межпредметный модуль "Зимушка-зима"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

 «Зимушка - зима»

Пояснительная записка.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.  Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.  Материал по модулю «Зимушка- зима»  в подготовительном классе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.

  Программа межпредметного модуля «Зимушка-зима»  разработана на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2019), в соответствии с требованиями  Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования (2019),  и в соответствии с образовательной программы МАОУ «Санагинская СОШ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

Межпредметного модуля «Зимушка- зима»

 «Зимушка - зима»

Пояснительная записка.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.  Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в школе, помогали детям в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.  Материал по модулю «Зимушка- зима»  в подготовительном классе строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.

  Программа межпредметного модуля «Зимушка-зима»  разработана на основе Примерной программы начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных  связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться (2019), в соответствии с требованиями  Федерального Государственного образовательного стандарта начального образования (2019),  и в соответствии с образовательной программы МАОУ «Санагинская СОШ».

      Программа рассчитана на 22 часов. Занятия проводятся 1 раз в  неделю в первой половине дня по 30—35 мин.

Цель: развивать личность каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи:

1.     Ознакомление с основными свойствами снега;

2.     Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

3.      Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (наблюдение через лупу, опыт; информационно-коммуникативных);

4.     Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

5.     Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

6.      Развитие индивидуальных способностей ребенка

  Разнообразие межпредметного модуля «Зимушка- зима» позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (опыты, игры, наблюдения,  изготовления снежных скульптур).

    В процессе занятий идет работа над развитием  интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями,    формируются  умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

 

Общая характеристика модуля

  В  основе модуля лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности учащихся.

      Занятия по модулю главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, наблюдательных способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность.

   Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, ученики   не только пользуются знаниями, полученными на занятиях математики, окружающего мира,  изобразительного искусства, но и углубляют их:

           Математика – понятие пространства, изображение  объемных фигур,  выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами (например, изготовление кормушки квадратной формы, изготовление снежных фигур овальной, круглой, квадратной и т.д.);

    Окружающий мир -  изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций;  изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

           Родной язык – развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).

      Изобразительное искусство -  использование художественных средств.

Методическая основа модуля – деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с подготовительного  класса.

  Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.

 

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения модуля «Зимушка-зима» в  начальной школе является формирование следующих умений:      

• оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

• называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

• самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения модуля «Зимушка - зима» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

•  определять,  различать и называть свойства снега

•  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

•  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы.

Регулятивные УУД:

•  уметь работать по предложенным инструкциям.

•  умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

•  определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

•  уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

•  уметь  работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Организация  выставки (изготовление снежных скульптур родителей вместе с детьми, изготовление кормушки)
  2. Презентация творческих продуктов учащихся (сочинение, сказки, стихи, загадки).

Тематическое планирование

         

№№

Тема мероприятий

Количество часов

Содержание деятельности

11

Познавательное занятие «Почему идет снег?»

1 ч

Формирование представления о временах года: зима

12

Защитные свойства снега

1 ч

Знакомство со свойствами снега и его характеристиками

33

Наблюдение за снежинками через лупу

1 ч

Опыты по знакомству со свойствами снега: определять,  различать и называть свойства снега

34

Установление зависимости свойства снега от температуры

1 ч

Расширение представлений о неживой природе, ее значении в жизни человека

55

Игры: «Снежная баба»; «Снежки и ветер»; «Снежный лабиринт»

1 ч

Развитие умения играть со снегом

66

Таяние снега

Формирование познавательных способностей; развитие исследовательских умений

77

Рисование «Снежная сказка»

Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

88

Логопедическое занятие «Изменения в природе зимой»

Формирование знаний о природе; учить устанавливать простейшие связи между временем года и погодой

99

Как зимой помочь птицам?

Изготовление кормушки

Изготовить кормушку, уметь подбирать корм для птиц.

110

Экскурсия в лес

Уметь перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,  сравнивать и группировать предметы и их образы.

111

Интегрированное занятие «Почему снег липкий?»

Развитие любознательности в процессе ознакомления с явлениями природы и закрепление общих речевых навыков

112

Сагаалган.

Вводное занятие

113

Сагаалганай уреэлнууд

Развитие устной речи

114

Ёохор

Развитие индивидуальных способностей ребенка

415

Шагай наадан

Уметь играть в паре и в коллективе

116

Изготовление снежных скульптур родителей вместе с детьми

Укреплять семейные связи, участвуя в совместном творчестве

1

17

Экскурсия в метеостанцию

1 ч

Познакомить с трудом метеоролога; воспитывать бережное отношение к природе

118

Развлечения, игры: «В гости к Тетушке Погодушке», «Знатоки природы – лучшие предсказатели погоды», «Поле метеочудес»

1 ч

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе

1

19

Как образуется лед?

Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (наблюдение через лупу, опыт; информационно-коммуникативных)

2

20

Экскурсия на речку

Уметь  объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

221

Гирлянда из льда

Научить делать гирлянды из льда  

2

22

Исполнение песен, чтение стихотворений, пословиц, поговорок о снеге, о зиме

Совершенствовать умения выразительно и эмоционально исполнять песни, стихи; работать над развитием связной речи

Литература:

1 . Журнал «Дошкольное воспитание», №1,2,3,4,5, 2012.

 2. Журнал «Одон», №3, 2008.

3. Цирулик  Н. А., Проснякова  Т. Н.  Уроки творчества.Самара. 2002.

4. Лесные поделки. Детское творчество. «Карапуз», «Гелеос». 2008.

5. Дампилова Ю. Х. Жэнхинэмэ буряад дайдамнай. Улан- Удэ «Бэлиг». 2010.

6. Окружающий мир. Учебно – справочные материалы для 1-4 классов. М.

С Пб., «Просвещение» 2012.

7.Ошоров Д.Д. Уран үгын абдарhаа. Улан- Удэ «Бэлиг». 2003.

8.Хубриков М.Б. Багашуул дуулана. Улан- Удэ « Буряад үнэн».2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"

Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе

У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках  - веление  времени. В да...

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе

В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...

Психологические и философские основы межпредметной интеграции

Важнейшим требованием к отбору содержания образования становится интеграция .Проблема изучения и практического применения интеграции  в процессе обучения младших школьников в общей системе дидакт...

Планирование межпредметного модуля "Введение в школьную жизнь"

Календарно-теметическое планирование модуля по трбованиям ФГОС в 1 классе...