Методическая разработка по теме: «Ролевые игры в группе продлённого дня с использованием компьютерных технологий».
методическая разработка (4 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из важных задач в работе с детьми в ГПД является забота о том, чтобы часы досуга, свободные от выполнения домашнего задания, проходили увлекательно, интересно и способствовали реализации творческих способностей детей.
Практически все хотят играть во что-то, что более интересно и захватывающе, чем компьютерные игры. Ребятам хочется играть в игру, в которой они бы смогли не только развлечься или повеселиться, но и использовать свои знания, полученные в школе и личный жизненный опыт. Игра, которая необходима, должна представлять собой компиляцию из большинства интеллектуальных и развивающих детских игр, обязательно быть личностно ориентированной и иметь четкую внутреннюю структуру, т. е. иметь конкретную цель, достигаемую последовательным решением ряда задач и способы для их решения.
В условиях занимательной игры, более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребёнка, формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Цель игровой воспитательной деятельности: сформировать группу ценностных отношений и общую культуру ребенка.
Формы этой игровой деятельности — формы настольной ролевой игры. Эта форма верно и в достаточной степени полно соответствует требованиям к воспитательной деятельности и позволяет достичь поставленные цели и задачи.
Возможности и структура настольной ролевой игры.
Как и любая другая серьезная игра, настольная ролевая игра имеет четкие правила и структуру, в рамках которых может полноценно функционировать. Но как вид психологической деятельности имеет видимую и скрытую от участника стороны.
Видимая сторона включает в себя саму игровую механику — правила для участников и ведущего, игровую карту, на которой происходят события, интерактивный экран для реализации визуальных игровых моментов, логичный информативно-познавательный сюжет, игровые дневники персонажей, которых самостоятельно создают и отыгрывают игроки в контексте игровой реальности.
Игровая реальность представляет собой некий вымышленный мир, похожий на исторический мир Европы периода позднего средневековья, но дополненный элементами сказочности и фантастичности — магией, мифологическими существами и еще некоторыми подобными элементами, которые повышают интересность самого игрового мира для игрока. При разработке игрового мира и игровых сюжетов был использован достаточно широкий круг мифологической, исторической и художественной литературы.
Игровые правила определяют спектр и условия действий, которые совершает персонаж под управлением игрока в игровой реальности. Созданные игровые правила придуманы так, что их совершает любой человек в повседневной жизни, то есть описываются правила по которым персонаж может работать, перемещаться, выполнять те или иные действия с предметами, общие правила для общения с персонажами ведущего и других игроков, перечень предметов, которые персонаж может так или иначе использовать, умения и способности, которые развивает игрок в своем персонаже. Игровые правила не статичны, они постоянно дорабатываются и корректируются, согласно активности и рациональным предложениям игроков.
Ведущий в процессе игры постоянно опирается на события, изложенные каждым игроком в его роли для того, чтобы не потерять самому нить развития судьбы каждого игрового персонажа.
Правила отыгрыша определяют как должно происходить общение игрока с ведущим в процессе отыгрывания им его персонажа. Определяется игровая лексика, интонации голоса свойственные персонажу игрока, мотивация действий, которые совершает игрок за своего персонажа. Все это ведущий вместе с игроком определяет при создании игрового персонажа в самом начале игры. В последствии ведущий постоянно следит за отыгрышем каждого игрока, корректируя его при выходе из роли или поощряя при достижении более высокого качества и понимании своего персонажа. Также правила отыгрыша определяют порядок игровых ходов, где игрок или группа объединившихся игроков играет с ведущим по очереди, а те, чья очередь еще не подошла или уже была, не мешали играющим.
Скрытая от игрока сторон ролевой игры заключается в психологической и воспитательно-развивающей работе, которую проводит ведущий в момент самой игры. Сюда относятся моменты психодиагностики состояния ребенка, совершаемой в момент взаимодействия ведущего с ним, коррекции его поведения, психокоррекция (при предварительной консультации с психологом). Здесь ведущий ставит перед игроком воспитательные задачи и добивается их решения, причем так как это происходит в момент игровой деятельности ребенок не всегда осознает, что с ним проводится воспитательная работа, по причине того, что он глубоко заинтересован самим моментом игры и продуктивным взаимодействием с ведущим. В момент игры сознание ребенка открыто, практически всегда он снимает свои защитные барьеры и рамки, меняет закрытые шаблоны и модели поведения на более открытые, ведь их присутствие напрямую связано с успешностью его персонажа. Очень важно четко представлять себе состояние ребенка в такой момент и уметь очень точно его прогнозировать, иначе результативность как психологической так и воспитательной работы падает, если не становиться отрицательной. По этой причине сама подготовка ведущего к проведению настольной ролевой игры является достаточно ответственным занятием, включающим в себя как постоянное отслеживание психического, эмоционального, физического и нравственного состояния каждого игрока в каждый момент игровой сессии и представлению общей динамики его развития.
Способы повышения эффективности проведения ролевой игры возможны в более тесном сотрудничестве как с психологами школы, так и с преподавателями и классными руководителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки на тему: «Дидактические игры как средство обучения младших школьников»
СодержаниеВведение Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Исторические предпосылки возникновения игры.1.2 Современные дети современные игры.1....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-596054-1424253392.jpg)
методическая работа на тему "Ролевые игры на уроках английского языка в начальных классах"
Работа содержит сведения по теории, методике проведения ролевых игр, а так же примеры из личного опыта работы над ролевыми играми по УМК Биболетовой М.З....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/17/picture-816957-1474102654.jpg)
Методическая разработка спортивного внеклассного мероприятия в группе продлённого дня (для учащихся младшего школьного возраста) «Весёлый час»
Цель: развитие интереса детей к спорту, привлечение к массовым мероприятиям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/09/picture-846242-1478667367.jpg)
Методическая разработка на тему: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры. Разнообразные спортивные игры, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-765526-1457424189.jpg)
Методическая разработка по теме "Дидактические игры и упражнения используемые для развития речи на уроках с детьми с умеренной умственной отсталостью"
Методические материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/01/picture-512228-1414848915.jpg)
Методическая разработка "Методика сюжетно-ролевой игры в коррекционной школе"
Методика разработана для практического применения в коррекционных школах для детей с ОВЗ (инвалиды по слуху)....