Праздник чая в начальной школе.
методическая разработка (4 класс)

Мамбеткулова  Токжан  Джамбуловна

Внеклассное мероприятие о чае, включающее викторину и способствующее сплочению детского коллектива. Материал предназначен для проведения праздника чая в начальных классах и будет интересен педагогам, воспитателям детских садов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_chaya_v_nachalnoy_shkole.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

          Праздник чая в начальной школе.
Описание: внеклассное мероприятие о чае, включающее викторину и способствующее сплочению детского коллектива. Материал предназначен для проведения праздника чая в начальных классах и будет интересен педагогам, воспитателям, работникам детских оздоровительных лагерей.
Цель: знакомство с историей чая, правилами чаепития.
Задачи:
- познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара;
- развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание;
- воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.
Оборудование:
на столах скатерти, чашки с блюдцами, самовар; дети в русских национальных костюмах; класс "превращается" в чайную.
Ребята приносят из дома выпечку, заранее заваривается чай.

Ведущий: Здравствуйте, люди добрые! Милости просим!   Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространенный – это чай. Его пьют в любом уголке Земли. На Руси было принято пить чай с баранками. Этот праздник, который мы сегодня проводим, поможет узнать историю чая, правила его заваривания, культуру чаепития
(На сцену выбегают два шута.)       МУЗЫКА  СКОМОРОХ
Шут 1: А вот и мы оба - Фома и Ерёма!
Шут 2: Низко поклонились -
Шут 1: Колпаки свалились!
Шут 2: Колпак надеваем,
Шут 1: Слова начинаем!
Шут 2: Мы пришли к вам оба - Фома да Ерёма -
Шут 1: Людей посмотреть,
Шут 2: Себя показать
Вместе: Да всё о чае рассказать.
(Выходят хозяйка с хозяином)
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать - так на пороге встречать.
Хозяин: Просим вас садиться. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гость: Места-то, хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не хватило.
Хозяин: В тесноте, да не в обиде.
Хозяйка: Мы гостей встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем!
Хозяин: Первым делом угощаем
Все: Чаем, чаем, чаем!
Хозяйка: Приглашаем к самовару
Все: С чаем, чаем, чаем!
Хозяин: Пейте чай, друзья, по-русски
Все: Вкусно-вкусно!                                  СЛАЙД 1
Хозяин: У каждого народа много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. И среди них на первом месте - чаепитие.
Хозяйка: А откуда и когда к нам пришёл чай?              Слайд  2
1 ученик: Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.   СЛАЙД 3
2 ученик: Чай — питательное слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций, они чай называют «ча-е», отсюда и наше слово «чай».    СЛАЙД 4
3 ученик: С древних времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком.    СЛАЙД  5
4 ученик:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.      
СЛАЙД 6

5 ученик:
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает                        
СЛАЙД 7
6 ученик: 
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой  недуг,
Чай здоровью - лучший друг!        
7 ученик: Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.  
8 ученик: Животные, которые ели листья чая, были быстрее и выносливее своих сородичей.
9 ученик: Самое удивительное, что чай собирают только женщины. Считается, что аромат женских рук, не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки, в возрасте до 16 лет.          СЛАЙД   8
Шут 1: Поиграйте на гармошке!
Шут 2: Постучите-ка на ложках!
Шут 1: Поиграйте от души,
Шут 2: Чтобы ноги в пляс пошли!
(Танец с платками исполняют девочки)
1 ученик: В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай - он полезнее.         СЛАЙД   9
2 ученик: Пить чай нужно только свежезаваренный. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее»           СЛАЙД 10
3 ученик: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы: душицу, зверобой, цветы липы, иван-чая, листья смородины, земляники, малины.         СЛАЙД 11

4 ученик: Почти 300 лет тому назад, русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были напитки с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось как «чай для заварки»
5 ученик: Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию. Первое чаепитие в России состоялось в 1638 году              СЛАЙД 12
Ведущий: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком баловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. И вот какая история произошла с одним крестьянином.
(Ученики разыгрывают сценку «Раз прислал мне барин чаю»)
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить!
Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.
Гости с барином плевались, сам он даже озверел
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?
А потом-то догадался - чай забыл я посолить!
Хозяин: Отгадайте загадку: 
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,

И всем чай пить велит. (Самовар)      
Правильно, это самовар. На Руси пили чай из самовара. Самовары появились в 1679 году. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самый лучший, самый красивый. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами.      
СЛАЙД 13
Ведущий: Я думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот вряд ли кто из вас бывал в музее самоваров. Первый музей был создан далеко от родины самовара - в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. Не так давно открыт музей самоваров в Туле.
2 ученик: Самовар видели все, а вот видимо не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварной чайник.  СЛАЙД    14
Хозяйка: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрический чайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась.
Девочка: Кум - куманёк, где ты живёшь?
Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?
Мальчик: (с самоваром)
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу!
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!
(ставит самовар на стол)
Девочка: Напекли мы для гостей много разных сладостей
Вместе: Тары-бары - растабары выпьем чай из самовара (произносят по очереди)
- с сухарями,
- с кренделями,
- с бубликами вкусными,
- с сушками, ватрушками!
Вместе: Тары-бары — растабары посидим у самовара!
Чаю сладкого попьём - и частушки вам споём!
(Девочки исполняют частушки)

1)   На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаёк
«Чайные» частушки!

2)  В пляске не жалей ботинки
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.

3)  Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

4)   Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

5)  Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нём пенится,
Погляди-ка на себя —
Ну и отраженьице!

6)  Самовар пыхтит искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

7)   Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

8)   Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай!

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы запомнили интересные сведения о чае и проведём «чайную» викторину. Победителей ждут призы!

