межпредметный модуль "Зимушка-зима"
проект (1, 2, 3, 4 класс)
«Зимушка - зима»
Пояснительная записка.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по модулю «Зимушка- зима» в подготовительном классе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Программа межпредметного модуля «Зимушка-зима» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2019), в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования (2019), и в соответствии с образовательной программы МАОУ «Санагинская СОШ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
межпредметный модуль "Зимушка-зима" | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Межпредметного модуля «Зимушка- зима»
«Зимушка - зима»
Пояснительная записка.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по модулю «Зимушка- зима» в подготовительном классе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Программа межпредметного модуля «Зимушка-зима» разработана на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2019), в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования (2019), и в соответствии с образовательной программы МАОУ «Санагинская СОШ».
Программа рассчитана на 22 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня по 30—35 мин.
Цель: развивать личность каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
1. Ознакомление с основными свойствами снега;
2. Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
3. Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (наблюдение через лупу, опыт; информационно-коммуникативных);
4. Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
5. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
6. Развитие индивидуальных способностей ребенка
Разнообразие межпредметного модуля «Зимушка- зима» позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (опыты, игры, наблюдения, изготовления снежных скульптур).
В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
Общая характеристика модуля
В основе модуля лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся.
Занятия по модулю главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, наблюдательных способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.
Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики не только пользуются знаниями, полученными на занятиях математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их:
Математика – понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами (например, изготовление кормушки квадратной формы, изготовление снежных фигур овальной, круглой, квадратной и т.д.);
Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.
Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Изобразительное искусство - использование художественных средств.
Методическая основа модуля – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с подготовительного класса.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения модуля «Зимушка-зима» в начальной школе является формирование следующих умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
• самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения модуля «Зимушка - зима» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
• определять, различать и называть свойства снега
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Регулятивные УУД:
• уметь работать по предложенным инструкциям.
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
• уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
• уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Организация выставки (изготовление снежных скульптур родителей вместе с детьми, изготовление кормушки)
- Презентация творческих продуктов учащихся (сочинение, сказки, стихи, загадки).
Тематическое планирование
№№ | Тема мероприятий | Количество часов | Содержание деятельности |
11 | Познавательное занятие «Почему идет снег?» | 1 ч | Формирование представления о временах года: зима |
12 | Защитные свойства снега | 1 ч | Знакомство со свойствами снега и его характеристиками |
33 | Наблюдение за снежинками через лупу | 1 ч | Опыты по знакомству со свойствами снега: определять, различать и называть свойства снега |
34 | Установление зависимости свойства снега от температуры | 1 ч | Расширение представлений о неживой природе, ее значении в жизни человека |
55 | Игры: «Снежная баба»; «Снежки и ветер»; «Снежный лабиринт» | 1 ч | Развитие умения играть со снегом |
66 | Таяние снега | 1ч | Формирование познавательных способностей; развитие исследовательских умений |
77 | Рисование «Снежная сказка» | 1ч | Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы |
88 | Логопедическое занятие «Изменения в природе зимой» | 1ч | Формирование знаний о природе; учить устанавливать простейшие связи между временем года и погодой |
99 | Как зимой помочь птицам? Изготовление кормушки | 1ч | Изготовить кормушку, уметь подбирать корм для птиц. |
110 | Экскурсия в лес | 1ч | Уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы. |
111 | Интегрированное занятие «Почему снег липкий?» | 1ч | Развитие любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы и закрепление общих речевых навыков |
112 | Сагаалган. | 1ч | Вводное занятие |
113 | Сагаалганай уреэлнууд | 1ч | Развитие устной речи |
114 | Ёохор | 1ч | Развитие индивидуальных способностей ребенка |
415 | Шагай наадан | 1ч | Уметь играть в паре и в коллективе |
116 | Изготовление снежных скульптур родителей вместе с детьми | 1ч | Укреплять семейные связи, участвуя в совместном творчестве |
1 17 | Экскурсия в метеостанцию | 1 ч | Познакомить с трудом метеоролога; воспитывать бережное отношение к природе |
118 | Развлечения, игры: «В гости к Тетушке Погодушке», «Знатоки природы – лучшие предсказатели погоды», «Поле метеочудес» | 1 ч | Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе |
1 19 | Как образуется лед? | 1ч | Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (наблюдение через лупу, опыт; информационно-коммуникативных) |
2 20 | Экскурсия на речку | 1ч | Уметь объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; |
221 | Гирлянда из льда | 1ч | Научить делать гирлянды из льда |
2 22 | Исполнение песен, чтение стихотворений, пословиц, поговорок о снеге, о зиме | 1ч | Совершенствовать умения выразительно и эмоционально исполнять песни, стихи; работать над развитием связной речи |
Литература:
1 . Журнал «Дошкольное воспитание», №1,2,3,4,5, 2012.
2. Журнал «Одон», №3, 2008.
3. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества.Самара. 2002.
4. Лесные поделки. Детское творчество. «Карапуз», «Гелеос». 2008.
5. Дампилова Ю. Х. Жэнхинэмэ буряад дайдамнай. Улан- Удэ «Бэлиг». 2010.
6. Окружающий мир. Учебно – справочные материалы для 1-4 классов. М.
С Пб., «Просвещение» 2012.
7.Ошоров Д.Д. Уран үгын абдарhаа. Улан- Удэ «Бэлиг». 2003.
8.Хубриков М.Б. Багашуул дуулана. Улан- Удэ « Буряад үнэн».2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"
Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....
Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.
При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интеграция позволяет научить ...
Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе
У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках - веление времени. В да...
Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...
Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе
В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...
Психологические и философские основы межпредметной интеграции
Важнейшим требованием к отбору содержания образования становится интеграция .Проблема изучения и практического применения интеграции в процессе обучения младших школьников в общей системе дидакт...
Планирование межпредметного модуля "Введение в школьную жизнь"
Календарно-теметическое планирование модуля по трбованиям ФГОС в 1 классе...