ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ В СЕМЬЕ.
статья
Познавательный интерес – это отношение человека к тому, что его окружает, а также изучение существенных свойств окружающей действительности. Он влияет на развитие памяти, внимания, мышления, а также является стимулом развития таких качеств как целеустремленность, настойчивость, стремление добиваться намеченного результата.
Познавательный интерес у детей в семье формирует эмоциональное отношение к делу, чувство сознательности, ответственность к познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАСОВ В СЕМЬЕ
Гладкова Н.В.,
учитель начальных классов
МАОУ Шороховской СОШ
Взаимодействуя, школа и семья способствуют созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Объединенные усилия педагога и родителя, помогают формировать те качества у ребенка, которые необходимы для самоопределения и самореализации.
Для того чтобы перейти к рассмотрению понятия «познавательный интерес», необходимо рассмотреть сопряженное с ним понятие «интерес».
В психологии интерес рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [1].
Истоки интереса лежат в общественной жизни. Вне деятельности интерес человека не может развиваться, поэтому изучение интереса, вне связи с общественной средой, не сможет обнаружить ни тенденций его развития, ни возможностей управления им.
Интересы младших школьников в учебно-познавательной деятельности не всегда локализованы, так как объем знаний и опыт их приобретения невелики. Поэтому учителем должны быть сформированы приемы обобщения, но поиск детьми обобщенных приемов решения поставленной задачи нередко бывают безуспешными, что влияет на характер интереса школьников, который уделяет особое внимание не столько процессу учения, а сколько к его результату (сделал, решил, сумел). Поэтому, только с приобретением опыта познавательной деятельности, которой эффективно управляет педагог, происходит постепенное овладение обобщенными приемами, которые позволяют решать более сложные задачи учения [4].
Интерес имеет важнейшую область – это познавательный интерес. Его предметом является познание окружающего мира не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении человека проникать в многообразие мира, отражать в сознании сущностные стороны, закономерности и противоречивость [2].
Особенностью познавательного интереса является обогащение процесса не только познавательной, но и любой другой деятельности человека. Так как, любая деятельность человека содержит в себе познавательное начало, поисковые процессы, которые способствуют преобразованию действительности. Например, в трудовой деятельности человек, используя предметы, инструменты, материалы, должен изучить их свойства [3].
Невозможно воспитание интереса вне воспитания всей личности. Родители должны с самого раннего детства подготавливать основу для развития познавательного интереса.
Семья – это первичная ячейка, живущая по законам системно-функциональной достаточности, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности, интимности.
Семья включает несколько основных функций, одной из которых является воспитательная (функция первичной социализации детей). Суть данной функции заключается в создании фундамента нравственного опыта ребенка, его представлений о добре и зле и выделении основ умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества. А также воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем также заинтересовано все общество. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников [5].
Родители должны организовать жизнь ребенка, создавать те условия, которые необходимы для формирования нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня. Познавательный интерес надо специально воспитывать: вызывать положительное отношение к предметам и деятельности.
Существуют определенные пути появления интереса у ребенка, во-первых, это эмоциональное отношение к делу. Для того чтобы вызвать эмоциальное отшение к деятельности необходимо показать отношение родителей в воспитании любви к различным видам длеятельности, показать совместную деятельность, проводить беседы о роли знаний. Также необходимо проведение игр-путешествий, с помощью которых у детей развивается логическое мышление, повышается интеллектуальный уровень, расширятся кругозор. Развитию познавательного интереса способствует проведение игровых ситуаций, то есть загадки, кроссворды, головоломки, сюжетно-ролевые игры, так как если ребенок не знает правильного ответа на тот или иной вопрос, то он может отгадать слово, посмотрев в справочнике, и узнает не только правильный ответ, но откроет для себя много нового и интересного. На формирование познавательного интереса влияют конкурсы, так как привлекают своей занимательностью, расширяют кругозор, развивают активность и заставлют творчески проявить себя. В результате экскурсий, дети воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения объекта и ознакомления с ним. Экскурсии позволяют повысить уровень научности, укрепить его с практикой, а также способствуеют формированию познавательного минтереса.
Во-вторых, это воспитание сознательности, ответственного отношения к познавательной деятельности, понимание общественной важности, нужности выполняемого дела.
Как было сказано выше, что основной функцией семьи является воспитание, но также нужно не только воспитывать, но и организовывать досуг и отдых. Под досугом понимается часть социального свободного времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости. Свободное время способствует восстановлению физических и духовных сил, всестороннему развитию личности.
Семейный досуг включает в себя чтение книг, просмотр фильмов, разгадывание кроссвордов, посещение культурно-развлекательных центров и так далее, это все влечет за собой познание детьми окружающего мира. Появляется интерес узнать что-то новое и интересное, но на достигнутом останавливаться не нужно. Следовательно, семейный досуг играет большую роль при развитии познавательного интереса.
В настоящее время семья мало уделяет внимание воспитанию детей, в частности развитию познавательного интереса. Большинство родителей считает, что образовательные учреждения подготовят детей более качественно, но это ошибочно. Ведь в обучении младших школьников родители должны принимать участие и тем самым помогать, образовательным учреждениям формировать личность ребенка. Таким образом, значительна роль семьи в развитии познавательного интереса ребенка.
Таким образом, познавательный интерес – это отношение человека к тому, что его окружает, а также изучение существенных свойств окружающей действительности. Он влияет на развитие памяти, внимания, мышления, а также является стимулом развития таких качеств как целеустремленность, настойчивость, стремление добиваться намеченного результата.
Познавательный интерес у детей в семье формирует эмоциональное отношение к делу, чувство сознательности, ответственность к познавательной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Давыдов, В.В. Виды общения в обучении. – Москва: Педагогика, 2000.
- Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2011. – с. 502.
- Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - Москва: Просвещение, 2009.
- Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - Москва: Педагогика, 2008.
- Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – Москва: Педагогика, 1971. - с. 352.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приёмы внедрения в урок игровых форм обучения для формирования познавательного интереса учащихся 2 класса".
Надеюсь, что эта статья поможет учителям в организации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм для формирования познавательного интереса....
Методы формирования познавательного интереса учащихся
В начальных классах очень важное значение имеет заитересованность учеников в изучении предметов и результатов своего обучения. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радост...
Активные формы и методы преподавания окружающего мира как средство формирования познавательного интереса учащихся
Для использования в работе, а также для выступления на ШМО учителей начальных классов...
Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе".
Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках живого мира в начальной школе"....
Исследовательская деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса учащихся
Статья на тему:"Исследовательская деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса учащихся" Современное образование ставит перед собой одну из главных задач – форми...
Исследовательская деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса учащихся
Исследовательская деятельность в начальной школе, как средство формирования познавательного интереса учащихся...
«Использования метода «interactive notebooks (inbs)для формирования познавательного интереса учащихся начальных классов на уроках английского языка посредством »
Из множества современных технологий и методов преподавания иностранного языка для решения данного вопроса считаю целесообразным использование интерактивных методов обучения (строится на схеме вз...