Воспитательное мероприятие Сохраним первоцветы Крыма
план-конспект занятия (3 класс)
Цель данного воспитательног мероприятия расширять и углублять знания детей об изменениях, происходящих в природе весной, знакомить с легендами о первоцветах, стихотворениями. Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, речь, интерес к явлениям живой и неживой природы.
Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны первоцветов. Проанализировать разнообразие растений, пользу, которую они приносят человеку. Необходимость охраны растительного мира Крыма.
Прививать навыки экологической культуры. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Первоцветы | 678.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТКРЫТЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Сценарий воспитательного мероприятия:
для 3 – 4 кассов
Подготовила:
учитель I категории
МБОУ «ОКЛ»
Богданова Татьяна Викторовна
Цель: Расширять и углублять знания детей об изменениях, происходящих в природе весной, знакомить с легендами о первоцветах, стихотворениями. Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, речь, интерес к явлениям живой и неживой природы.
Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны первоцветов. Проанализировать разнообразие растений, пользу, которую они приносят человеку. Необходимость охраны растительного мира Крыма.
Прививать навыки экологической культуры. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.
Подготовительная работа: самостоятельное изучение учащимися сведений о первоцветах Крыма, постановка инсценировок.
Ход мероприятия.
На сцену под музыку Ф. Шопена « Вальс цветов» выходит ведущий.Слайд 2
Ведущий. Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
И. Никитин
- Весна… Прекрасное время года. Пробуждается природа от долгого зимнего сна.
- Какие изменения происходят в природе весной?(Упражнение«Микрофон»)
-Сейчас мы отправляемся с вами в лес. (Фонограмма «Звуки леса»)
На сцену выходят 2 ученика и ведут разговор. Слайд 3.
Девочка: Посмотри, какая красота вокруг, как прекрасен весенний лес!
Мальчик: На дворе солнышко, капель, лужи. Весна каждый год приходит на смену зиме и приносит новизну.
Девочка: Под снегом ранней весной происходят интересные процессы. С приходом весны в лесу много солнечного света, влаги. Все это способствует росту и развитию растений. Рано весной начинают расцветать много растений, которые зимовали под землей.
Звучит гром и молния.
Ребята вышли на полянку, на которой совсем не осталось цветов. Слайд 4.
Мальчик: Что случилось, почему эта полянка выглядит так грустно? На ней совсем нет первоцветов!
Девочка: Ребята, как вы думаете, что могло случиться? (Учащиеся выдвигают свои предположения). Слайд 5.
Девочка: Смотрите, вон там идут люди, а в руках у них букеты цветов.
Мальчик: Думаю я знаю, где мы можем найти ещё одну причину исчезновения первоцветов. Давайте отправимся на ближайший рынок и выясним, прав я или нет.
Дети уходят, на сцену выходит продавщица цветов. Слайд 6.
Продавщица: Подходите, подходите, дорогие покупатели! У меня цветочки свеженькие, только из леса, специально с луковицами собирала, чтобы не вяли. Посмотрите, у меня здесь и подснежники, и пролески, и крокусы. Совсем недорого - всего 50 рублей букетик. Покупаем первоцветы!
Ой устала сегодня (смотрит в корзину). Почти все продала. Надо опять в лес пойти, цветочки нарвать. Только на ту полянку не пойду ( загибает пальцы на руке) и на эту тоже. Надо поглубже в лес идти, там ещё много осталось. Пойду быстрее, а то кто-то другой их найдет.
Продавщица уходит. На сцену выходит ведущий.( Играет грустная музыка)
Ведущий: Первоцветы – первые представители растительного мира, появляющиеся после долгой зимы. Они –символы весны, просыпающейся жизни. Но их свежесть и красота привлекают не только истинных любителей природы. Ежегодно в период весенних праздников уничтожаются сотни тысяч растений – первоцветов. Люди вырывают цветы с луковицами, что для растения означает полную гибель, но даже если цветок вырван без луковицы, это также сказывается на растении негативно – оно лишается возможности размножаться семенами, да и сама луковица может зачахнуть, так как без цветка растение не может нормально развиваться. Слайд 7.
«Первоцвет – дар весны – найди.
Остановись, вглядись, замри…
Не рви, но сбереги!»
Ведущий: Ребята, а вы знаете первоцветы нашего края?
