Внеклассное мероприятие «День письменности и культуры» во 2 классе.
классный час

Людмила Вячеславовна Кузнецова

 Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности.

В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.
В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_klassnogo_chasa_den_pismennosti.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«День письменности и культуры» во 2 классе.

Цель: способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие.
Оборудование:
творческие работы детей;
выставка книг;
аудиозапись колокольного звона, магнитофон.
картинки.
презентация к празднику «Дни славянской письменности и культуры».
 
Ученик.

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина,

Заняты школьники делом –

Пишут по белому черным,

Пишут по черному белым.

Ручками пишут и мелом:

“Нам не нужна война!”

 

      Ученик.

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

/ Хором/ Мы – славяне!


- Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи).

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.

Род, народ, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.

Сегодня мы при помощи нашего интерактивного журнала еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.

Будьте внимательны и активны!

В конце мероприятия мы подведем итоги нашей совместной работы.

Страница первая: «Дорога к письму».

1-ый Ведущий.

Итак, открываем нашу первую страницу. Всем известна поговорка: «Слово не воробей, вылетит—не поймаешь».

 - А можно ли поймать слово и передать другим? Как вы думаете?

Сейчас мы поиграем во старинную русскую игру «Поймай и удержи слово».

(Играющие становятся друг за другом, каждый последующий игрок должен повторить слова, названные предыдущими участниками, а затем добавить свое, например:

1-й—школа,

2-й—школа, учитель..
3-й—школа, учитель, дом и т. д.

Тот, кто забывает предыдущие слова или затрудняется быстро назвать свое, выходит из игры .

Передать слово другому можно иначе, если его записать. Для этого нужно было изобрести письменность. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письму.

2-й Ведущий.

 Пять тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки—иероглифы. Слово иероглиф означает «священные знаки». Каждый иероглиф означает слово. В наше время иероглифами пишут народы Китая и Японии.

Когда люди открыли рисуночное письмо, они уже прошли большой путь по дороге к письменности. Но впереди их ждало еще очень много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунков.

Страница вторая: «Первое письмо Кирилла и Мефодия».
Ученик.

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.


1-й Ведущий.

   Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
   
Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.
Константин благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку по-славянски. Старший — издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
 Сценка.

Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. — А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. — Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. — А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. — Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. — Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. — А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл
(кричит)— Так я придумаю!

В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. — Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. — Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.

Ученик.

Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

       
2-й Ведущий.

 - Ну, а как же была придумана азбука славян?

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой—легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество.

1-й Ведущий

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были, где звучала славянская речь. НЕ понравилось это  немцам и они объявили братьев и их книги вне закона. Пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Кирилл вскоре заболел Умирая, Кирилл сказал брату: » Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…»

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.



2-й Ведущий.

Сегодня мы пользуемся с вами алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой и выучить ее было гораздо труднее.

Страница третья: «Русский алфавит».

1-й Ведущий.

Следующая страничка поможет нам  перейти от славянской азбуки к русскому алфавиту.
Ученики  вам покажут некоторые буквицы, а вы постарайтесь догадаться, что они обозначили.
 ( Учащиеся выходят с написанными на альбомных листах буквицами).

                  А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать - Азбука?

-Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.
 Аз – я; Буки – буквы, книги;
Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;
Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;

2-й Ведущий.

-Можете ли вы назвать самую дорогую букву русского алфавита?

«Ъ» занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала.

 «Пагубнее всех и всего этот тунеядец «ъ» … на хвосте русских слов: он пожирает более восьми процентов времени и бумаги»- так считал О.И. Сенковский

1-й Ведущий.

Не замечая и не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет.

А сколько в нашем языке древних пословиц и поговорок, фразеологизмов, которые мы так часто употребляем.

 
Игра «Собери пословицу»

(От каждой группы выходит по 3 человека, получают полоски бумаги с частью пословицы.)

Задание: составить целую пословицу.

2-й Ведущий.

-Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. 
Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа. Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

Страница четвертая: «День славянской письменности и культуры».
ученик :

Спасибо за ПИСЬМО!

Когда-то давно люди кричали,

Показывая свой разговор.

Писать не умели и не читали.

Держали в руке , лишь топор.

На свет появились Кирилл и Мефодий,

Придумали людям письмо.

Сейчас мы читаем и пишем- ДАР БОЖИЙ!

Ах, как это было давно!!!

Сегодня себе не представляем,

Как иначе мысль передать.

24 мая-мы праздник встречаем.

И это нельзя забывать!


1-й Ведущий.


 
Отдавая дань памяти великим просветителям, болгарский народ издавна празднует 24 мая День славянской письменности.

В 1885 году такой праздник отмечался и в России. Он был посвящен 1000- летию со дня смерти Мефодия.
В школах города и области проводятся встречи с писателями, литературные вечера, конкурсы школьных сочинений, стенгазет, чтецов.

Ученик:


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем навеки.

Викторина.

1.  Какой язык является родоначальником современного языка? (Праславянский).

2. Второе название восточно-славянского языка. (Древнерусский).

3.С каким именами связано возникновение славянской письменности? ( Кирилл и Мефодий.)

4.Когда и где солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита? (24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии).

5. Сколько азбук имел славянский язык? Назовите их. ( Глаголица и кириллица)

6. До какого века употребляется славянский язык в качестве церковного и литературного? (до 17 века на Руси.)

7. Какая азбука древнее? (Глаголица?)

8. Сколько букв было в глаголице? (40 ). В кириллице? ( 43 ).

( Награждение активных участников праздника.)

   Надеемся, что наш праздник
«День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия «День славянской письменности»

Разработка внеклассного меропрития для 4 класса на тему День славянской письменности...

Внеклассное мероприятие "День семьи. До свидания, первый класс"

Внеклассноне мероприятие посвящено Дню семьи и окончанию первого классаю. Сценарий классного  праздника со стихами, конкурсами и викторинами....

Внеклассное мероприятие "День космонавтики" для 1-4 классов

Мероприятие способствует развитию общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем  школьную программу, с формированием навыков саморазвития, расширяет кругозор, воспитывает любознательность...

Конспект внеклассного мероприятия "День именинника во 2-м классе"

Цели:Празднование “Дня именинника”.Сплочение классного коллектива.Создание в коллективе благоприятного психологического климата.Воспитание творческих способностей, умений и навыков коллект...

Внеклассное мероприятие "День славянской письменности и культуры"

Цель: познакомить учащихся со славянской культурой в свете изучения русского языка;способствовать воспитанию чувства гордости за свою культуру, уважения к предкам, оставившим велик...