Викторина:                           СЛАЙД 15

1. Где и когда зародился обычай пить чай?   (5 тыс. лет назад Китайским императором)
2. Когда чай впервые появился в России?  (  1638 г)
3. Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников?  (    ЦЕЛЕБНЫЙ НАПИТОК , в чае присутствуют чуть ли не все витамины)
4. Почему чай собирали только женщины?  (АРАМАТ ЖЕНСКИХ РУК НЕ ПОРТИТ ЗАПАХ ЧАЯ)
5. Какой город считают родиной самовара?  ( ТУЛА)
6. Как правильно нужно заваривать чай?        ( он должен быть всегда свежий)
7. Чем раньше заваривали воду для питья, когда чай еще не был широко известен?   (Душистые травы)

Конкурсы.                                                            СЛАЙД 16

Ведущий: А теперь - веселые конкурсы!

1. Узнай с чем чай          А) чай с лимоном       б) чай с бергамотом     в) чай с вареньем

Г) чай с молоком     е)  кофе

2.  Конкурс «Кто больше знает названий чая»

За правильный ответ, за победу в конкурсе участники получают жетоны—сушки.

Ответы: «Ахмат», «Липтон», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Акбар», «Цейлонский», «Бодрость», «Английский фаворит», «Английский аристократический», «Цветы Цейлона», «Тесс», «Гринфилд», «Твиннингс», «Дилма», «Эдвин»

 3. У кого лучше память?
Мы приготовили для зрителей ещё одно задание. Нужно вспомнить название и автора произведения.
(Ответивший правильно получает приз)
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит,
И пыхтит,
И на бабу поглядывает.
(К. И. Чуковский «Федорино горе»)

СЛАЙД  « ФЕДОРИНО ГОРЕ»


Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(К.И. Чуковский «Муха - цокотуха»)

СЛАЙД  « МУХА-ЦОКОТУХА»


Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К. И. Чуковский «Мойдодыр»)

СЛАЙД «МОЙДОДЫР»


4. Доскажи словечко (коллективная игра)
Я захотел устроить бал,
Я гостей к себе___
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ___
Ножи, тарелки, вилки тут,
Но что-то гости ___
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ___
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ___
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ___
Хозяин: Частушки вы хорошо знаете и поёте, чай тоже хорошо пьёте, а загадки наши отгадаете?

Загадки

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо (Самовар)

Бел, как снег, в чести у всех,
В рот попал - там и пропал. (Сахар)

Под одной крышей четыре брата стоят (Стол)

Как начнёт говорить - разговаривать,
Надо чай поскорей заваривать. (Чайник)

Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье, ну и объеденье. (Бублик)

Ведущий: А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь?

Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)

И в лесу, и в квасу, и в таблетке, и в конфетке. (Мята)

Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок - как медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)

Есть и украшение, есть и устрашение;
Гляди да любуйся, а руками не суйся! (Шиповник)

Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
Называется... (лимон)
Хозяин: По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, булочки, пряники.
Хозяйка: Самовар шумит, баранки на скатерти-самобранке,
И конфеты, и печенье, и душистое варенье.
Хозяин: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет, стол давно накрытый ждет!
(Дети исполняют песенку-переделку о чае на мотив «Голубой вагон».
Если вы пришли сегодня в гости к нам.
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим пышным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай. - (2 раза)
Знаем лучше доктора серьёзного —
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и ребятню
Выпить ароматного чайку.
Припев.


Шут 1: Для всех вас, взрослые и детишки:
Калачи, ватрушки, пышки,
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Шут 2: Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному пряники печатные,
Пейте чай и торт берите,
Все вместе: Чаще в гости заходите!
Ведущий: Всех гостей приглашаем в нашу чайную!      СЛАЙД 17
(Чаепитие. Во время чаепития проводятся игры по желанию дете

   

СЛАЙД 18

Что нужно к празднику :

САМОВАРЫ РАЗНЫЕ ,         ЗАВАРНЫЕ ЧАЙНИКИ

БАРАНКИ   КУПИТЬ , КОРОБКИ, БАНОЧКИ  С ЧАЕМ РАЗНОГО ВИДА   ,КРУЖКИ ДЛЯ КОНКУРСА С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ЧАЯ 5 штук                 ПРИГЛАШЕНИЯ 

ВОДА, ПЕРЕЦ, СОЛЬ, ЛУК ,ЧАЙ , УКРОП   -  для сценки

СКАТЕРТИ, ПОДНОСЫ

Конкурс «Веселый Художник»

Участвуют пять человек.

Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:

1-й участник—основную часть;

2-й участник—ручку;

3-й участник—носик;

4-й участник—крышку;

5-й участник—раскрашивает чайник.

Приступайте!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» для малокомплектной школы.

Праздник был проведен в Койской школе в 2008 году. В начальной школе учились 5 детей (девочки):2 класс – 1 учащаяся,3 класс – 1 учащаяся,4 класс – 3 учащихся.Первого класса не было. В празднике приним...

сценарий праздника Матери для начальной школы "Праздник наших мам".

Праздник Матери -самый молодой из всех наших традиционных мероприятий в школе, и в этом году его готовили учащиеся 2х классов. Вначале было много сомнений -справятся-не справятся дети?Но, поработав с ...

Сценарий праздника "Прощание с начальной школой" для школы с малым количеством детей.

Подготовить праздник, когда в классе мало детей - дело непростое. Когда в нашей школе проходит праздник "Прощ ание с начальной школой", мы привлекаем всех детей начальной школы. Предлагаю ва...

Сценарий праздника прощания с начальной школой "До свиданья, милая, добрая начальная"

Основную часть сценариев прощания с начальной школой пишу сама, стараясь подобрать тему и слова к каждому отдельному детскому коллективу. Ведь они так не похожи друг на друга! Буду рада, если мои нахо...