Команды представляют домашнее задание - сообщения.
Учащиеся выслушивают команды и заполняют таблицы:
Название растения | Внешний вид | Где произростает | Когда зацветает | Примечания |
ПОДСНЕЖНИК. Слайд 8.
Ученик 1.По одной древней легенде, подснежники были первыми цветами на земле. Когда Бог изгнал Адама и Еву из рая, на земле была зима, и шел снег. Ева замерзла и стала плакать. Снежинки пожалели ее и несколько из них превратились в цветы. Ева очень обрадовалась этому. У нее возникла надежда на прощение, а цветы - подснежники - с тех пор стали символом надежды.
Ученик 2.Подснежник складчатый открывает парад весенних дикорастущих цветов и первым пробивается к свету сквозь прошлогоднюю листву на проталинках среди снега в конце февраля и в марте. Эндемик, так как больше в природе нигде не встречается – только на Крымском полуострове.
Ученик 3. На латыни растение именуется галантусом, «молочным цветком» – крымский подснежник складчатый является одним из самых крупных разновидностей галантуса.
Ученик 4. На лесной проталинке
Рос цветочек маленький,
Нежный и пушистый,
Бело-серебристый.
Мы цветок срывать не стали,
Мы его на фото сняли,
И теперь он в рамочке
На столе у мамочки.
Нина Железкова
ПРИМУЛА. Слайд 9.
Ученик 1. Латинское название Prímula от prímus. Название цветка переводится – «цветущий первым». На Руси первоцвет с любовью называли барашками. Был даже такой обычай: бросать сорванные барашки под ноги и топтать - на долголетие (хорошо, что странный этот обычай забыт!)
Ученик 2. Произрастает в южных районах европейской части России, на Кавказе, в Крыму, Южной и Средней Европе. Цветение с апреля. Растение холодостойкое- цветет на кромке снега. Древние греки считали, что первоцвет способен исцелить от всех недугов и называли его "цветком двенадцати богов".
Ученик 3. У англичан первоцвет - любимый цветок. Его растят в садах и на огородах, берут с собой в путешествия, дарят любимым. По английским сказкам, в примулах прячутся гномы, и, если весной выйти на поляну, то можно услышать, как из цветов раздается хор нежных голосков.
Ученик 4. Любима солнцем примула.
Весна же ей для стимула
То жаркий день преподнесёт,
То белым снегом занесёт,
А первоцвет не удивлён –
Он с детских лет в весну влюблён!
Галина Горлова
СОН-ТРАВА — ПРОСТРЕЛ КРЫМСКИЙ. Слайд 10.
Ученик 1. Цветение одного из наиболее красивых и таинственных весенних цветов, сон-травы, начинается в Крыму в марте–апреле и длится до мая. На проталинах, прогретых солнышком, прорастают нежные побеги, похожие на маленьких пушистых котиков. Эта мохнатая «шубка» предохраняет бутоны от весенних холодов. Цветы распускаются даже при нулевой температуре.
Ученик 2. Считалось крайне полезным иметь при себе постоянно засушенный бутон данного растения: он приносил удачу и прибыль, а также служил надежным оберегом от нежелательных мыслей и сглазов.
Ученик 3. Еще одно название имеет сон-трава — прострел крымский. Название на латыни: Pulsatilla patens. Растет в горах, дубовые леса, горные луга, степные участки предгорий и каменистые склоны. Растет не только на нашем континенте, можно встретить на территории Северной Америки, в Центральной и Южной Азии. Прострел - самый красивый весенний крымский цветок - им можно любоваться и фотографировать его бесконечно. Эти крымские первоцветы не стоят в вазах, не выдерживают пересадку. Не срывайте их!
Ученик 4. Где синеет Небосклон,
Горы погрузились в Сон,
Там Весна всегда права,
А повсюду Сон-Трава....
Тихий и пушистый След...
Синий, чуть лиловый Цвет...
Яркий, солнечный Глазок...
Дивный, сказочный Цветок...
Он приблизит к нам Весну,
Он разгонит Холод, Тьму,
Даст он Солнышку Сигнал,
Хоть сам крошечен и мал.
Л.Литвинова
КРОКУС. Слайд 11.
