как освоение и познание окружающей действительности, как её художественное отражение. В игровой деятельности роль опосредуется через игровой образ, а в театре – через сценический. Сходными являются и формы организации этих процессов: - игра – ролевая и актёрская. Таким образом, театральная деятельность отвечает природосообразности этого возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.
В нашей работе мы отмечали, что игра для младшего школьника- это вид деятельности, в процессе которого развиваются способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность сопереживать, проигрывая различные варианты отношений с другими людьми, развиваются психические процессы, творческие способности. Участвуя в театрализованных играх, играх – драматизациях, младшие школьники обогащают полученные знания, умения и навыки. Принимая участие в театрализованной игре, ребёнок примеряет на себя образ игровых персонажей, что даёт возможность эмоционального единства и сопричастности, обогащает эмоционально-чувственный опыт. Специфика театрализованных игр заключается в воздействии художественного образа на личность ребёнка. Театр - самый доступный для детей вид искусства, помогающий в решении актуальных проблем педагогики, связанные с формированием художественного и эстетического вкуса, развитием коммуникативных качеств личности, созданием положительного настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций, развитием воображения, фантазии т.д.
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Театрализовано-игровая деятельность включает в себя разные виды театрализованных игр. Наибольшие возможности данных игр проявляются именно в младшем школьном возрасте. Отличительными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная составляющие и наличие зрителей. Театрализованная игра близка к сюжетно-ролевой игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. И в той и другой игре ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии. И если в сюжетно-ролевой игре целью и результатом является художественный образ, то цель театральной игры существенно иная. Она состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению.
В театральном творчестве дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости. Безусловно, «проживание» под маской множества ситуаций значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж ребенка.
В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С.Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию[8], Э.Г. Чуринова применяет как синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация»[9], В. Н. Всеволодский-Гернгросс - драматические игры, которые характеризуются «наличием художественного образа и драматического действия». Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими». А в психотерапии даже есть специальное «театральное» направление – психодрама.
Воспитательные возможности театрализованных игр широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.
Если попытаться определить место театрализованной игры в структуре базисных потребностей по П.В. Симонову[10], то оказывается, что игра обнаруживает себя на всех трёх уровнях: витальном (движение, гармоническое сочетание голоса и жеста); социальном (быть среди других, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви); идеальном (воображение, фантазия, построение мира и себя в нём, познание целостного мира через культуру прошлого).
В этой связи театральная игра предстаёт как игра особого рода, как форма образовательной художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком. В младшем школьном возрасте театральная игра служит освоению синкретичного мира сказки, ориентирована на понимание языка культуры и природы.
Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций. Творческая деятельность, во-первых, способствует также развитию высших психических функций, которые определяют успешность учебы ребенка младшего школьного возраста, во-вторых, развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Творчество способствует развитию эстетического отношения к действительности, задатками которого обладают дети младшего школьного возраста. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Кроме театральной игры, как одного из видов театральной деятельности, направленных на развитие творческих способностей, необходимо рассмотреть элементы театрализованной деятельности, в основе которых лежат игровые технологии, а именно: ритмопластику, культуру и технику речи, основы театральной культуры, работу по созданию спектакля.
Ритмопластика- система физических упражнений, построенная на движении с музыкой. Основу ритмопластики составляют разнообразные простые движения, которые в игровой творческой форме позволяют выразить эмоциональное состояние, сюжеты или образы. С помощью ритмопластики развиваются воображение и фантазия, способность к импровизации. Наиболее любимыми детьми игры: «Баба-Яга», «Снежная королева», «Голова или хвост», «Как живёшь» и др.
Культура и техника речи- игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. В процессе игр, направленных на развитие культуры и техники речи, у ребёнка формируется речевое дыхание, связная речь, чёткая дикция, творческая фантазия. Самые популярные среди детей младшего школьного возраста игры: «Считалочка», «Фраза по кругу», «Расскажи сказку от имени героя».
Основы театральной культуры - система игровых занятий, направленная на знакомство с профессиональной терминологией театрального искусства, правилами поведения в театре. В игровой форме младшие школьники узнают о театральных профессиях, примеряя роли на себя. («Здравствуй, театр!», «Звуки театра». «Играем в зрителей».)
Работа по созданию спектакля - процесс рождения театрального действа. Работа над спектаклем проходит в 3 этапа: ознакомительный, репетиционный, завершающий.
На этапе ознакомления используются ряд игровых упражнений, которые могут раскрепостить детей. Эти упражнения и игры выполняются коллективно и строятся по принципу - от простого к сложному. На основе диагностических методов на данном этапе производится подбор репертуара для театрализованного действа.
Второй этап - репетиционный- самый длительный. Здесь используется как индивидуальная, так и групповая формы работы. Проводятся игровые упражнения для развития внимания, постановки голоса, мимики, жестов, коммуникативного взаимодействия.
Третий этап - самый важный. На данном этапе происходит рождение спектакля. В процессе творческого взаимодействия развиваются потребности младших школьников в активной театральной деятельности, развиваются индивидуальные особенности детей.
Таким образом, изучив основные классификации игр, а также обратив своё внимание на взаимодействие игровых и художественно- зрелищных технологий, можно прийти к выводу, что их использование способствует творческому развитию младших школьников.
[1] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. - С.14-15
[2] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
[3] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352с.
[4] Эльконин Д.Б. Игра // Философский энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — С. 202.
[5] Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. – С. 79.
[6] Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. – С.87.
[7] Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. – 307 с.
[8] Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопросы психологии. 1966. №1. С. 62-76.
[9] Чуринова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М.: Владос, 2001.- 163 с.
[10] Симонов П. В. Мотивационный мозг. М.: Наука, 1987. – 254 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Диалоговые технологии развития творческих способностей младших школьников"
Реферат на тему"Диалоговые технологии развития творческих способностей младших школьников". Данный материал поможет учителю в применении диалоговых технологий на уроках....
Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.
Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены педагогам, выполняющим главную роль в формировани...
Описание опыта работы по теме:"Диалоговые технологии как средство развития творческих способностей младших школьников"
Данный материал содержит сведения об использовании диалоговых технологий на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников для развития их творческих способностей. Работа сопровождается красоч...
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Статья про уроки технологии...
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Статья в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции 04 июня 2018 г."ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ"...
Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий
Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...
Методическая разработка ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В методической разработке представлены конспекты уроков, которые направлены на развитие творческих способностей для младших школьников. Материалы могут быть использованы учителями школьного образовани...