Ученик 1. Крокус-он же шафран крымский. Название на латыни: CROCUS . Растет в горах на открытых каменистых местах, травянистых склонах яйл. Эндемичный крымскокавказский вид.
Ученик 2. Крокус - одно из древнейших культурных растений, его посадки существовали более 3000 лет назад. Выращивали шафран ради яркоокрашенных пестиков. Из них получали краситель, который использовали не только художники, он применялся в том числе для придания тканям желтого и оранжевого цветов. Высушенные рыльца крокусов были широко распространенной пищевой приправой, специей, добавлявшей кушаньям изысканный вкус, аромат и приятный глазу цвет.
Ученик 3. Эти цветы называют "детьми радуги" : по одной из легенд, они появились на свет в тот день, когда в небе после холодного весеннего дождя встретились солнце и радуга, наполнившие лепестки крокусов силой и окрасившие их в яркие цвета.
Ученик 4. Показал сегодня фокус
Мне цветочек ранний - крокус!
Шла я утром по тропинке -
Словно в сказочной картинке
Виден из земли росточек!
А на нём – цветет цветочек!
Очень рада, что погода
И родная мать - природа
Принесли весны звоночек -
Васильковый лепесточек!
Подожду совсем немного,
И цветам другим дорога
Будет с радостью открыта!
А зима – на год забыта!
Марина Ратнер
АДОНИС (ГОРИЦВЕТ ВЕСЕННИЙ) . Слайд 12.
Ученик 1. С первыми лучами весеннего солнца оживает адонис (горицвет весенний). Адонис имеет яркие цветы от золотисто-желтой и интенсивно красной окраски, но в Крыму чаще встречается желтый горицвет. Растет на каменистых склонах и на полянах, в предгорьях и на яйлах.
Ученик 2. Название на латыни: Adonis vernalis. Это лекарственное растение было известно с древних времен, так как существуют мифы и легенды о нём. На Руси Адонис упоминается уже в XVI-XVII веках, правда больше как народное лекарственное средство. В те времена применялись настои и отвары из корней и травы Адониса (Горицвета), при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, заболеваниях почек, так же как успокаивающее при нервных срывах.
Ученик 3. Светит адонис, как солнышко ясное,
Утро весеннее, очень прекрасное.
Шарфом махровым пушатся листочки,
И янтарём заблестят лепесточки.
Наталья Лышко
ПРОЛЕСКИ. Слайд 13.
Ученик 1. Украшением весенней природы являются и «голубые подснежники» или пролески. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю.
Ученик 2. Латинское название – (Scilla taurica (Regel) Fuss, что в переводе означает морской лук, наверное, потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения.
Ученик 3. Цветет в светлых лесах с февраля по апрель. Часто можно встретить с подснежниками или крокусами. В дикой природе произрастает на юге европейской части России, в Предкавказье, Крыму, Средиземноморье.
Ученик 4. По отлогим холмам в перелесках
Звёзды чудных созвездий сверкают.
Это нежный подснежник –пролеска
Брызги синих цветков распускает.
Словно небо по склонам разлилось
Средь прозрачного леса апреля
Синим морем вокруг засветилось
Нежной краской лесной акварели…
Виталий Таволжанский
Ведущий: Молодцы, ребята, спасибо вам за то, что вы так много знаете о наших крымских первоцветах! Первые весенние цветы не только красивы, они ещё являются лекарственными растениями, используются в медицине.
Далее проводится работа в командах
Задание 1. «Разгадай кроссворд», используя заполненные вами таблицы. (Приложение1.)
Вопросы кроссворда:
1. Этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю.( Пролеска)
2. Этот первоцвет имеет два названия, одно из которых сон-трава. (Прострел)
3. В Англии верят, что в этих цветах прячутся гномы и, если весной выйти на поляну, то можно услышать, как из цветов раздается хор нежных голосков.(Примула)
4. Из этих первоцветов получали краситель, высушенные рыльца крокусов добавляют кушаньям изысканный вкус, аромат и приятный глазу цвет.(Крокус)
5. Этот цветок имеет второе название горицвет весенний.(Адонис)
6. По одной древней легенде, эти «молочные» цветы были первыми цветами на земле.(Подснежник)
Задание 2. « Цветочная мозаика»
Каждая команда получает изображение первоцвета, который нужно собрать из заготовок.
Задание 3. Составь фразу по шифру (Приложение 2)
А-1, А-2, Б-1, Б-2, В-1, В-2, В-3, В-4, Г-3, Г-4, Д-1, Д-2, Д-3, Е-1, Е-2, Е-3, Е-4.
- В этом задании зашифровано самое главное правило по охране первоцветов.
Учащиеся исполняют песню « Чтоб могли леса цвести»
(На мотив музыки из кинофильма «Новогодние приключения Маши и Вити».)
1. Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Всё живое береги
Ты на этом свете.
Припев:
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
2. Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Припев:
3. Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку
Задание 4. «Повторение правил бережного обращения с цветами.»
Ведущий.
- Скажите, кто же наносит цветам вред?
- Значит, защищать первоцветы мы должны от самих себя?
- Как сохранить красоту?
Для этого существует много разных способов:
- больше узнавать о жизни растений;
- рассказывать о них другим;
- в школе организовать акцию «Защитим первоцветы»;
- создавать заповедники;
- раздавать листовки;
- налагать штраф на тех, кто срывает первоцветы.
К сожалению, люди не умеют ценить красоту природы. Некоторые первоцветы находятся на грани исчезновения. Из-за массового сбора в Красную книгу занесено 120 видов раннецветущих растений, что составляет 30% всех редких растений.
Собираясь на прогулку в лес, помните – первоцветы занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Каждый сорванный цветок уменьшает красоту окружающего мира. Пожалуйста, не рвите первоцветы, чтобы однажды цветочные поляны и лужайки в лесу порадовали и ваших детей и внуков.
От нас с вами зависит, чтобы раноцветущие растения не только не попадали в рюкзаки, но и в списки редких и охраняемых растений, как это уже произошло с немалым количеством видов.
Ученик 1.
Фиалки, медуницы
Весной в лесу цветут.
И звездочки кислицы
Белеют там и тут.
А маленький подснежник -
Весны сынок родной,
Доверчиво и нежно,
Глядит на нас с тобой.
Ученик 2.
Цветы шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца – отрада,
Украшенье родимой земли.
Ученик 3.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Ученик 4.рассказывает стихотворение Р. Гамзатова.
Давайте пройдемся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Ты должен наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать.
Задание 5. Представление листовок.
Каждая группа показывает плакат – листовку:
«Не рвите первоцветы! Это еда для пчел и шмелей. Не оставляйте их без вкусной пыльцы!». Без этих цветов могут погибнуть и насекомые, которые первыми пробуждаются весной, и птицы, и звери. Весна не будет весной без первых цветов: подснежников, пролески, мать - и - мачехи, адониса, фиалки и других.
Итог занятия.
Ведущий: - Молодцы, ребята. Сколько вы знаете о первых весенних цветах!
Теперь я знаю, что вы настоящие защитники природы. Мне хочется подарить вам памятные открытки.
Ведущий:
- Подошло к концу наше путешествие в мир весенней природы. Мы много нового и интересного узнали. Берегите природу, любите все, что нас окружает. Будьте наблюдательными, заботливыми и добрыми. И тогда природа откроет вам свои секреты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- исследовательская работа "Сохраним первоцветы"
В учебно-исследовательской работе мои ученики рассказали об особенностях первоцветов произрастающих в Тамбовской области. Провели наблюдения на разных участках. Пришли к выводам....
Тесты к исследовательской работе "Сохраним первоцветы"
В тезисах отражена актуальность исследовательской работы " Сохраним первоцветы"...
Журнал учёта наблюдений к учебно-исследовательской работе "Сохраним первоцветы"
Журнал учета наблюдений помогает провести и зификсировать результаты наблюдений за первоцветами....
Сценарий внеклассного мероприятия «СОХРАНИМ ПЕРВОЦВЕТЫ»
Цель данного мероприятия: закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с подснежником, пролеской, цикламеном, ландышем, фиалкой;расширить знания детей о ...
Воспитательное мероприятие "Берегите первоцветы"
Разработано в ходе учебной практики....
Первоцветы Крыма
Цель и задачи:закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с подснежником, пролеской, крокусом, первоцветом, фиалкой; расширить знания детей о первоцвета...
конспект воспитательного мероприятия День Республики Крым
конспект воспитательного мероприятия...